Вспоминая август 1991-ого года...

Исполнилось 24 года событиям августа 1991-ого года в Советском Союзе. В те трагические дни я с дочкой отдыхал на Черноморском побережье Кавказа близ Туапсе. Надо сказать, что наш отдых начался неудачно. В тот год как раз непосредственно перед нашим приездом в районе Туапсе прошли сильные ливневые дожди и сошёл сель сильно повредивший пути железной дороги. В результате наш скорый поезд Москва-Туапсе не дошёл до конечного пункта километров тридцать. Мы сначала прождали в надежде на скорую разборку, но в конце концов с рюкзаками поднялись вверх на шоссе и начали голосовать. В конце концов нам повезло( скорее из-за моей красивой дочери) и местный таксист подбросил нас до Туапсе , а оттуда уже поздним вечером мы добрались до нашего пансионата. Но там нас ожидала новая неприятность: часть других пансионатов оказалась затопленной в результате погодного ненастья, и отдыхающих эвакуировали временно в другие пансионаты и дома отдыха, и в том числе и в наш. Поэтому, первую ночь мы провели вместе с молодой парой в одной комнате. Наутро с нами разобрались и поселили в нормальный номер, но в только что отремонтированном корпусе. и ещё неделю в комнате пахло краской. Но потом всё наладилось до тех пор, пока на наш пляж не обрушился морской смерч, который мы с дочкой и другими отдыхающими наблюдали лично с пляжного берега и от которого спасались бегством.

Вот так проходили наши отпускные дни. Мы плавали, ездили на экскурсии, ходили в кино и по вечерам пили вино и ели шашлыки. Наш отдых уже заканчивался и на 22 августа у нас были билеты на самолёт в Москву, когда утром 19 августа мы услышали по радио, а затем и по телевизору сообщение о московских событиях. Настроение было испорчено, и я ещё раз вспомнил все августовские неприятности в нашем отдыхе близ Туапсе. Возбуждённые и расстроенные мы прилетели с дочкой в Москву, и встретившая нас жена подробно рассказала о событиях, которые к нашему приезду уже закончились. Слава богу, у неё хватило ума не участвовать в этих событиях. А мои коллеги по работе - две женщины средних лет ходили к Белому Дому и приносили его защитникам еду и питьё. А затем уже по телевизору я , как и большинство моих соотечественников наблюдал и за прилётом Горбачёва и за плохо скрываемым торжеством Ельцина и за похоронами погибших не за что трёх молодых ребят, и за многим другим, не думая ничуть о том, что всего через неполных 4 месяца мы будем жить в другом государстве.

Когда теперь я вспоминаю те события, то рассуждаю так же, как и тогда: я бы не при каких условиях, если бы был тогда в Москве, не принимал бы участия в событиях ни той, ни на другой стороне. И не потому, что струсил бы. И не потому, что я -конформист. Просто меня не устраивала позиция и Горбачёва и Ельцина. Впрочем, я тогда симпатизировал Горбачёву за "перестройку" и главное, за возможность прочесть то, что прежде было запрещено и говорить то, что думаешь, в том числе и открыто критиковать власть!

август 2015 г.

P.S. Сегодня 19-ого августа 2016-ого года, в 25-ти летнюю годовщину  августовских событий 1991-ого года, я перечитал свою прошлогоднюю статью и не от чего сказанного в ней не отказываюсь. Но. И вот теперь об этом проклятом "Но!". Я убеждён, что тогда наша страна нуждалась в реформах, но для этого были нужны лидеры власти-не бывшие первые секретари обкомов Коммуни - стической партии Советского Союза и были нужны члены общества, чётко понимающие необходимость решающих перемен. И главное, и тогдашние лидеры во власти и члены активной части общества должны были чётко понимать ситуацию в стране и иметь план реформ. А этого, к сожалению и не было. Все мы тогда посеяли ветер и сегодня пожинаем бурю. Да возможно очистительную, но после бури всякое может произойти!