Мил мне жемчуг нежный, чистый дар морей

— Ты где была, Жемчужина,
когда я ждал тебя?
— Я в раковине пряталась,
и там ждала — любя.
— О чём же ты, Жемчужина,
там думала в тиши?
— О радости, о сладости,
о счастии души.
— И в чём же ты, Жемчужина,
то счастие нашла?
— В дрожании сознания,
что ввысь взойду — светла.
— А знала ль ты, Жемчужина,
что терем твой сломлю?
— Он темен был, я светлая,
я только свет люблю.
— А знала ль ты, Жемчужина,
что после ждет тебя?
— Я отсвет Лун, я отблеск Солнц,
мои путь — светить любя.

/ Константин Бальмонт /


Столь много прекрасных легенд, стихотворений и рассказов создано в честь маленькой сияющей лунным светом бусинки!

В прелестной древне-индийской легенде повествуется о том, что всего лишь один раз в году, на восходе звезды Свати случается волшебный дождь. В эту ночь раковины всплывают со дна моря и, раскрывая свои створки, ловят, словно ртом, чудесные дождинки. Те, кому удалось получить сияющую дождинку Свати, опускается вновь на дно моря с волшебным подарком, и выращивает в тишине драгоценную жемчужину, вобравшую в себя и лунный свет, и звёзд мерцание. Те же, кому дождинка не досталась, тоже опускаются на дно, и ждут в темноте следующей дивной ночи звезды Свати, потому что верят, что можно поймать чудотворный дар небес. 


И  РОЖДАЕТСЯ  ЖЕМЧУГ  ОТ  ПРИСОЕДИНЕНИЯ  РОСЫ

Сегодня уже вряд ли кто-то сможет достоверно рассказать, где и когда человек впервые увидел жемчужину.
Но зато можно сказать, что о прекрасных перламутровых бусинах с очень давних времён знали китайцы. Именно они, в своё время, положили начало традиции, которая, затем перешла и в Японию — придавать округлую форму жемчужины всем другим драгоценным камням.
В феодальном Китае ранг каждого сановника обозначался шариком из драгоценного камня на его головном уборе. Были шарики из бирюзы, нефрита, коралла… Но, конечно, самым дорогостоящим – был жемчужный.
Оказывается, что бывали случаи, когда за жемчуг пытались выдать рыбьи глаза. В Китае даже сохранилась поговорка на эту тему:
«Рыбьи глаза не могут выдаваться за жемчуг, а горькая отрава для блох не может считаться чаем. Рыбьи глаза могут быть похожи на жемчуг, но они не имеют никакой ценности». Считается, что записал это, во времена династии Хань, некий Вэй Боян, в своей книге о том, как следует приготовлять магическое снадобье для обретения бессмертия.

Надо сказать, что в исторических источниках иногда встречаются довольно необычные рассказы о происхождении жемчуга – абсолютно под стать древним легендам.
Например, такой уважаемый древнеримский историк IV века, как Аммиан Марцеллин пишет следующее: «Остается сказать лишь несколько слов о происхождении жемчуга. Его находят у индийцев и персов в твердых белых морских раковинах. Он зарождается от присоединения росы в определенное время года. Живущие в раковинах улитки чувствуют как бы половой позыв и, быстро открываясь и закрываясь, принимают влагу, пропитанную лунным светом. Становясь от этого беременными, они зачинают по два или по три маленьких шарика, или один, как наблюдается это иногда в выловленных раковинах.  <…> Подтверждением тому, что жемчужины происходят скорее из эфира, чем от питания из моря, может служить то, что если на них брызнуть капли утренней росы, то они становятся светлыми и круглыми, а капли вечерней росы делают их угловатыми и рыжеватыми, а иногда даже пятнистыми. Маленькими или большими делаются они из-за различных случайностей соответственно качеству воспринятой влаги. Закрытые улитки часто засыхают от страха перед молниями, или дают плохой жемчуг, или, наконец, у них происходит выкидыш.
А то, что ловля их весьма трудна и опасна, и цены на них столь высоки, объясняется тем, что они избегают посещать людные берега из-за замыслов рыбаков и, как, предполагают, скрываются у труднодоступных утесов и пристанищ морских псов.
Небезызвестно, что в уединенных бухтах британского моря также водятся эти раковины и что там их собирают, хотя они много ниже по качеству».

