Храм Пращуров

            отклик на стих "Звартноц"
              Эдгара Мирзояна

"ХРАМ БДЯЩИХ СИЛ" хранит Богов печать,
способную молчать красноречиво,
о мудрых пращурах, которых величать
так рада кровь, ликуя в наших жилах.

Звартноца зодчие сквозь вечность дарят нам
дворцы, летящие подобно кораблям,
благоговея перед этим даром,
молитвы шлём праРодине - СтоЖарам*.

Овладевая тайнами предтеч,
поэм окаменевших слышим речь,
дыханьем звёздных пилигримов живы -
в сердца ключ к тайнам воплощает Джива*.
***

Жива -  Джива Богиня жизни зороастрийского  пантеона.
Стожары* - Из созвездия Большой Медведицы сияет планета -
Родина наших пращуров зодчих-огнепоклонников.

Звартноц

Эдгар Мирзоян

ХРАМ БДЯЩИХ СИЛ

Окружность, сопряженная с Крестом!
А Крест - о Четырех Пилонах,
Экседрами, изящными в колоннах,
Раскинулся Божественным кольцом!

От тех пилонов-изваяний,
Над капителями орлов,
Пятами мощных оснований,
Застыл могучий свод Основ.
Одна Основа держит ярус,
Другая – чертит Круг стены,
Как древний двусторонний парус-
Свод обоюдной кривизны!

И тридцать две раздвоенных пилястры,
Как по два близнеца, стоят в Кругу.
Камнями обрамив ажурную узду,
Весь ярус окружает фриз прекрасный.

Над арками окон продольных,
Исполненными Тайнами Отцов,
Раскинулся ряд окон сольных,
Оправами блистательных Венцов.
Карниз плетеный ярус величавый
Венчает, с Кругом тем сойдясь;
В величии он кажется столь малый,
Что ускользает, ввысь стремясь.

Второй же ярус, меньшим барабаном,
Свободно вырастая из оков,
Как-будто круговерть из снов,
Пленит простым и вольным станом.

У арок стройных, с двух сторон,
Устроен ряд владык примкнувших-
Священная гряда полуколонн,
Словно строй факелов потухших.
И вновь спрягает круг стены,
Карниз чудесной властью полный.
Как-будто в направлении стрелы
Вершит тот ярус скат наклонный.

И вот, он – малый ярус Третий!
Со скромностью юнца, увенчанно стоит,
Могуществом Венца и кротостью разит!
И Свет его аркад, летит сквозь ряд столетий.



Примечание:

Часть вторая
Древнейший Символизм в армянской раннехристианской архитектуре на примере храма Звартноц (Отрывки из Третьего Раздела "Мистерий Древней Армении")

Как известно, храм Бдящих Сил, а именно так переводится название Звартноц с древнеармянского, был основан в середине седьмого века, в 641 году, по распоряжению Нерсеса III халкидонита, и окончательно завершен в 652 году (рис). Однако, датировка строительства храма не является абсолютно точной.
 
