Сияние - новая редакция

пьеса-поэма

в соавторстве с Н. Виноградовой

(первая редакция от 07.01.2015 — http://www.stihi.ru/2016/01/07/4911)


Дорогой читатель! Перед тобой необычная поэма: это – поэма-пьеса. Современная поэзия – переплетение всевозможных стилей и течений, поэтому мы решили создать своё особенное произведение. Как нам показалось, лучший способ сделать это – написать свои мысли в новом жанре. Читая нашу поэму-пьесу «Сияние», помни, что нужно представлять не только образы героев, но их действия и их эмоции.

Она – юная поэтесса, которая только что заселилась в съемную квартиру. Как любой творческий человек, она пытается угадать, кто мог быть хозяином этой квартиры. Мы предлагаем вам услышать её мысли, окунуться в размышления и тоже стать немного поэтом.


Пролог:

Жизнь для всех – неизведанный остров,
Жизнь для нас – звёздный призрачный след.
Всё спланировать, выполнить – можно,
Но у жизни на всё есть ответ.

У судьбы есть мечты и замашки,
И на каждого планы свои.
Ей нет дела до фокусов разных,
Нас ведёт а всегда вне игры.

Она вытащит туз из кармана
И подложит в соседний рукав.
Всё, что много тебе, то её – мало:
Жизнь – препятствий, возможностей сплав.

И куда занесёт, ей известно? –
Может быть, но не зная сама,
Жизнь толкает нас в самое пекло.
Что ж, на то, значит, наша судьба.


Голос:

Мы меняем вещи, нам не редкость
что-то выкинуть, сменить, купить.
Из квартиры в дом – мы ищем место,
Где просторней нам, где легче жить.
Но всегда ли выбираем сами
Или что-то тянет нас к себе?
Мы не замечаем за делами,
Как мы уступаем бой судьбе.


Она:

И чей-то стоит в прихожей
детский велосипед.

И правда, подумать только, спустя 20-30 лет
остался в этом доме детства забытого след.
Остался. А помнит ли "мальчик",
как папа ему принёс
сверкающий, новый, манящий,
не с тройкой, а с парой колёс.
И вот он вдоль улицы, рыцарь,
как взрослый, стального коня
проводит — секунда — садится
и мчится из детства? Куда?
В прихожую. Мама и папа.
Готовить уроки и спать.
Но хочется утром сначала
не в школу, а двор покорять.

И где же тот мальчик?
Уехал, покинул родительский дом!
И тут же закончилось детство.
А помнит ли кто-то о нём?
Как каждый садился и ехал,
как каждый мечтал покорять.
От этого здесь только эхо...
А! Надо в дневник записать!


Голос:

И как бы не пытались мы уйти
От всех событий, бед и предсказаний,
В итоге отбиваемся от них,
Мечтаем, чтоб они хоть малость сдали.
Мы просим у судьбы ответ на все
Вопросы, что встречали и копили.
И, не дождавшись знака, в тишине
Виним себя и Бога, что бессильны.


Он:

Я шёл долиной смертной тени,
Я — сам себе и жрец, и пастырь,
Из миллиарда странных мнений
Я выбирал своё напрасно —
Всё закольцовано, циклично,
Всё предугадано и ясно:
Фамилии и имена, и даже клички —
Я выбирал своё напрасно.

Пора мне в путь. Пора прощаться.
Я рад расти здесь был и мыслить.
Я пожелал тебе бы счастья,
Мой старый дом, но нет здесь смысла.

О, комната, что было с нами
В минуты тягости, в минуты боли,
То никому не снилось снами,
Не выпадало в жизни долей.

А сколько счастья, вспомни, ну же!
Смотри, вот тут, прям на обоях,
Я рисовал (потом утюжил
Меня отец ремня запоем).

Вот тут сидел, вот это кресло,
Вот этот стол, за ним ученье
Я познавал, и мои чресла
Ломились прочь из заточенья.

Пора идти. Прощай, земля же!..
А, впрочем, лишним драматизмом
Не надо клеить фюзеляжи:
Не детство. Всё. Меняем призму.


Голос:

Где силу брать? И где искать ответы?
К кому прислушаться, кого не слушать вовсе?..
К чему притворство, кем оно воспето? –
Иди своим путём и думай больше,
Тогда и лишь тогда своим сознаньем
Достигнешь высшей мысли, высшей силы.
Прислушайся, вокруг – судьбы дыханье…
Оно ль тебя всегда к себе манило?..


