В Италии. Из дневника. 1996 год. 3Ра

                В Италии. Из дневника. 1996 год. 3Ра

                Равенна (окончание)

                Церковь Сан Франческо, у стен которой первоначально покоились останки Данте, за которыми потом шла настоящая охота (см. в Википедии — могила Данте), стоит осмотреть. Внутри она очень похожа на упоминавшуюся церковь Евангелиста — трехнефная базилика с двумя рядами мраморных колонн. Центральный неф завершается полукруглой апсидой с окнами. Под ней  находится затопленная водой крипта X века с мозаичным полом и толстыми мраморными колоннами  В боковых нефах сохранились элементы первоначальной базилики: скульптурные фрагменты VIвека и украшенные саркофаги.
                Вместе с несколькими посетителями — итальянцами я спустился по лестнице сбоку от алтаря в крипту. Вход замурован. Осталось только небольшое окно, закрытое решёткой. Внутри темно. Для освещения нужно опустить монету в 300 лир в автомат.  Итальянцы ждут, что это сделаю я: турист- иностранец — значит должен платить за гостеприимство! Бросаю монету, крипта освещается и мы видим затопленное кристально прозрачной водой до половины стен большое помещение с выщербленными сыростью колоннами и красивой мозаикой пола с разбросанными  монетами — дар туристов.
                В этом подземном бассейне живут золотые рыбки — вуалехвостки, Одна из рыбок направляется к нам, видимо, ожидая корма.  Вместо этого бросаем по монете на память о себе. Рыбка недовольно взмахнула хвостом и покосилась на нас одним глазом,а другим на монеты. «Их рыбка - одноглазка стережёт" — вспомнилось мне фраза Мельника из оперы Даргомыжского.   
               От собора св.Франческа направляюсь, как предлагает путеводитель, к самому древнему ( пятый век) строению Равенны — баптистерию  Православных (Battistero Neoniano). Конечно, он к современному православию не имеет отношения. Это крестильня древней христианской базилики, на месте которой сейчас стоит архиепископский собор более поздней постройки. Но наличие в Равенне двух баптистериев разных древних христианских направлений, существовавших еще задолго до разделения церквей, говорит о многом. Арианскую «ересь»  исповедовали кроме части римлян большинство варваров (готы,вандалы), захвативших Западную Римскую империю  в пятом — шестом веках. Ортодоксального направления христианства придерживалась большая часть коренных римлян со времен получения христианством статуса государственной религии. Несомненно между сторонниками этих течений могла идти вражда, как это бывает со всеми конкурирующими течениями в религиях.
                По пути к баптистерию вышел на довольно просторную площадь, ограниченную с трех сторон большими зданиями: с одной стороны — дворец с роскошным фасадом в стиле барокко, с двух других — монументальные муниципальные учреждения. На нижнем цоколе одного из них красовался намалеванный белой краской огромный лозунг: DISTUGO ERELA LOGICA DEL CAPITALISMO SERUTIARE UN NOMO EIU VERO TERRORISMO. Пятиконечная звезда завершала надпись.  Перевести текст на русский  можно примерно так: «Уничтожим бессмысленную логику капитализма изучением терроризма». Что ж , это еще одно подтверждение бушующих в тихой Равенне страстей, которые не угасают с раннехристианских времен. Ортодоксы и их противники продолжают борьбу.
                Но вот и архиепископский собор, рядом с которым в цветущем дворике граненая ротонда баптистерия. Внешне он отличается от баптистерия ариан строгой красотой своей восьмиугольной формы. Вход сюда, как  и в прилегающий к архиепископскому собору Музей древностей Равенны, платный. В отличие от западных туристов, стоявших в большой очереди ко входу, я сэкономил 10 000 лир (10 долларов по курсу 1996 года) и прочитал о внутреннем убранстве баптистерия в путеводителе:
               
                «Внутреннее пространство делится на три яруса: в нижнем ярусе выстроено восемь арок, опирающихся на восемь колонн. На мозаиках по кругу изображены небольшие мужские фигуры пророков, по стилю напоминающие изображения на мозаиках мавзолея Галлы Плацидии.
                Наиболее впечатляющими являются мозаики купола. В центре расположен большой медальон со сценой Крещения Господня. Большой крест, украшенный драгоценными камнями, который держит Иоанн Креститель, разделяет пространство пополам. Иоанн, стоя на цветущем берегу, поливает водой голову Христа, погруженного в воды Иордана. На Христа нисходит Святой Дух в виде голубя. Справа изображен персонаж с полотенцем в руках - персонификация реки Иордан. Вокруг медальона помещены  мозаичные фигуры двенадцати апостолов».

