Крым и Россия

Крым и Россию связывает общая история, уходящая в глубь веков, — здесь принял крещение князь Владимир, здесь находятся могилы русских солдат, завоевавших Крым в 1783 году для Российской державы, здесь стоит Севастополь — родина русского Черноморского военного флота. Крым — это Балаклава и Керчь, Малахов курган и Сапун-гора, символы русской воинской славы и невиданной доблести.
В 1954 году в состав УССР были переданы Крым и город союзного подчинения Севастополь. Инициатором этого решения «был лично Хрущёв». По словам президента России, независимо от мотивов, которые двигали Хрущёвым, решение о передаче Крыма было принято с нарушением конституционных норм, кулуарно — в условиях тоталитарного государства жителей Крыма и Севастополя ни о чём не спрашивали, к тому же «это решение воспринималось как некая формальность, поскольку территории передавались в рамках одной страны».
В 1991 году при распаде Советского Союза жителям бывшего СССР обещали общую валюту и общее экономическое пространство — однако этого не произошло, «и когда Крым вдруг оказался уже в другом государстве, вот тогда уже Россия почувствовала, что её даже не просто обокрали, а ограбили». Сама Россия в то время также способствовала развалу СССР, а при оформлении распада Советского Союза забыли и про Крым, и про Севастополь как главную базу Черноморского флота.
В начале 2000-х годов, по словам Путина, президент Украины Леонид Кучма обратился к российскому руководству с просьбой ускорить процесс делимитации российско-украинской границы, который до этого практически не двигался. Путин дал указание российским ведомствам активизировать эту работу. Соглашаясь на делимитацию, Россия «фактически и юридически признавала Крым украинской территорией». Россия, сказал Путин, пошла навстречу Украине не только по Крыму, но и по вопросу разграничения акватории Азовского моря и Керченского пролива, исходя из приоритетности хороших отношений с Украиной.
Российское руководство при этом «рассчитывало …, что русские и русскоязычные граждане на Украине, особенно на её юго-востоке и в Крыму, будут жить в условиях дружественного, демократического, цивилизованного государства, что их законные интересы будут обеспечены в соответствии с нормами международного права». Однако ситуация стала развиваться иначе. По словам Путина, русских на Украине пытались «лишить исторической памяти, а подчас и родного языка, сделать объектом принудительной ассимиляции»; они, как и остальные граждане Украины, страдали от непрекращающегося кризиса, который сотрясает Украину 20 лет.
Путин заявил, что с пониманием относится к тем, кто с мирными лозунгами вышел на майдан, протестуя против коррупции, неэффективного госуправления и бедности, однако, по его словам, оказалось, что за протестными акциями стояли силы, готовившие очередной государственный переворот, а осуществили его «националисты, неонацисты, русофобы и антисемиты», которые «во многом определяют и сегодня ещё до сих пор жизнь на Украине». Новые «так называемые» власти, по словам Путина, начали с законопроекта о пересмотре языковой политики, за которым стояли попытки построить этнически чистое украинское государство. «Всем стало предельно ясно, что именно намерены в дальнейшем делать украинские идейные наследники Бандеры — приспешника Гитлера во время Второй мировой войны».
По оценке Путина, Украина в результате «путча» лишилась легитимной исполнительной власти, многие государственные органы оказались «узурпированы самозванцами», утратили контроль над ситуацией в стране и сами часто находятся под контролем радикалов. Несогласным — и в первую очередь русскоязычному Крыму — сразу же стали угрожать репрессиями и карательными операциями. В связи с этим население Крыма и Севастополя обратилось к России с призывом защитить его права и жизнь. Россия не могла не откликнуться на этот призыв.
В этих обстоятельствах президент России, по его словам, получил от Совета Федерации право использовать на территории Украины российские Вооружённые силы, но этим правом не воспользовался. Вооружённые силы РФ не входили на территорию Крыма — они и до этих событий там находились в соответствии с российско-украинским межгосударственным договором, хотя группировка действительно была «усилена» в пределах, разрешённых этим договором. По словам президента, за время кризиса в Крыму не произошло ни единого вооружённого столкновения. Путин высоко отозвался о крымских силах самообороны, которые вовремя взяли ситуацию под контроль. Поблагодарил он и украинских военнослужащих, дислоцировавшихся в Крыму, которые «не пошли на кровопролитие и не запятнали себя кровью».
Путин выразил благодарность всем представителям международного сообщества, кто с пониманием отнёсся к действиям России в Крыму; высказал признательность народу Китая, руководство которого рассматривает ситуацию вокруг Украины и Крыма «во всей её исторической и политической полноте», высоко оценил сдержанность и объективность Индии. Президент России обратился к американскому народу, принявшему в своё время Декларацию независимости, напомнив, что для жителей Крыма стремление к свободному выбору своей судьбы является такой же ценностью. Упомянув о том, что далеко не все союзники ФРГ сочувствовали в 1989 году её воссоединению с ГДР, Путин заявил, что СССР в тот период поддержал искреннее стремление немцев к национальному единству, и выразил уверенность, что граждане Германии поддержат и стремление русского мира к восстановлению единства.


Рецензии