Она:

Велосипед как будто бы начало —
с него отсчёт идёт всему.
Когда-то в детстве так на нём промчала —
как написала первую строфу.

Тогда меня переполняла гордость
за слово — как за каждый метр.
Старалась, набирала скорость,
мечтала, что создам свой свет.

Я шла к мечте, я создавала чудо
из мыслей, что роятся в голове,
и вот сейчас я чувствую как будто
волшебное таится в темноте.

Я поняла! А вдруг он был поэтом!
Ну, мальчик тот, который много лет
писал свои стихи на стенах этих
искал, как я, у вечности ответ.


Голос:

Мы все похожи, все, обманом взяты,
Идём куда-то, где не виден свет,
Идём по кругу будто бы и матом,
Мы кроем каждый новый сложный метр.
Неужто всё сначала и по кругу?
Неужто повторится всё опять?
Мы ждём чудес, а получаем муку,
Кого, скажите, в этом обвинять?


Он:

Поэты — странные весьма создания.
Твердят, что дело для людей,
Что могут в тайны мироздания
И кличут: "Вечность, овладей!.."

Вы думаете, вами правит вечность?
Нет, не вечность.
Вами правит человечность,
Из секунды в год причиняя увечья.

Те, кто юны, думают, что знают всякое,
А кто постарше — тоже мало блещут.
И те, и другие что-то там вякают,
Уверяют, что даже пук у них вещий.

Я шёл долиной смертной тени,
И вы, наверно, ей блуждали,
Если сквозь тернии своей лени
Пробились хоть самую малость.

"Люблю неизменно и верно",
"Закат догорал китайским веером" —
Вы тоже шагали слегка неуверенно,
Тоже отгораживались от людей плеером?

"Я трогал листы эвкалипта"
И "всему говорю спасибо":
И тому, что так шатко и хлипко,
И тому, что из шёлка и твида.

Я верил, я думал, я ждал, между прочим,
Что свет тоже вдруг мне блеснёт, наконец.
Но в свете рифмуются голые ночи
И тяжкий, как имя, проныра — купец.

Работа тяжёлая. Годы и вёрсты
В раздумьях и поисках: нужно ли
Душу свою этим, недомёрзшим,
На растерзание строчками чуждыми.

Самоконтроль и чистый разум.
Самоконтроль и дисциплина.
Ничто не будет вдруг и сразу,
Тернист твой путь и очень длинный.

Кому слова, но всем — лишь уши,
Живые или окна слуховые.
Из года в век сияньем кружит
Метель. Повтор всего — и ныне.


Голос:

Контроль в словах, в глазах и в строчках,
Контроль за разумом: следи же,
Чтоб не унёс в страну пророчеств
Кто не способен сердце выжечь.
Ищи свой путь, но помни: трижды
Ты пыль веков проверить должен,
Не забывай, вся жизнь – как книжный,
Ты в нём хранитель, ты в нём «Боже».


Она:

Здесь он писал, задорно и с весельем
Продумывая строчки наперед.
А здесь у кресла, споря с вдохновеньем,
Он ждал кого-то, верил, что придет.

Пришла, наверно. Я надеюсь, счастье
В след за собой вело из этих стен.
Но если нет... И ночь открылась пастью
Уж вовсе нежеланных перемен.

Влетело горе и рукой умелой
Писало за него слова поэм.
Созвездия горели в ночь капеллой,
Его стихи рождались между тем.

Он сотворял - своими ли руками? -
Любовь и свет и ненависть порой.
Его друзья забыли, избегали,
Он одинокий был, но был король.

Все было здесь, у этих стен и окон,
Рука творца, листов касаясь, книг,
Вплетала строки в строфы, словно кокон,
Чтобы в итоге вышло слово в мир.

Поэт ждал часа, чтоб его творенья
Соприкоснулись с чувствами людей
И зазвенели утренней капелью
Средь суматохи, буйства и страстей.

О, гений, ты мечтал, чтоб не бесследно
Дух сотворения касался стен!
И я здесь неслучайно, верно,
Коснувшись тайны, всё отдам взамен.


Голос:

Иди вперёд, там будет царство,
Там будет мир хороший, новый,
Там обретёшь свою ты паству,
Там ты себя найдёшь живого.
И всё же помни: были вихри,
Других носило в край далёкий,
И находили тоже. Стихли
Их голоса во тьме глубокой.