                Вход в архиепископский собор свободный. Это перестроенный древний храм с барочным фасадом и интерьером. Древнее его происхождение заметно со стороны баптистерия, на который он смотрит двойными стрельчатыми окнами и розеткой. В храме кроме алтаря несколько капелл. В одной из них древняя икона Девы Марии. В маленьком зальчике около неё можно поставить светильник и помолиться, что я и сделал, приобщившись тем самым к раннему христианству еще раз.
                Выйдя из храма во дворике около баптистерия, я решил узнать название роскошно цветущих там деревьев. Призвав на помощь всё свое знание итальянского языка, я спросил у двух проходивших девушек, что это за «fiore». Девушки сначала, видимо» приняли мои слова за комплимент, а потом улыбаясь, знаками ответили , что не знают. Одна из них, действительно , красивая, как цветок, скрылась в парадной жилого дома напротив садика. Неужели красивые итальянки совсем не любознательны?
                От собора хотел было направиться в сторону мавзолея Теодориха. Но посмотрев на часы, понял что не успею его осмотреть: он находится почти за городом позади вокзала. Поэтому снова зашагал к улице Данте, чтобы проститься с городом в капелле великого итальянца, в которой мраморный саркофаг в конце концов успокоил его прах.
Я зашел в мавзолей. Что я там увидел, поведает дословно выдержка из Википедии:

                «Внутри гробницы находится саркофаг с урной, изготовленной в 1483 году по указанию Бернардо Бембо. Саркофаг украшен латинской эпитафией, написанной в 1327 году Бернардо Каначчо:
                «Государевы права, небеса, воды Флегетонта, я воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь душа моя ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя, здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отечества, родной Флоренции, мало любящей матери.»
Над саркофагом помещён барельеф с портретом задумчивого Данте перед подставкой для книг (перенесён с его захоронения в церкви Сан Франческо). Выше находится позолоченный крест, установленный в 1965 году к 700-летию Данте по поручению папы Павла VI. На полу в центре мавзолея находится бронзовый венок, возложенный на гробницу в 1921 году от итальянской армии. С потолка свисает лампада, которую заправляют маслом из Флоренции, привозимым в Равенну ежегодно в сентябре, когда в городе проходит «Дантов месяц».

                Я вышел из мавзолея и направился к вокзалу. Мой поезд должен был скоро увезти меня обратно в Римини. Но из тихой и малолюдной Равенны не хотелось уезжать. «Оставь сомненья, сюда вошедший» - вспомнил я стихи из «Божественной комедии». Они были написаны на воротах Ада. Равенна, без сомнения ни чем не напоминала его. Она не является и Раем для туристов. Скорее Чистилищем, где можно освободиться от грехов цивилизации.

                28.08.2016 г.

        Стихотворения автора о Равенне можно прочитать по ссылкам:

        http://www.stihi.ru/2010/06/06/2547

        http://www.stihi.ru/2012/01/16/9525


Рецензии
Владимир, спасибо за увлекательное путешествие по Равенне, если когда-нибудь окажемся там, обязательно воспользуюсь Вашим путеводителем, так подробно и доступно Вы рассказываете! Счастье, что Вам удалось сохранить дневники, а иначе сложно в мелких деталях восстановить в памяти путешествие 20-летней давности...

с симпатией

Лолита Штерн   09.10.2016 11:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Лолита, за отклик и на эти воспоминания отдыха. Всегда вел записи в туристских поездках, как вид путевого творчества. Вот, пригодились... Отобрал самое, на мой взгляд, интересное и менее известное из итальянских экскурсий. Остальное есть в путевых стихах... Еще раз спасибо и удач во всем! В.

Владимир Гоголицин   09.10.2016 14:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.