Конечно, сегодня нам, знающим о том, каким образом зарождается в раковине жумчужина, немного забавно читать такие «сказки», ну а во времена Марцеллина понимание этого процесса было непостижимо и, проще было поверить в легенду, хотя и несколько странную. Подобный же рассказ мы находим и в «Собрании достопамятных сведений» Гая Юлия Солина. Ко всему вышесказанному он добавляет что: «Раковины наделены разумом, поскольку они боятся испятнать свое потомство. Поэтому когда полдневное Солнце ослепительно сияет, раковины, чтобы камни не окрасились от солнечного жара, погружаются на глубину и этим защищают их от зноя. Здесь имеет значение еще и возраст, потому что от старости жемчужины теряют блеск, и в крупных раковинах они имеют желтоватый оттенок. В воде жемчужина мягкая, а на воздухе она твердеет.  Никогда жемчужины не встречаются по две, потому их и называют "одиночками". Говорят, что жемчуга весом свыше полуунции [14 г] не находили. Раковины остерегаются рыбаков, поэтому скрываются по большей части среди скал или в тюленьих стадах. Плавают они косяком, в котором есть вожак. Если вожака поймают, то на берег вылезают и те раковины, которым удалось спастись».


ДРАКОН  РЮДЗИН  И  ПРЕКРАСНАЯ  АМА

В Стране Восходящего Солнца, существует старинная легенда о добром божестве водной стихии, драконе по имени Рюдзин (или — Ватацуми-но ками), имеющем власть над всеми морскими драконами и прочей водной живностью. Кроме того, Рюдзин – является покровителем Японии, защитившим, в своё время, жителей островов от вторжения, и потопившим ураганом монгольскую флотилию Хубилая.
Живёт этот сказочный дракон у острова Риккю, на самом дне моря, в великолепном дворце из красных и белых кораллов,  и владеет несметными богатствами, среди которых, несомненно, есть великолепные большие жемчужины. Эти жемчужины волшебные и среди них есть те, что повелевают приливами и отливами. Время от времени Рюдзин принимает человеческий облик и приходит в мир людей, посещая самых прекрасных женщин, которые, затем, дают миру необычное для тех краёв зеленоглазое потомство, обладающее исключительной способностью к магии.

С Рюдзином связана легенда, повествующая о том, как дочь знаменитого Фудзивара но Каматари была выдана замуж за китайского императора династии Тан. Когда отец девушки умер, император послал её брату - Фудзивара но Фухито подарки, в знак утешения  и, среди прочего там была волшебная жемчужина. Но, по пути из Китая в Японию, во время сильнейшего шторма, дракон Рюдзин украл этот жемчуг. Поскольку жемчуг был не простой, то Фудзивара но Фухито отправился на его поиски и в своих путешествиях познакомился с прекрасной ныряльщицей за жемчугом, по имени Ама, которую в легендах называют также принцесса Таматори, женился на ней, и она родила ему сына. Узнав печальную историю своего супруга, Таматори поклялась вернуть украденную жемчужину, но все её попытки, раз за разом, терпели неудачу. Наконец, ей удалось усыпить стражников красивой музыкой, и вернуть волшебный жемчуг, пока они спали. Обнаружив пропажу, дракон послал за принцессой морских чудовищ и бедняжка Таматори, разрезав себе грудь, спрятала сокровище в ране. Кровь окрасила воду и помогла ей скрыться, но принцесса от полученной раны умерла, пожертвовав собой ради Фухито и своего сына, и вернув сокровища своей семье.

Стало ли имя прекрасной ныряльщицы Ама впоследствии нарицательным, или же наоборот - неизвестно, но факт в том, что в Японии жемчуг собирают женщины-ныряльщицы, «морские девы», которых называют  – ама, что в переводе означает – «человек моря».
Как давно на Японских островах возникло ремесло собирательниц морских сокровищ – точно сказать сложно и сегодня считается, что ему уже более двух тысяч лет. Первые письменные источники, в которых упоминаются ама, относятся к концу III века – это китайское «Предание о людях ва» (люди ва – это древние японцы), в котором читаем о ныряльщиках следующее «Умеют ловить рыбу и раковины. Вода не глубока, и на мелких местах все погружаются и берут их (раковины, рыбу)». «Ныне японские пловцы любят, нырнув, ловить рыб и устриц. Разрисовка тела служила для отпугивания больших рыб и водных животных, потом постепенно стали считать её украшением».
Кроме женщин-ныряльщиц есть и мужчины-ныряльщики и, в японском языке мужчины ама обозначаются иероглифами «муж моря», а женщины ама — «женщина моря».
Ама могут находится под водой до 80 секунд и опускаются, охотясь на подводных плантациях, на глубину 20-25 метров, а ныряют, по некоторым сведениям, в день десятки раз. Такое невозможно без правильно поставленного дыхания, многолетних тренировок и многовековых традиций. Собирают ама не только жемчуг, а и водоросли, морских ежей, морских гребешков и другие дары моря.
Многочисленные города и деревни, чьи названия связаны со словом «ама», свидетельствуют о значительном распространении в прошлом этой деятельности.


