Если у вас нету тёщи-воспоминания о бардах 60-ых г

   
       Если бы вчера вечером я случайно в одной из телепрограмм не наткнулся на отрывок из Рязановской "Иронии судьбы" и если бы до Нового Года не оставалось всего 4 дня, эти мои воспоминания появились, обязательно появились, но где-нибудь уже в январе или в феврале. А так, всё сошлось. И потому, усаживайтесь поудобнее и читайте о том времени, когда мы все были молодыми, а многие из вас ещё и на этот свет не появились. Если бы вчера вечером я случайно в одной из телепрограмм не наткнулся на отрывок из Рязановской "Иронии судьбы" и если бы до Нового Года не оставалось всего 4 дня, эти мои воспоминания появились, обязательно появились, но где-нибудь уже в январе или в феврале. А так, всё сошлось. И потому, усаживайтесь поудобнее и читайте о том времени, когда мы все были молодыми, а многие из вас ещё и на этот свет не появились.

        Осенью 1966-ого года мне было 20 лет и я учился на 2-ом курсе гидрогеологического факультета МГРИ(Московского Геологоразведочного Института). К началу рассказа-воспоминания, я был членом факультетского бюро ВЛКСМ(комсомол) и занимался культпросветной работой. Работа моя заключалась в выпуске стенной газеты и в организации студентов-гидрогеологов на всякие культмероприятия в институте. Особенным успехом у нас пользовались вечера студенческой песни. Сами понимаете, ну как это геологи и не поют. Пели, конечно. И были в институте свои лидеры в этой области, но до МГПИ (Московский государственный педагогический институт)мы конечно не дотягивали. Да и как можно было угнаться за обучавшимися в Московском Главном Поющем Институте(так тогда расшифровывали аббревиатуру МГПИ) в 50-60-ые годы Визбором, Кимом, Ряшенцевым, Якушевой, Вахнюком, Егоровым, Долиной и многими другими менее известными авторами самодеятельной песни, не имеющими права печататься, выступать на радио и телевидении из-за родных "врагов народа" и из за отсутствия "корочек" об окончании соответствующих творческих вузов. И только альма матер- Педвуз им. Ленина принимал, привечал, учил и давал возможность спеть свои песни в залах и аудиториях перед сотнями слушателей; давал возможность записать песни на магнитофоны и распространить плёнки с записями  в Москве, а затем и по всей стране. Было время относительной свободы, которая закончилась в 1967 году- в 1968-ом году шестидневной арабо-израильской войной и вторжением в Чехословакию. А тогда в конце 50-ых и до почти конца 60-ых годов самодеятельная песня была любовная, романтичная, пейзажная, гражданская и т.д. но не диссидентская, поскольку и диссидентов-то практически не было. Были антисталинисты, были недовольные отдельными недостатками нашего строя, выражающими свои взгляды в песнях. Но повторю- их было мало. А что же мы тогда(в 1966-ом году) пели. Пели Окуджаву, слушали иногда песни  Анчарова, Галича. Высоцкого и не слушали и не пели, за исключением его блатняка(Рыжая шалава...,Да я силён к чему скрывать и т.д.). Высоцкого в МГРИ начали петь после выхода фильма "Вертикаль", но он так и не стал геологическим автором песен. А вот Городницкий стал: мы пели и "Атлантов" и "над Канадой, над Канадой", и "У Геркулесовых столбов" и у "Девушки с острова Пасхи". А как мы пели Визбора, Якушеву, Дулова !
        Но перенесёмся в 1975-ый год, когда 1-ого января центральное телевидение впервые показало новый фильм Эльдара Рязанова. Если вы помните, то москвич Женя Лукашин , наладив отношения с ленинградкой Надей Шевелевой, поёт ей "арию московского гостя"- Если у вас нету тёти. Посмотрев фильм вместе с женой и получив громадное удовольствие и заряд положительных эмоций, я недоумевал только по тому, что Лукашин пел-"Если у вас нету тёти". Моё недоумение объяснялось тем что я за несколько лет до этого лично слушал песню с этими словами и там был куплет про тёщу. Я стал вспоминать, где я слышал вживую эту песню и вспомнил МГПИ и 1966-ой год   
       
