Дополнение

См. начало: http://www.stihi.ru/2016/08/30/4683

* * *
Предположим, противоречия между 2-й и 4-й благородными истинами буддизма нет.
Признаётся, что желание избавиться от желаний причиняет своё, отдельное страдание
при прохождении по Восьмеричному Пути.

<<Википедия: "Четыре благородные истины сформулировал Будда Шакьямуни и кратко их
можно изложить так:

1. существует страдание;
2. существует причина страдания – желание;
3. существует прекращение страдания – нирвана;
4. существует путь, ведущий к прекращению страдания, – Восьмеричный Путь>>.

Будда как бы восклицает: "А я и не говорил, что будет легко по дороге!.. Страдания
прекратятся только тогда, когда будет совершён прыжок в пустоту и полное растворение
в ней!.."

Но тогда возникает неопределённость. Исчезает точка приложения не только страданий,
но и их отсутствия. Исчезает не только тот, кто страдал (и наслаждался), но и тот,
кто наконец перестал страдать (и наслаждаться). Тогда стоило ли благородными
истинами огород городить?..

Если стоматолог достигает прекращения зубной боли путём убийства пациента, то нет ли
в этом какого-то подвоха? Если вместо самоубийства тела предлагается самоубийство
души (чтобы не страдала), то чего здесь больше – добра, зла или глупости?..

И наконец, зная о том, что всемирная пустота является суммой бесконечного количества
взаимно уравновешенных противоположностей, нельзя говорить о том, что она не страдает.
Не исключено, что именно бегство от страданий и заставляет её периодически переходить
из непроявленного состояния в проявленное, то есть проходить Восьмеричный Путь в
обратном направлении, от духовного – к материальному.

(2016)


Рецензии