СТО  ЧЕТЫРЕ  ЖЕМЧУЖИНЫ  ЦЕЙЛОНСКОГО  ЦАРЯ

Жемчуг с самых давних времён собирали не только в Японии, но и в других частях света.

Наиболее достоверные сведения об этом мы находим в «Книге о разнообразии мира» знаменитого итальянского купца и путешественника Марко Поло. И, хотя ученые подвергают сомнению некоторые факты, описанные в труде Марко, тем не менее, книга его и по сей день является ценным источником по географии, этнографии и истории Индии, Индонезии, Армении, Ирана, Китая и других стран во времена средних веков.

Итак, что же нам рассказывает великий путешественник о том, как добывают жемчуг на Цейлоне?
«На западе от Цейлона в шестидесяти милях – большая область Маабар; называется она Великой Индией; это лучшая часть Индии на твердой земле. В этой области пять царей; все они кровные братья; о каждом скажем особливо. Страна эта самая славная и самая богатая в свете, и по правде сказать, так вот почему: в конце области царствует один из братьев, Сендер-банди Давар. В царстве его водится прекрасный и крупный жемчуг; отыскивают и собирают его так: в том море, между островом и твердою землей, есть пролив, и повсюду он не глубже десяти или двенадцати шагов, а в ином месте и не более двух. Тут-то и ловится жемчуг, и вот как это делается: начиная с апреля и до половины мая плавают они туда на больших и малых судах, сначала пристанут к Бетталару, а потом идут в море, за шестьдесят миль, там становятся на якорях, пересаживаются в маленькие лодки; тут начинается лов. Много здесь купцов; составляют они общества, нанимают людей и платят им жалованье с апреля до половины мая, во все время лова. А налог купцы платят вот какой: прежде всего царю дают десятую долю; платят они еще и тем, кто заколдовывает рыбу, чтобы не вредила она людям, ныряющим в воду за жемчугом. Им они дают двадцатую долю. Абривамаины заколдовывают рыбу на день, а ночью заговор не действует и рыба делает что хочет; абривамаины заколдовывают всех зверей, всех птиц и всех животных.
Нанятые купцами люди садятся в маленькие лодки и оттуда ныряют под воду; иной уйдет вглубь на четыре шага, а то на пять, и так до двенадцати, и, сколько вытерпят, столько времени и остаются там; на дне морском они подбирают раковины, что называются морскими устрицами. В этих устрицах находится жемчуг всех родов, крупный и мелкий; жемчужины – в мясе этих раковин. Вот так они ловят жемчуг; и не пересказать, какое его тут множество. Здешний жемчуг расходится по всему свету. Собирает с него здешний царь большой налог и великое богатство. А с половины мая, скажу вам по правде, больших раковин с жемчугом уже более нет; подальше, в трехстах милях, они есть, и ловят их там с сентября до половины октября.
Во всей стране Маабар никто не умеет кроить и шить; люди ходят тут нагишом. Погода тут завсегда славная, и не холодно, и не жарко, поэтому-то и ходят они голыми; одни срамные части закрывают лоскутом полотна. Как другие, так и царь ходит, но есть на нем вот еще что; ходит он голым, только свои срамные части хорошим полотном прикрывает, да на шее у него ожерелье из драгоценных камней; тут и рубины, и сапфиры, и изумруды, и другие дорогие камни. Стоит это ожерелье дорого. У царя на шее еще шнурок из тонкого шелку шаг в длину и на том шнуре сто четыре крупных и красивых жемчужины да рубины дорогой цены. А сто четыре камня на том шнуре вот почему: по их закону и обычаю каждый день, утром и вечером, следует сказать сто четыре молитвы в честь идолов; так делали другие цари, его деды, так и ему завещали исполнять; потому-то царь носит сто четыре камня на шее. На руках у царя по три золотых запястья с дорогими камнями и с крупным жемчугом высокой ценности; а на ногах у царя по три таких же золотых кольца с дорогими каменьями и жемчужинами. Просто удивительно, сколько славных жемчужин и дорогих каменьев на этом царе! Да как вам сказать? Камни да жемчужины, что на царе, сказать по правде, стоят побольше иного хорошего города. Чего все это стоит, ни счесть, ни пересказать никто не может. Неудивительно, что на нем всего этого столько: все эти дорогие камни и жемчуги в его же царстве находятся. Скажу вам еще, никто не смеет вывезти из этого царства ни одного большого и дорогого камня и ни одной жемчужины весом свыше пол saie. Каждый год царь объявляет по своему царству, чтобы все, у кого хорошие жемчужины и дорогие камни, приносили их ко двору, двойная цена будет за них платиться. В этом царстве такой обычай: за хорошие камни платится вдвое; и купцы и все, у кого хорошие и красивые камни, охотно несут их ко двору: там за них хорошо платят; оттого-то у царя такое богатство и так много дорогих камней».