Он:

Повтор — находка для забвенья.
За время творческих утех,
Когда из ямбов делал звенья
Под дактилический орех,
Я замечал довольно часто,
Что драгоценные каменья —
Слово-эпитетные тропы
Похожи будто на знаменья
Того, что лучше бы не трогать.

Мы мысли часто выделяем,
шлифуем надфилем потом
(А кто-то — вовсе молотком,
Тем самым душу выбивая
Из своих слов. На дубе том
Потом резвятся, как макаки,
Сидят себе, чудны, в клоаке,
А думают, что на плаву.
Пускай себе сидят в углу).
У нас у всех такое дело:
Известно издревле, что есть
Повтор. Кто делает умело,
А кто-то здесь теряет честь.

Мы мысли новые хватаем,
Мы тянем жребий в темноте,
Мечтаем осенью и маем,
Забыв про чайник на плите.

Давно подмечено, что судно,
Каков бы ни был экипаж,
Идёт вперёд, на променаж.
Или на дно. Всё это — будни,
Всё так знакомо, даже нудно.
И даже, кажется, ты в раж
Вошёл, и вот готовы трутни
За мёдом гнаться, но купаж
Сей собран ранее, мой паж.

Всё было ранее, но нет,
Ты снова сядешь за сонет,
Ты снова в поясе комет,
Ты старый новый дашь ответ.
Есть связь времён, и связи нет,
Есть новый дом и старый свет.

Я ощутил давно, что нечто
Блуждает по миру в главах,
То невзначай расправит плечи,
То тут, то там как будто лечит,
И от него как будто легче,
И твёрже будто на ногах.

Я шёл долиной смертной тени,
Я утопал в мильёнах мнений,
Но знаю точно, что есть нить,


Голос:

Иди сквозь время, иди сквозь силу,
Ты знаешь всё, ты знаешь, как надо,
Сияет твой разум, забывший, как было,
Сияет и сердце, и вихри цикадой
Проносятся мыслями снежными, нежными,
Страстным потоком – девятым валом!..
Помни, кто ты, и храни надежду,
Потому что её в этом мире чертовски мало.


Она:

Я раньше чувствовала, будто кто-то
Меня рукой подталкивал вперед.
Я сочиняла строки, но знакома
Была я с ними. Человечий сброд
Все скалился над чем-то, насмехался,
Не понимая таинства минут,
В которых, как алмаз, стих огранялся,
Чтоб строки заиграли, словно кнут,
Чтоб в них мерцала сила, создавая
Невидимый, волшебный ореол,
Лучи которого, как птичья стая,
Слетались в круг и разлетались вновь.
Они должны пронзать сердца и души,
лететь, хлестая по бокам Пегаса,
чтобы имеющие уши — слушать,
чтобы глаза вкушающих не гасли.

Вот назначение и суть творений.
Из века в век сокровищами слов
Скрепляются искусства звенья,
Чтоб накормить, увы, ослов.
Ну почему случается такое,
Зачем скрывает Ариадна нить,
Которая не даст творцу покоя,
Но не позволит в бездне жизни сгнить.
Такие мысли точно брали многих,
Но большинство их отметала в ночь,
А кто смелей, тот находил дорогу,
Но всё равно был слаб, чтоб превозмочь,
Чтоб дотянуть без помощи до чуда,
Чтоб высекать из тьмы и мрака свет —
Теперь я чувствую, как это трудно,
Согласен ты со мной, мой друг-поэт?

Почти всё строки знала наперед,
Я чувствую, меня что-то ведёт.
Но не могу понять.
Я не могу назвать.
Это как будто выстрел,
И медленно и быстро,
И сложно спуск нажать.
Холодное, как сталь ножа.
И манит, и зовёт меня.

Ну кто-нибудь, ну что-нибудь
Прерви мои страдания!
Какое слово подобрать?
Мне кажется...

Он:
Сияние.

Она:
Сияние. Так вот что это было,
Вот как зовут могущество и силу,
Которые из века в новый век
Чтоб стать поэтом, ищет человек.

И может тот, кто здесь взрослел,
Это сияние узрел?


Голос:

Войско лишить боевого духа
Проще, когда осядет пыль — под вечер.
В этом пути доверяй осязанию, зрению, слуху
И голове, иначе идти будет не к чему.
Проникая на вражескую территорию,
Не забудь подготовиться к отступлению.
Совладаешь, и выхватишь место в истории,
А нет — будешь призраком пленным.


