И подняться бы надо, да время не то
Лютый
С. Ю.
И подняться бы надо, да время не то,
чтобы русскую Славу набегом потешить…
Не Олег брал Итиль! Я в отцовском пальто
и стою потому, и не выйду, допреже
не заткнётся безграмотность. Так говорю:
Обращающийся Святослава удержим
меч язычества нашего! Встанем за Русь,
опрокинем Итиль
и в другой раз…
Зри нежить!
* * *
«
Один арабский путешественник описал устройство древней Хазарии, той самой: "Как нынче сбирается вещий Олег...". Так вот, у этого воинственного кочевого народа с тюркскими корнями, верховным правителем считался каган. Причем власть его казалась беспредельной: он по усмотрению своему, распоряжался жизнью и имуществом подданных. Однако "негоже царю в фекалиях ковыряться", поэтому поручил он повседневное руководство хазарами, своим помощникам, сам предаваясь так сказать, отдохновению. Все его подданные в это свято верили, а куда деваться, усомнишься: "помощнички" кагана, живо головку, через чур задумчивую, усекут.
»
Из серии План Путина: "Секрет "Полишинеля" или почему ЕдРо так "раскорячилось". | Блог Сергей Юрков | КОНТ
https://cont.ws/post/314607
* * *
«
964 год застал Святослава на Оке, в земле вятичей. Война русов с хазарскими иудеями уже была в полном разгаре, но вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, киевский князь не решился. Сила русов X в. была в ладьях, а Волга широка. Без излишних столкновений с вятичами русы срубили и наладили ладьи, а весной 965 г. спустились по Оке и Волге к Итилю, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врага между Доном и Днепром.
Поход был продуман безукоризненно. Русы, выбирая удобный момент, выходили на берег, пополняли запасы пищи, не брезгуя грабежами, возвращались на свои ладьи и плыли по Волге, не опасаясь внезапного нападения болгар, буртасов и хазар. Как было дальше, можно только догадываться.
При впадении в р. Сарысу Волга образует два протока: западный — собственно Волга и восточный — Ахтуба. Между ними лежит зеленый остров, на котором стоял Итиль, сердце иудейской Хазарии. Правый берег Волги — суглинистая равнина; возможно, туда подошли печенеги. Левый берег Ахтубы — песчаные барханы, где хозяевами были гузы. Если часть русских ладей спустилась по Волге и Ахтубе ниже Итиля, то столица Хазарии превратилась в ловушку для обороняющихся без надежды на спасение.
Продвижение русов вниз по Волге шло самосплавом и поэтому настолько медленно, что местные жители (хазары) имели время убежать в непроходимые заросли дельты, где русы не смогли бы их найти, даже если бы вздумали искать. Но потомки иудеев и тюрок проявили древнюю храбрость. Сопротивление русам возглавил не царь Иосиф, а безымянный каган. Летописец лаконичен: «И бывши брани, одоле Святославъ козаромъ и градъ ихъ... взя». Вряд ли кто из побежденных остался в живых. А куда убежали еврейский царь и его приближенные-соплеменники — неизвестно.
Эта победа решила судьбу войны и судьбу Хазарии. Центр сложной системы исчез, и система распалась. Многочисленные хазары не стали подставлять головы под русские мечи. Это им было совсем не нужно. Они знали, что русам нечего делать в дельте Волги, а то, что русы избавили их от гнетущей власти, им было только приятно. Поэтому дальнейший поход Святослава — по наезженной дороге ежегодных перекочевок тюрко-хазарского хана, через «черные земли» к Среднему Тереку, т. е. к Семендеру, затем через кубанские степи к Дону и, после взятия Саркела, в Киев — прошел беспрепятственно.
»
Древняя Русь и Великая степь
Лев Гумилев
Свидетельство о публикации №116082603638