ОДОМАШНИВАНИЕ ЖЕМЧУЖНИЦ

Несомненно, легенды о происхождении жемчуга, с которыми мы познакомились, не только красивы, но и экзотичны.
И потому, хотелось бы продолжить повествование о том, как же на самом деле зарождается жемчуг и, уверяю вас, этот рассказ почти невероятен, потому что та цепь случайностей, сопровождающая появление на свет прекрасной маргариты тоже сродни легенде.

Прежде всего, в раковину моллюска не просто должна попасть песчинка (или другой посторонний предмет), но она должна войти в тело устрицы так, чтобы не поранить её внутренние органы и, кроме того, затащить вместе с собой кусочек поверхностной ткани моллюска, способной вырабатывать перламутр. Именно эти ткани начинают обволакивать инородное тело радужными слоями (минерала аргонита), год за годом, постепенно образуя перл.
Поэтому высококачественные жемчуга в древности были редки и ценились чрезвычайно.
Жемчужные устрицы и мидии обитают в теплых морях: у берегов Аравийского полуострова, Цейлона, Северо-Западной Австралии, Южной Бирмы, многих островов Тихого океана, Центральной и Южной Америки, Японии. В Европе также издавна собирали речной жемчуг - в России, Англии, Ирландии, однако со временем этот промысел пришел в упадок из-за чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, а также изменения экологической обстановки в речных долинах, поскольку для того, чтобы обнаружить жемчужину, приходится осматривать раковины множества моллюсков, уничтожая при этом их обитателей; отходов получается очень много, и ущерб природе наносится немалый.

Но, вернёмся к тому, каким образом людям удалось «приручить» раковины-жемчужницы.

О том, как появляется в раковине жемчуг, первыми догадались, судя по всему китайцы, жители провинции Чжэцзян. Уже в XIII веке они научились выращивать искусственные жемчужины: особой лопаточкой осторожно приоткрывали створки раковины и бамбуковой палочкой помещали между мантией и раковиной какой-либо маленький предмет — глиняный, деревянный или медный шарик, или, даже крошечные плоские изображения Будды. После этого раковину возвращали в водоем. Через некоторое время из раковины извлекали этот предмет, уже покрытый перламутром.

Примерно через пятьсот лет подобный способ был изобретен в Европе на вполне научной основе знаменитым натуралистом Карлом Линнеем, которому удалось вырастить, таким образом, несколько жемчужин. Но, все эти попытки были достаточно кустарны, и таких жемчужин или покрытых слоем перламутра вещиц были считанные единицы.
А вот идея выращивать жемчужины на подводных плантациях впервые пришла сыну торговца лапшой по фамилии Микимото. В 1907 году, после девятнадцати лет безуспешных опытов, ему, наконец, удалось получить сферические перлы, вводя в тело двустворчатой раковины акоя кусочки перламутра, обернутые живой тканью другой устрицы. После этого, раковины моллюсков акоя фактически стали в Японии своего рода «домашним животным», поскольку сейчас в жемчужном бизнесе выращивается не только жемчужина, но и сами раковины.
Происходит это во внутренних водах залива Сима, во время метания моллюсками икры. Со специальных плотов в море в это время опускают сосновые ветви, к которым прикрепляются икринки и, затем, в течение трех лет за ними тщательно ухаживают, подкармливают и, наконец, продают на жемчужные промыслы, которым ежегодно требуется около 500 миллионов раковин.
И уже затем специально обученный оператор совершает удивительный и виртуозный хирургический «трюк», внедряя ядрышко в тело моллюска. Всеволод Овчинников в книге «Ветка сакуры» пишет, что «…нужно сделать, по крайней мере, десять тысяч операций, чтобы научиться вводить хотя бы мелкие ядрышки. Вводить же крупные доверяют лишь операторам, имеющим более чем трехлетний стаж.
В каждую сетку вместе с оперированными раковинами обязательно кладется керамическая плитка с номером. По нему в специальной книге можно точно определить, кто именно оперировал данную партию жемчужин, когда и какие ядра в них были введены. Ведь мастерство можно в полной мере оценить лишь в период сбора урожая. Мелкий жемчуг (диаметром от четырех до шести миллиметров) вызревает за год, средний (шесть-семь миллиметров) — за два года, крупный (свыше семи миллиметров) — за три».