Он:

Голос твердил мне, голос извне:
"Делай, как надо, и будет веселье",
Но я не вникал, и по первости дней
Кружил хороводы в словесном бездельи.

Голос твердил: "Повторяется время,
повторно эпохи проходят своё,
главное — ногу успеть тебе в стремя,
пока не помчался взятый внаём.

Слушай мотивы, что в звуках играют,
вникай по сюжетам, что льёт тишина,
иначе рискуешь за мухой слона
ты не увидишь, как ни стараясь".

Голос твердил, только чей это голос?
Слышал во сне и встречал наяву,
видел я ранее красочный образ,
хоть не встречал. Было то...


Она:

... Дежа вю.

Только в словах, на эпитетах, в красках,
в образах, в мыслях — повсюду известно,
повсюду открыто и сжато до треска:
от Владивостока до самой Аляски.

Известно, но сбито, заброшено всеми,
заглушки стоят у поэтов на сердце,
заглушки на разуме. Бродят лишь тени,
блеклые тени, обутые в берцы.

Сияет повсюду. Но ловят мгновенья
не все, единицы, а как удержать их —
и вовсе не знают. И рушатся звенья
сияния — мира — под воздухом сжатым.

Я слышала, видела то, что не знала,
но чувство внутри намекало на вечность:
поэты — составы, бегут что к вокзалу
на скорости большей, чем требует...


Он:

... Встреча.

Голос твердил: "Тебе важно, чтоб встреча
Причала с кормой состоялась — по факту.
Тогда, если выдержат вес твои плечи,
ты сможешь словить этой музыки такты.

Хотя бы приди, не противься истокам —
в итоге мы все выползаем на отмель,
но если сумеешь, от слов твоих проку
прибудет. Всё хочешь на водке ль?

Любые виденья, любые сказанья,
словесные рифы, ритмичные пары
не требуют жертвы, не жаждут страданья —
бери, разливай по посуде и таре!

Не вздумай юлить, уклоняться от встречи,
иначе теней не пройдёшь ты долиной".
Мне голос твердил, угрожая увечьем,
взамен говорил, что я стану...


Она:

... Былина.

Я чувствую, здесь есть какая-то сила,
я чувствую, здесь — место знатных сражений,
и, кажется, сила меня искусила!
Хочу я ещё, я хочу продолжений!

Легенды гласят (я их много читала),
что слово в начале над миром едино,
приятнее сна и прочнее металла,
чернее, чем ночь, и светлее блондина.

Но в силу тлетворных и глупых влияний
порвали с реальностью нити для связи,
и тут же увяз в сумасброде и пьяни
мир словоформенный, словно в экстазе.

Слово осталось, но — не поддаётся,
само выбирает объект предсказанья,
само выбирает, кого кнут коснётся,
и если коснётся — дарует...


Он:

... Сияние.

Эпохи — сменяются, всё — остаётся.
Предметы и быт обретают названия.
Новое — старое, старое — вёсла,
на них налегай — такова нынче мания.


Она:

Повтор — не обыденность, но и не данность.
Время — циклично в своей суматохе,
и видеть, как прошлое топчат — так странно,
ведь именно в нём — ключ для новой эпохи.


Он:

Тот голос, что мне повторял заклинанья —
мой внутренний голос, всего созидатель.
Приняв соглашенье, открыл я сиянье,
увидев по новой и лица, и даты.


Он:

Возможно, времени вся соль — похожесть,
приняв сияние, ты обретёшь на всё ответ,
но вместе с тем, вот здесь, в прихожей
стоит забытый детский велосипед...


Эпилог:

Храни своё слово, храни свои мысли,
Стремись светом стать, всех вокруг ослепить.
Поэзия таинством пусть будет высшим,
При этом звездой для людей должна быть.
Творец, ты судьба и ты жизнь в то же время,
В тебе водопадами буйство страстей
Играет на солнце, сиянием грея
Слова всех творений твоих и идей.
Но будь осторожен: сияние – слепит,
Оно – то обман, то надежда, то ложь…
Но ты, стар и юн, тот, кто им овладеет
И сам засияешь – наточенный нож.
Твоё слово будет и звонко и колко,
Кого-то слепить, а кого-то вести.
Так делай же мир свой узорами тонкими,
Оттачивай слово, оттачивай стиль.

31.08.2016


Рецензии