        В один из осенних дней того года меня вызвал замсекретаря комсомольской организации института и сказал, что на наш факультет выделено 20 билетов на завтрашний концерт самодеятельной песни в МГПИ им. Ленина. Протягивая мне бумажные жетоны, он попросил вручить их лучшим комсомольцам и проследить за порядком на концерте. Я вернулся на лекцию и усевшись принялся рассматривать приглашения. На квадратном листке белой бумаги было напечатано приблизительно следующее(столько лет прошло!):" Уважаемый товарищ, вы приглашаетесь на концерт самодеятельной песни такого-то числа в актовом зале МГПИ по адресу....начало концерта в...часов". Читая приглашение я невольно обратил внимание на машинописный текст и на печать с полу размытой  надписью- МГПИ ВЛКСМ для справок. Возможно уже тогда у меня зародилась мысль, которую мы с другими членами факультетского бюро ВЛКСМ осуществили через несколько часов. Кто-то из наших комсомольцев, обладающих навыками подделки печатей, занялся изготовлением печати ВЛКСМ МГПИ из обычного твёрдого ластика. А я отправился на переговоры с секретарём нашего деканата Натальей Михайловной Вельтман, монополизировавшей одну из двух печатных машинок(вторая была на военной кафедре и поэтому недоступна для нас). Наталья Михайловна- личная подруга семейства генерального конструктора авиации Андрея Николаевича Туполева, о котором часто и много нам рассказывала, выслушала меня, закурила папиросу и заправив машинку чистыми листами, проложенными копирками, начала строчить текст уже вам известного приглашения. Через полтора часа у меня были 80 приглашений с печатями.

         А на следующий день, уже после занятий, мы отправились в МГПИ на концерт. Сказать сегодня, что я всё помню, было бы неправдой. Слишком много времени прошло с тех пор, слишком много более значимых событий случилось, но что-то в памяти всё же осталось. Помню Аду Якушеву исполнявшую "Мне говорят какой резон"; помню Вахнюка с его "Песней об отце". Помню Дулова с "Песней о железном короле". И конечно помню дуэт Сергея Никитина и Сергея Крылова. Сергею Никитину тогда было всего 22 года и он только что закончил или учился на последнем курсе физмата МГУ, а Крылов был всего на 3 года постарше. Всё у них было впереди и защиты диссертаций и успешная научная работа; а у Сергея Никитина впереди встреча с Татьяной Садыковой-будущей женой и товарищем по песенным выступлениям. Но тогда никакой Татьяны ещё не было, а был Крылов и их совместная "Песня о маленьком трубаче". Затем они исполнили "Зимнюю сказку" или "Жёлтый цыплёнок", а под конец выступления и прозвучала эта весёлая философская песенка "Если у вас нету дома". Мелодию я, конечно, не запомнил, а вот то, что  один из куплетов начинался так-"Если у вас нету тёщи"- это совершенно точно я помнил. Концерт продолжался больше двух часов, и мы усталые, но довольные отправились в общагу, где хорошо выпили несколько бутылок плодово-ягодного по цене 1руб.49 коп. за поллитра. Ах какие чудно дешёвые времена были.

         Прошли, пролетели 70-ые и 80-ые годы в СССР; просвистели пулей 90-ые в Российской Федерации, кончился 20-ый век и начался 21-ый. И вот вчера я снова задался вопросом: " Куда же делся куплет о тёще?"

               
        Всё дальнейшее произошло в течении 15 минут: я задавал вопросы в интернете и распечатывал на принтере ответы. А затем подкорректировал их, и вот что получилось. Автором текста стихотворения "Если у вас нету тёти" является Александр Яковлевич Аронов-выпускник тоже педагогического, но Московского областного им. Крупской института(МОПИ). Он до 1966 года работал учителем, а с 1966 года(опять этот год)и до последних дней своей жизни(2001 г.)- был обозревателем газеты "Московский комсомолец". Александр Аронов- личность достаточно известная в поэтическом мире Москвы и России. Он автор 3-ёх сборников стихов. Из его стихотворений самые известные-"Остановиться, оглянуться" и "Если у вас нету тёти". Кроме того, определённую скандальную известность приобрело стихотворение "Гетто. 1943 год". Виктор Берковский на этот текст написал песню "Варшавское гетто. 1943 г.". Михаил Горбачёв назвал начало стихотворения "Остановиться, оглянуться"- "...приметой нового мышления.