Естественно, чем крупнее введённое ядро, тем более дорогую жемчужину можно из него вырастить. Но и здесь существует определённый биологический предел – слишком большое инородное тело раковина отторгает. Для акоя это ядро в семь миллиметров, которое раковина покрывает двух миллиметровым слоем перламутра. Итого – девять миллиметров - наиболее распространенным размером крупного жемчуга. Конечно, есть жемчуг и более крупных размеров, но об этом – чуть позже.


ОТКУДА  ЕСТЬ  ПОШЛО  СЛОВО?

Откуда в русский язык пришло слово «жемчуг»?
На этот счёт существует несколько версий, достаточно сложных и не слишком убедительных но, тем не менее, давайте с ними познакомимся.
Чаще всего считают, что это старое заимствование с востока, а точнее — китайское слово чжэнь-чжу, изменённое, затем, на «зеньчуг».
В древне-русский язык это слово могло попасть при посредстве некоторых тюркских языков или монгольского языка, однако, точные пути
его проникновения на территорию Древней Руси в период до татаро-монгольского нашествия остаются неясными.
Известна надпись на кресте полоцкой княгини Ефросинии, относящаяся к 1161 году и гласящая: «и камвнье и жьнчюгъ». Другие чтения-написания этого слова с XII века были  - жемчугъ, жемчюгъ, женчугъ.
Афанасий Никитин, знаменитый путешественник, использует в своих записках слово «инчи» (от турецкого «индзи»).
Позже в России стали употреблять общеевропейское слово «перл», от которого происходит «перламутр» (то есть – мать перла).
И ещё жемчуг называли «маргарит» – по гречески маргаритари – жемчужина.
А ведь был известен и «фальшивый жемчуг». Его выкапывали из земли в Олонецкой губернии (Карелия) и там для таких бусин, видимо самоцветов, напоминающих жемчуг, было забавное слово - совру'лька.


ЖЕМЧУЖИНА  ДУШИ  МОЕЙ

С давних времён жемчужина часто сравнивается с мудростью, знанием, а в Новозаветных текстах и с Царствием Небесным.
В древнеиндийской ведической традиции, в «Аватамсака-сутре» есть поэтический образ ожерелья главного бога Индры, породившего солнце, небо и зарю: «В небесах Индры есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь в одну жемчужину, то увидишь все остальные, отраженные в ней. И точно так же каждая вещь в мире не есть просто она сама, а заключает в себе все другие вещи и на самом деле есть всё остальное». Здесь же вспоминаются и слова на Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху».

Среди новозаветных апокрифов известна «Песнь о Жемчужине» (или «Песнь апостола Иуды Фомы, воспетая им в земле индийской»). Иногда эту песнь называют «Гимн душе», и апостол поёт её, будучи заключённым в темницу, описывая странствия души, стремящейся к Посвящению и приобщению к Первоистоку Истины, и претерпевающей на своём пути различные испытания и искушения. Темница – есть тело, в котором содержится, как узница, душа, жаждущая обрести знания жемчужины и сбросить все оболочки тел: «Если ты в Египет снидешь и жемчужину, единственную, изымешь, сущую в утробе моря, подле пасти пыхающего Змия, облачишься ты в ризу света, и в плащ твой, что на нее возлагаем, <…> наследник царствия нашего будешь».
 
В  Притчах Соломона мы читаем: «…Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Прит. 8:11).
А апостол Матфей говорит «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин» (Мф 13.45). ,
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф 7.6).


