Жизнь и Смерть

   У всего неживого нет Смерти, потому что оно не живёт, оно не начинало жить, чтобы умереть, нет у него такой возможности. Значит, конец и гибель не страшны только тому, что не существует как Бытие, чьё Бытие вынесено за пределы его самого - тому существованию не страшно. А всему живому и живущему на Земле страшно и ему грозит гибель, свой собственный конец, поскольку всё живое конечно.
   Когда мы говорим, что всё живое конечно, мы вступаем тем самым в область открытого, обнажённого противоречия, поскольку живое это самодвигающееся и в таком ключе оно вечно и бессмертно, но оно же и конечно поскольку вообще живёт вот здесь и вот сейчас, и как такое конечное оно умирает, исчезает, исходит или проходит в Небытие. Хайдеггер говорит: всё живое стремится к своему концу и связано с ним невидимым основанием природы своей конечности. Поэтому Платону хорошо и вольно рассуждать о душе вообще, но если мы вспомним, что мы нигде не видели такой Души вообще, но всегда лишь душу вот эту именно, мы невольно столкнёмся с темой смерти.
   Чтобы родиться, нужно ограничиться, тогда ты можешь жить, но это ограничение не только рождает тебя в мир, но и неумолимо изымает тебя из мира в роковой момент. В каком же тогда смысле мы можем говорить о бессмертии?

   Когда человек берёт в руки камень, какой-нибудь минерал и понимает, что ему уже тысячу лет, он невольно задумывается как мал тот срок, что отпущен именно ему на этой планете как живому и мыслящему существу. Он сравнивает своё существование и существование этого камня и вновь поневоле вздыхает - его жизнь лишь искра по времени в сравнении с этим камнем. За тысячу лет множество поколений сменяет друг друга, проходят целые истории и народы, пока вот этот камень просто где-то "лежит". Как сравнить эти вообще трудносравнимые существования? Порой можно обнять дерево, которому 200 или 300 лет, под которым могли бродить твои родители, бабушки, дедушки, и под которым ещё быть может будут бродить твои дети и внуки даже, а ты уйдёшь, тебя не будет. Ты снова лишь искра - маленький момент, которым меряешь всех этих исполинов. Почему же человеческая жизнь так мала и коротка? Нет спору, есть жизни и более короткие, некоторые насекомые живут, например, один, всего один только день, но нет спору, что есть и несоизмеримо более продолжительные. Гении обычно живут до 30-40,или того меньше, но в любом случае, гораздо меньше, чем прочие люди, если исключить всяческие случайности. Что же всё это значит? У кого бы нам можно было об этом спросить? Но у кого мы можем спросить, кроме как не у самих себя только.

    И если мы ищем бессмертия, то как уловить верную ноту, на которой можно о нём говорить? Сколько нам предлагалось уже фальшивых бессмертий до первого реального столкновения со смертью? Все они были состряпаны на лёгкую руку или даже были сделаны вполне добротно, на славу, какими-нибудь философами. Во все мы верили, пока могли)))Или, если мрачно пошутить, пока не умерли))) Ни одно не принесло покоя и разрешения. Или же принесло - и мы плохо ищём, плохо смотрим? Нездешний покой это всего лишь умирание, угасание жизенного потока или же весточка с иной стороны? Как понять?
    Мы заброшены в одиночество перед своей смертью, поставлены только перед ней честно самостно лицо в лицо, от всего остального мы сумеем увернуться и сбежать, ведь все мы такие ловкачи-люди, от этого же не сумеем, даже если будем очень быстро бежать от него, оно догонит и накроет нас, силы не равны. Что же должен делать человек с такой ситуацией, с таким местом в мире, которое он занимает, - вопрошает Хайдеггер. Если бежать бесполезно, то ЧТО небесполезно, ЧТО вообще тут может иметь смысл, исключая надуманные нами и фальсифицированные по нашей слабости "бессмертия"?


Рецензии