        "Остановиться, оглянуться, Внезапно, вдруг, на вираже,
         На том случайном этаже, где вам доводится проснуться.
         Ботинком по снегу скребя, остановиться, оглянуться,
         Увидеть день, дома, себя и тихо-тихо улыбнуться.
         Ведь уходя, чтоб не вернуться, не я ль хотел переиграть,
         Остановиться, оглянуться и никогда не умирать.
         Согласен вдаль, согласен в степь, скользнуть, исчезнуть, не проснуться,
         Но дай  хоть раз ещё успеть остановиться, оглянуться."


Да но в стихотворении "Если у вас нету тёти" у Аронова три строфы и не в одной из них нет упоминания о тёще. Так что, тёща мне приснилась? Я продолжаю рыться в интернете и внезапно появляется третий Сергей(после Никитина и Крылова)- Сергей Стёркин- московский бард, ушедший от нас в 1986-ом году в возрасте 44 лет. Стёркин- окончил МЭИ, работал начальником производства на заводе, а в последние годы жизни- директором Дворца культуры "МЭЛЗ". Сергей Стёркин был и автором текстов и музыки собственных песен( "Дорожная целинная") и автором музыки песен на стихи других поэтов("Патриаршие пруды", "Этот город называется Москва" и "Песни о собаке" на слова Александра Аронова). "Стоп, сам себе думаю. Это ещё что за песня на Ароновский текст?". Роюсь дальше в Интернете и нахожу авторскую запись этой песни, которую под собственный аккомпанемент на аккордеоне, исполняет Сергей Стёркин. И вот наконец, появляется "тёща". Вот как выглядит эта симпатичная песенка по Стёркину(его музыка, слова Аронова):

       "Когда у вас нет собаки, её не отравит сосед.
        И с другом не будет драки, когда у вас друга нет.
        Когда у вас нету дома, пожары вам не страшны.
        Жена не уйдёт к другому, когда у вас нет жены.
        Когда у вас нету тёти, вам тёти не потерять,
        А если вы не живёте, вам можно не умирать.
        ЕСЛИ У ВАС НЕТУ ТЁЩИ,ЕЁ НЕ ОТРАВИТ СОСЕД,
        ЖЕНА НЕ УЙДЁТ К ДРУГОМУ, ЕСЛИ У ВАС ДРУГА НЕТ."

Я не знаю причину появления последнего четверостишия, но могу предположить, что у его автора, скорее всего Сергея Стёркина, были проблемы с собственной тёщей.   

       Так значит я всё же оказался прав- этот куплет о тёще действительно существовал. И скорее всего, я слышал песню в исполнении  именно Сергея Стёркина, тем более, что я начинаю припоминать какого-то аккордеониста среди многочисленных гитаристов на том памятном концерте в МГПИ. По -видимому, Стёркин выступал сразу после дуэта Никитина и Крылова , к тому ж они все оказались Сергеями. Вот я и попутал исполнителей, что и не удивительно: прошло 48 лет. И на этом можно было бы ставить точку и считать статью мою  законченной, если бы мне не попалось в интернете интервью Юлия Кима, замечательного представителя авторской песни, данное им Татьяне Бек, и прочитанное мной на одном дыхании. Юлий Ким, вынужденный при советской власти из-за своего свободомыслия публиковаться под псевдонимом "Юрий Михайлов", Визбор, Якушева, Городницкий, Никитин, Берковский, Галич, Высоцкий,Окуджава и многие другие представители авторской песни стали не только известными поэтами и композиторами так и не получившими соответствующих "корочек", но заслужившими любовь и уважение миллионов почитателей их талантов, но и состоявшихся профессионалов в других отраслях человеческой деятельности. Этакое поколение советских энциклопедистов-представителей, наряду с профессиональными композиторами, поэтами, писателями и критиками золотого десятилетия(1960-1970 г.г.) в истории СССР, куда я бы отнёс и полёт Гагарина, и появление Солженицына и отца Меня, и общий подъём нашей страны, закончившийся тем, что страна села на нефтяную иглу и мы принялись материализоваться постепенно забывая о духовном развитии. Как сказал один из тех современников:" Смолкло всё и всё разрешено". А затем случилось то, что и должно было произойти рано или поздно: наша страна, к сожалению рухнула, началось образование новых государств, Наша Россия побежала к капитализму-очередному светлому будущему и многие из культурных светил стали просто не нужны, к сожалению. Но эпоха авторской песни в нашей стране я думаю не закончилась. Просто у каждого времени-свои песни.                                                




© Copyright: Григорий Варшавский, 2015
Свидетельство о публикации №115072609239   

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить


Рецензии