СИЛА  ВОЛИ  И  ДУХОВНОСТЬ

Ничего удивительного, что жемчугу, как, впрочем, и многим другим самоцветам, приписывались лечебные и магические свойства.
О лечебных свойствах камней и искусстве врачевания ими, называемом литотерапия, писали врачи Древнего Востока, Индии, Тибета, Древней Руси, а порошки из драгоценных и полудрагоценных камней использовали в своих рецептах Гален и Авиценна, европейские врачи времён средневековья и эпохи Возрождения. Уже в знаменитом трактате тибетской медицины «Чжуд-ши» говорится, что «жемчуг останавливает истечение мозга, помогает при отравлении. Этими же свойствами обладает перламутр».
Надо сказать, что растертый в порошок перламутр и жемчуг можно было купить в любой аптеке от времён средневековья, вплоть до XVIII века. Этому средству приписывалась целительная сила, способная помочь от всяких болезней. Входящие в состав порошка микроэлементы действительно способны оказывать стимулирующее и укрепляющее воздействие на организм человека.
В настоящее время в продаже  тоже можно встретить жемчужный порошок и жемчужную пудру, которые рекомендуется применять не только в косметических целях, но и как пищевую добавку, для лечения кожных заболеваний и ускорения заживления ран и ожогов.

В литотерапии очень популярна лечебно-оздоровительная питьевая жемчужная вода, приготовленная по системе Аюрведа, и обладающая противовоспалительным, антимикробным и кровевосстанавливающим эффектами, а также общеукрепляющим и биостимулирующим действием, и помогающая при воспалительных процессах, отравлениях, заболеваниях печени и жёлчекаменной болезни.
Для получения заряженной жемчужной воды, несколько жемчужин настаивают в стакане с водой в течение ночи, хотя ранее для изготовления такой воды жемчуг в воде варили.

Считается, что ношение изделий из жемчуга помогает при заболеваниях почек, печени, пищеварительной системы, при гипертонии и, конечно же, воздействует на определённые чакры. Это - вишудха (горловая, пятая чакра), внутренний аспект которой – общение и сила воли, и сахасрара (коронная, седьмая чакра), с внутренним аспектом духовности и бесконечности.
С вишудхой связаны наши гормональные железы – щитовидная и паращитовидная, а также  горло, шея, голосовые связки и такие органы тела как челюсть, верхушки легких, уши, мышцы, плечи и нервы. Эта чакра отвечает за общение, вдохновение и личностность человека, представляя собой словно мостик между нашими мыслями, чувствами и реакциями, то есть, чакра даёт нам возможность выражать наши внутренние переживания через проявление смеха, слёз, через проявления наших чувств – любви и радости. И чем более вишудха развита, тем более четко и ясно человек осознает движения своей «души», то есть, что происходит в его внутреннем мире. И чем более ясно может эти «движения» распознать, тем, соответственно, может более чётко управлять ими, поскольку чакра еще и отвечает за так называемый «внутренний голос».
С сахасрарой связаны такие гормональные железы как гипофиз и эпифиз (шишковидная железа), а орган тела – головной мозг – наше безграничное хранилище знаний. Эта чакра связывает наше тело с космической энергетической системой и верховным осознанием, давая нам способность принимать и воспринимать то, что люди называют Божественной идеей. И потому энергия жемчуга – это энергия восприимчивая (поглощающая) - Инь, еще её называют лунной.

Жемчуг, согласно «Учебнику по колдовству» Скотта Каннингема посвящен таким богиням как Диана, Изида, Лакшми, Фрейя и богу Посейдону.
Что же касается символических свойств жемчуга, то в разных странах он различен – в Европе это символ долговечности, в Индии – процветания и благополучия, в Китае – плодородия и магических сил… Но все сходятся на том, что созерцание жемчуга успокаивает психику, приносит душевное равновесие и умиротворение и даже охраняет от мук безответной любви.


ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА  ДОЖДЕВАЯ  КАПЛЯ

А сейчас немного о том, каких расцветок и форм бывает жемчуг.
Цвет жемчужины зависит от примесей в аргоните (веществе, которым моллюск обволакивает ядро) и, в зависимости от места и условий обитания раковин-жемчужниц бывает белый с зеленоватым оттенком – как японский, или серебристо-белый, как австралийский, а с островов Вест-Индии (район Центральной Америки) — розовый с волокнистыми белыми линиями, золотисто- и красновато-коричневый и черный; жемчужины из Персидского залива и Цейлона обладают нежным кремовым оттенком.
Форма жемчужин бывает разная: от почти идеальной сферы до причудливых наростов и нередко, знаменитые ювелиры использовали неправильную оригинальную форму жемчужин для создания своих шедевров.
По сравнению с другими самоцветами биогенное происхождение жемчуга сказывается и на его долголетии и на перламутровом мерцании. Жемчужины окисляются и темнеют, а когда их возраст достигает 150-200 лет – чернеют, напоминая воронёную сталь. Поэтому, не удивительно, что во многих легендах разных народов проходит мысль о некоей таинственной связи между владельцем и жемчугом, которому необходимы близость и тепло человеческого тела.
Если жемчуг утрачивает свой блеск и темнеет, говорят, что он «болен». Существуют даже предания о том, что знатоки тибетской медицины по одному лишь изменению блеска жемчужных украшений могли предсказывать смерть могущественных повелителей задолго до того, как те сами узнавали о своем недуге – жемчуг начинал «болеть» первым.

Расскажу Вам еще одну красивую персидскую легенду о дождевой капле, смирением своим растрогавшую  Великий Океан.
Первая маленькая Дождевая Капля, родилась в туче, над океанскими берегами. Но туча летела дальше, и, над Океаном капля, взглянув вниз, рассталась с тучей, воскликнув:
— Как короток мой век в сравнении с вечностью! И как ничтожна я в сравнении с безбрежным Океаном!
— В твоей скромности большая мудрость, — ответил Океан. — Я сохраню тебя, Дождевая Капля, и сберегу таящийся в тебе блеск радуги. Ты будешь самым драгоценным из сокровищ. Ты будешь повелевать миром, и даже более того - ты будешь повелевать женщиной.

Так и случилось…
Надо ли говорить, что с самых давних времён жемчуг, благодаря своей необычайной, буквально магической красоте, служил великолепным и изысканным украшением для женщин, и прежде всего, для особ королевских кровей. Подобрать идеальные по форме и одинаковые по цвету и размеру жемчужины для бус или браслетов было не так просто и над этим трудились талантливые ювелиры, имена которых, увы, в истории не остались. Но остались их несравненные по красоте творения, которые мы можем видеть на картинах старых мастеров и в музеях.

Мил мне жемчуг нежный, чистый дар морей!
В лоне океана, в раковине тесной.
Рос он одиноко, как цветок безвестный,
На обломках мшистых мертвых кораблей.

Бурею весенней выброшен со дна.
Он лежал в прибое на прибрежье диком,
Где носились чайки над водою с криком,
Где его качала шумная волна...

Мил мне жемчуг нежный на груди твоей!
Сладко упиваюсь юной красотою,
В светлом божьем мире я брожу мечтою, -
В небе, в блеске солнца, в тишине морей,

С перлами морскими под водой цвету,
Рассыпаюсь в рифах влагой голубою –
И одно есть счастье: разделить с тобою
Эту радость жизни, эту красоту!

/ Иван Бунин /


ВОЛШЕБНАЯ  ЖЕМЧУЖИНА  МАПУИ

Посланный мудрейшим властелином
страстных мук изведать глубину,
тот блажен, кто руки сложит клином
и скользнет, как бронзовый, ко дну.
Там, исполнен сумрачного гуда,
средь морских свивающихся звезд,
зачерпнет он раковину: чудо
будет в ней, лоснящийся нарост.
И тогда он вынырнет, раздвинув
яркими кругами водный лоск,
и спокойно улыбнется, вынув
из ноздрей побагровевший воск.
Я сошел в свою глухую муку,
я на дне. Но снизу, сквозь струи,
все же внемлю шелковому звуку
уносящейся твоей ладьи.

/  Владимир Набоков /


Наше повествование приближается к концу, и мне хотелось бы поведать, напоследок, об одной реальной истории, которая, на самом деле, очень сильно похожа на легенду. Эта история о ловце жемчуга Мапуи, с полинезийского острова Туамоту и о его «волшебной» жемчужине, оказавшейся, впоследствии в диадеме английской королевы.