Преемственность в символике храма Звартноц

Как известно, из реконструкции Тораманяна, храм Звартноц был спроецирован и возведен в виде трехъярусного сооружения, напоминающего причудливую дворцовую архитектурную композицию (рис). Интерес к Звартноцу проявляется не только из-за его не обычной для христианской архитектуры раннего средневековья формы, но и из-за кажущейся, на первый взгляд, загадочности, которую таило в себе само здание.
Храмы подобного типа в христианских государствах впервые появляются, как было уже отмечено, в самом начале VI столетья и подобные архитектурные типы продолжают господствовать вплоть до середины XI века. Здесь необходимо упомянуть ряд армянских храмов типа Звартноц, а именно Банак (VII век. Северо-западная Армения), Лякит (VII в. Кавказская Албания), Ишхан (VII в. Построен до Звартноца. Северо-западная Армения), Гагикашен (X в. г. Ани Западной Армении) [Марутян, 1989].
Небезынтересна также и орнаментировка в храме Звартноц, которая также как и архитектоника уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Разберем для начала единственный поясной фриз первого яруса храма. Данный фриз, сохранившийся в деталях, представляет собой богатый, сплетенный из гранатового и виноградного барельефов узор. Фриз высечен таким образом, что заполняет все пространство между круглыми окнами второго этажа и архивольтами арок первого этажа того же яруса. Что представляют собой гранат и виноград в эзотерическом аспекте?
Для того, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо вникнуть в суть самого растительного орнамента, который является одним из древнейших типов мировой символики. Идея орнамента подобного типа кроется символах Мирового Древа и Лотоса.
Мировое Древо – великий символ всех древних народов, несущий в себе, прежде всего, идею как Космогенезиса – вечного иерархического развития Миров, так и Антропогенезиса – развития принципа Человека как принципа Микрокосма в Макрокосме. Все последующие изменения в данном символе, в большей степени, являются дополнениями и декоративными мелизмами. Что же касается фриза храма Звартноц, то он почти полностью перенят от более древних иранской и индийской символик, и вбирает в себя четыре основных Идеи:
1. Идея Иерархического космического развития,
2. Идея Жертвы,
3. Идея Тайны,
4. Идея очищения и освобождения, как взаимосвязанные между собой.
Таким образом, сам фриз вмещает в себя Древо Жизни: Иерархическое космическое развитие – виноградную лозу – Идею Вечности, Идею Очищения и Освобождения, как взаимосвязанные между собой; гранатовое дерево: Идею Жертвы, Идею Мудрости и Праведности, как взаимосвязанные между собой, так же как и виноградная лоза.
Все вышеизложенные символы, как было отмечено, являлись священными и у индоиранцев. Вообще нужно отметить, что нынешнее христианство, также как и ислам и иудаизм, всецело обязаны Зороастризму. Продолжая анализ декора храма Звартноц, необходимо обратить внимание также и на орнамент капителей колон, как экседр, так и отдельно стоящих позади пилонов, о которых вкратце уже отмечалось выше. Колонны экседр имеют корзинчатые капители с волютами, скорее парфянского эллинистического типа, нежели чисто греческого. Нужно к этому добавить, что византийский орнамент, в основном, базируется на двух типах символик: иранской и греческой, отсюда и синтез стилей. Сама капитель колонны также несет в себе сокровенный смысл. Особый интерес вызывают отдельно стоящие колонны с капителями в виде орлов, которые стояли позади трапециевидных пилонов в храме Звартноц. На этих колоннах держалась основная масса от большепролетного каменно-бетонного пояса двойной кривизны, посредством удержания в местах сочленения каждых двух больших сводов. В каждом таком своде брали начало шесть малых сводов, которые садились на капители экседровых колонн. Данный большепролетный пояс, имея поясное сводчатое перекрытие, держал на себе второй этаж первого яруса храма. Подобная конструкция, по всей видимости, была и в копии Звартноца Гагикашене зодчего Трдата в Ани. Вышеуказанные колонны с орлиным ордером также имеют свои архетипы в древнейшей архитектуре Востока. Орел, наряду с Овном и со Львом – символ Солнца.
Особое место занимают барельефы людей-строителей в архивольтах наружной  стены первого яруса. Зодчий Иоанн, чье имя высечено под одним из барельефов, неслучайно поместил из людей в архивольтах только строителей. В этом, незаметном на первый взгляд, шаге, который ныне расценивается как дань уважения труду строителей, кроется чрезмерно глубокий философский смысл, ключ к которому заложен в некоторых петроглифах, найденных при раскопках руин храма Тораманяном.

Философское объяснение пирамидообразного купола и арки

Некоторые исследователи армянской христианской архитектуры склонны полагать, что армянские храмы VI-VII веков были построены под влиянием византийской архитектурной школы, одной из отличительных особенностей которой являлся сфероидный купол. Прежде чем опровергать или подтверждать данные утверждения, которые большей частью своей базируются на достаточно веских исторических фактах, следует детально рассмотреть сам принцип купола в архитектуре. С глубокой древности принцип храма представлял собой модель Космоса в различных его проявлениях, выраженной с помощью ряда символов, о которых было сказано выше. В рассматриваемом нами примере, храм олицетворял собой принцип Космоса в виде Колеса Мира или Свастики. Как было отмечено, многие армянские христианские храмы, с начала V в., являлись носителями именно этого Принципа и именно в данном проявлении. Кульминацией в построении подобных храмов являлся купол на массивном барабане. Важно отметить, что в самой Византии центрально-купольные и крестово-купольные храмы появились лишь в VI  в. н. э. один только этот факт может лечь в основу для опровержения мнения о том, что армянская храмовая архитектура эпохи христианства базируется на византийском фундаменте. Существует ряд предположений относительно того, откуда происходит крестово-купольный храмовый тип в христианской архитектуре. Естественно, что данный тип отображает саму христианскую идею Распятия как вселенскую Жертву. Но как уже отмечалось выше, Крест – символ Мира – древнейшая космогоническая форма. Таким образом, Крест и есть вместитель центра, т.к. он – Крест есть сам Центр – Изначальная Точка в своем вечном проявлении.
Из вышесказанного явствует, что в архитектуре идея купола могла зародиться только после претворения Идеи Креста, т.к. первый есть отображение второго. И, если Крест в Круге является носителем Идеи Вечного Проявления, т.е. Движения, то купол несет в себе Идею уже завершенного локального миропорядка; тот же принцип вовлечен и в арку как одного из самых древних символов Неба. В основе этих двух символов Мира лежит сфера и круг.
В древней архитектуре, как уже отмечалось, посредством символов, включенных в геометрию самих зданий, отображали модель Вселенной; как будет показано ниже, так же был спроецирован и Храм Бдящих Сил – Звартноц. С течением времени, при различного рода исторических изменениях, менялась, порой до неузнаваемости, истинная трактовка того или иного символа, но геометрия этих символов не менялась никогда, тем самым, сохраняя свои истинные значения; символы эти господствовали и господствуют ныне в архитектуре. Таким образом, купол как в дохристианской, так и в христианской средневековой архитектурах, равным счетом, как и в исламской, являл собой символ законченного, но постоянно обновляющегося цикла  Проявленного Космоса.
Почему же в армянской архитектуре, в отличие архитектуры византийской или славянской, была принята форма пирамидообразного или конусообразного куполов? Ответ на сей вопрос кроется также в философии. Вновь обратимся к архитектуре египетских пирамид. Кроме уже рассмотренных вселенских принципов (Иерархии и Додекаэдра), пирамида представляет собой символ Проявления и, одновременно, Затухания Космоса. Купол и основание храма, как это будет показано ниже на примере храма Звартноц, тесно взаимосвязаны. Если основание олицетворяло собой основу Мира, то купол был олицетворением постоянного обновления на основе Вечного Закона Движения. Воистину, храм Звартноц и храмы его типа являли собой весь Беспредельный Космогенезис со всеми Принципами.


