С Бибихиным...

   С Бибихиным тянет поговорить. Пусть и заочно. Нисколько не споря - Бибихин, пожалуй, единственный русский философ, воспринимающий Хайдеггера сердцем, нечто навроде русского Бубера, которому как известно симпатизировал Мартин. Бубер покусывал Хайдеггера, а Хайдеггер ему симпатизировал. Бибихин же из плеяды Буберов, Шестовых, в поэзии Мандельштамов, Бродских - тех одиночек из одиночек, интеллигентов стоящих прямо, что уже само по себе нонсенс.
   Спорить с ним нельзя, у него верное принятие Хайдеггера и многим будущим поколениям ещё до такого принятия далеко.
Нет, просто так, мысли по ходу - погружение в те максимальные глубины, на которых Бибихин нигде не останавливается.
   По Хайдеггеру мир Вот-Бытия или само Вот-бытие сложно структурировано вовсе и не только по горизонтали, гораздо важней для его структурированности оказывается насущная "вертикаль", Бибихин упоминает о ней, но не совсем точно, как перечисление - материальный, растительный, животный, разумный, политический мир. На самом деле у Хайдеггера нет такой множественности по "вертикали", подобную множественность Бибихин перечисляет для большей понятности и приближения к нашим обычным представлениям. У Хайдеггера же "вертикаль" чётко структурирована трояко. Это, во-первых, и прежде всего мир вещей или предметов или подручного, не важно какие наименования, они меняются от нашего угла зрения и контекста, но смысл остаётся одним и тем же - это мир данностей, наличностей или мир наличного. Сюда входит всё, что уже есть как таковое. Что "под рукой", даже в смысле бесконечного удаления на другом конце земного шара, приближаемое нами компьютером или видеокамерой - это всё, чем мы можем воспользоваться, всё, что мы можем в данный момент найти и совершить с ним действие - присвоить, сохранить, разрушить, изменить и т.д. Большей частью люди современного мира погружены именно в эту "вертикаль", именно в этот пласт, вплоть до максимальной степени полного порабощения им.
    Второй мир и он уже гораздо более сложный, нежели первый, это мир Живого - мир жизни, как таковой, мир того, что движется, меняется, происходит, становится, не спрашивая нашего разрешения и отнюдь не по нашей команде. Сюда входит и вся природа в том числе. Нужно понимать, что Хайдеггер выделяет прежде всего "структуры", а не области - область допустим камня и область допустим организма, в некотором смысле и вся природа оказывается Живой, потому что движется, но в специфически понимательном чётком смысле - этот мир представлен всеми живыми организмами на Земле, исключая человека. Поэтому изучая эти организмы. мы приходим к пониманию того, чем отличается любая Жизнь от того, что "мёртво". В этой области, нужно сказать, человек разбирается значительно меньше, чем в мире вещей, и в плане всего человечества, и в плане конкретных людей.
    И наконец, последняя третья ступенька "вертикали" это собственно человеческий мир, как таковой - мир самого Вот-Бытия и его СО-Бытия с другими, мир отсвечиваемый для нас в проекции Истории и Культуры, мир творческий, где созидаются все остальные миры и ступени "вертикали", как бы "сверху вниз" или "из глубины наружу", мир, где с таким же полным правом, как и Жизнь царит Смерть, помогающая человеку осуществлять подлинное творчество. В этом последнем мире мало кто из людей бывает осознанно и в полноправии. Здесь нужно ясно понять, что и этот мир присущ всем людям, речь идёт лишь о том, что он властвует в них самих незаконным, неосознанным способом в виде отчуждённых от них сил, и только малая часть людей способна открыть для себя этот мир, что Хайдеггер и называет в конечном счёте - адекватным Вот-Бытием. Вот-Бытие, которое "правит" из этого мира "вертикали" и есть адекватное Вот-бытие. Чтобы править же, ему необходимо втянуть в себя и подчинить себе или же отдаться самому и войти, что одно и тоже в данном случае, не одной лишь Жизни, но и Смерти. Отсюда такой большой интерес к ней Хайдеггера и размышления о необходимости пойти ей "навстречу".

    В таком смысле человечество только тогда освободиться полностью и в полном значении, когда освободит для себя или высвободит свою же собственную человеческую природу и овладеет ею. Когда высшая ступень "вертикали" пронзит собой все остальные единственно цельным творческим актом или актами, когда все миры будут творится человеком спонтанно-осознанно. А мы знаем, что миры в конечном счёте все творятся. Они не есть, а образуются, созидаются. Даже те миры наличного, которые мы называем сегодня "есть" - лишь следы предшествующего "творения", что осталось для нас за кадром. Каждая ступень творится и сотворяется, и человек должен стоять по своему предназначению в точке их "сотворения" - такового его призвание., с которым на сегодняшний день он практически полностью не справляется. Нынешний человек скорее вырождается по "вертикали" - стекает вниз, сползает в горизонтальное Бытие, чем встаёт на ноги и приподнимается. Печально об этом говорить. Пастух Бытия становится овцой многомиллионных стад, "человек отчуждённый", если его можно так назвать, слишком мощно накладывает самый низший мир "вертикали" - мир данности и наличности и на всё живое, и на себя самого - тем самым искажая и превращая и себя, и жизнь лишь в следствие своих же собственных причин. Человек падает в дурную бесконечность, ибо данности - следствия раннего творчества, но когда они становятся причинами самого творения, миры начинают коллапсировать и сжиматься в Ничто. Мы идём к этому Ничто семимильными шагами, замыкая пространство и время не на их расширение и остановку, а на их исчезновение и бесконечную длительность. В самом прямом смысле слова это уже "дьявольские миры" - миры созданные нами БЕЗ НАС САМИХ.


Рецензии