(Фото: макет, схематические реконструкции, план и руины храма Звартноц. Видны экседры, поодаль от них колонны с орлиными капителями)

(Эдгар Артурович Мирзоян)
 


© Copyright: Эдгар Мирзоян, 2015
Свидетельство о публикации №115091609138





Авторы   Произведения   Рецензии   Поиск   О портале   Ваша страница   Кабинет автора
Стихотворное размышление на религиозную тему...
Арлед Константинов
Я вижу пустые глазницы того,
Кто правит свой бал и коварно,и хитро...
Питаете вашей надеждой его,
Любовью своею и жаркой молитвой...

Он-рыщет,он-алчет,глумится,царит,
Он вас разделяет и сам,разделившись,
Ужасный обман в этом мире творит,
Овцой безобидной легко притворившись.

Вкушает он ненависть вашу и боль,
И радостью вашей,и благоговением
Не брезгует он,а земная юдоль
Ему безразлична,стенанием ли,пением

Молитвенным лишь бы кормили его,
Связав с ним одним все волшебное в мире
И видели в небе его одного-
Единого Бога в багряной порфире...

Он с вами всегда-в ваших снах и мечтах,
В кино,в ваших сказках и там,в подсознании,
У вас поселившись,Господь ваш-гаввах
Вкушает,а вас оставляет в незнании.

В Синайской пустыне не очень давно,
Себя осознав,как отдельного Бога,
Силенок собрав,он плохое кино
Снимает про вас сотни лет,по-немногу.

Весь мир он кровавой пятою накрыл,
Всучив вам свои золотые скрижали,
И пыл кровожадный его не остыл:
Готов он на все,лишь бы вы обожали

Его,лишь бы верили в святость его-
Что он-самый главный,что он-несравненный,
Что он создал всех вас и до одного,
Что он- управитель,властитель Вселенной!

Но это не так!Это -ложь и обман,-
Он-сгусток энергий разврата и лени,
Он- трусости,алчности злой наркоман-
Народа убогого сумрачный Гений...

Поймал на гордыне его и повел
В атаку на мир,ну а сам расплодился,
В сусальных иконах застыл,как орел:
Над миром славянским святым воцарился...

Впитал свет поверженных Русских богов,
Подправил свой облик надменный и злобный
И образ напялил халдейских волхвов
С седой бородой и улыбкою сдобной...

Потом лицемерно на собственный хвост
Слепцам указал:-"Вот он,дьявол,-воюйте!
Он враг ваш,а чтобы не встал  в полный рост,-
Его распинайте,сжигайте,линчуйте!"

Ему все сгодится-все жертвы,вся боль,
Вся эта убитая бедная нечисть,..
Лишь только бы ваша земная юдоль
Забыла и радость,и Рая беспечность...

Чтоб с дьяволм бились,как с главным врагом,
А после его самого же молили...
Чтоб надвое был разделен каждый дом,
Чтоб плевелы вместе с пшеницей хранили...

Чтоб кланялась дьяволобогу Земля,
Когда он на троне в алмазных одеждах,
Любовью и верой своей почём зря,
Молитвой святою и кротостью нежной...

Кормила его и когда он срывал
С себя золотые кресты и короны
И в адском обличии над миром вставал
И алчно вдыхал фимиам похоронный.

Вот так,разделившись,и вас разделив
На тех,кто не спасся и тех,кто спасется,
Он властвует,мир весь почти захватив,
А,вообщем,он гнойным нарывом зовется...

И в будущем высохнет он-отпадет
Трухой бесполезною,пылью на траву,
И Боготворец-человек обретет,
Все то,что ему полагалось по Праву!
****

© Copyright: Арлед Константинов, 2015
Свидетельство о публикации №115010500881


Рецензии