Остров Туамоту, затерянный в индиговых водах Тихого океана был родиной Мапуи и его предков, обитавших здесь еще с далёких языческих времён. Почти все его родственники были потомственными искателями жемчуга, поэтому не удивительно, что и для Мапуи, с самого его рождения, была уготована судьба ныряльщика.
Когда Мапуи был еще совсем маленьким мальчиком его дед Оро рассказал ему, что их род происходит от акульего бога Ту, который, по преданиям, дал Таити самого первого короля Ту-Мао. А потому, продолжал дед, когда ты займешь место среди ловцов жемчуга и под водой встретишься с акулами – они не причинят тебе вреда, но буду тебя охранять и помогать тебе.

Мапуи вырос сильным и храбрым и, ещё будучи мальчиком, установил рекорд среди ныряльщиков архипелага по продолжительности пребывания
под водой и по глубине погружения. Наконец настал день, когда Мапуи присоединился к ловцам жемчуга и отправился вместе с ними в лагуну на поиски раковин-жемчужниц. И тут он убедился в том, что дед говорил правду! Между ним и акулами действительно существовала какая-то необъяснимая  и странная связь, поскольку даже когда акулы сталкиваясь с ними нос к носу, то не причиняли ему вреда. Одна из акул – тигровая – всё время словно звала его за собой и, следуя за ней к подводным рифам, юноша всякий раз находил превосходные раковины.

В 1905 году Мапуи, впервые отправился в Папэте для продажи жемчужин, и был просто ошарашен жизнью, которую никогда ранее не видал: магазинчики, переполненные диковинными товарами, рестораны с удивительной едой и напитками, которые он ранее никогда не пробовал, музыка, женщины…Но более всего юноша, проживший свою жизнь в хижине, крытой пальмовыми листьями, был очарован великолепными домами, и теми шикарными вещами и мебелью, которыми они были украшены.
Мапуи буквально «занырнул» в весёлую и отнюдь не дешёвую жизнь порта и вскоре деньги, которые он получил за свою долю жемчуга, закончились и бедняга остался без куска хлеба и крыши над головой. Пытаясь заработать хоть какие-то копейки на жизнь, он терял здоровье и вскоре так ослаб, что с трудом добрался до компании, занимавшейся продажей билетов, чтобы вернуться домой. Со шхуны его уже выносили на руках… Спустя несколько недель Мапуи окреп, и более никогда не возвращался в Папэте. Но у него появилась мечта, вскоре ставшая навязчивой идеей. Он хотел найти настолько большую и красивую жемчужину, за которую смог бы купить себе великолепный европейский дом, такой, как он видел в Папэте у богатых французов.

Целыми днями Мапуи нырял в самых потаённых местах лагуны, выискивая жемчужниц, но проходили месяцы, и его мечта о роскошном европейском доме оставалась всё такой же далёкой и нереальной.
Во время отдыха, сидя в одиночестве на рифе, он мысленно взывал к акульему богу: «Приведи меня к моей жемчужине! Сделай для меня чудо!»
И вот однажды, сидя в каноэ посреди залива, он увидел в море приближающийся плавник огромной тигровой акулы, медленно плывущей через широкий рифовый коридор. Сердце юноши гулко забилось, он привстал и громко закричал: «Я потомок Ту, акульего бога. Умоляю тебя, помоги мне!» Акула медленно подплыла к каноэ, обогнула его, и скрылась в глубине. Всматриваясь в глубины вод, Мапуи увидел, что акула исчезла под коралловым навесом, словно зазывая его туда, и он нырнул, безрассудно следуя за акулой все глубже и глубже, пока не приплыл к огромной коралловой пещере. Юноша уже задыхался, у него трещало в ушах, но всё же он пробрался внутрь и увидел семь великолепных раковин, огромных, как тарелки. Он быстро собрал их и устремился к поверхности. Полуживым добрался до каноэ и долго приходил в себя.
Когда Мапуи почувствовал себя лучше, он тут же начал вскрывать раковины, одну…вторую…пятую… они были пусты… В глазах плыло, лёгкие ныли и спазмы раздирали желудок. Он чувствовал себя совершенно опустошённым и несчастным. Потянулся за шестой раковиной, автоматически раскрыл её ножом и взял в руки тело устрицы… и тут у него перехватило дыхание, он позабыл обо всём – в створках раковины сияла великолепная огромная жемчужина. Она переливалась тёплым лунным светом и была настолько прекрасна, что взор от неё оторвать не было сил. Такой жемчужины никто ещё не видал во всей Французской Полинезии.
Мапуи опустился на колени и закричал от радости. Сбылась его заветная мечта!

После многих злоключений, Мапуи все же купил столь вожделенный дом, но, по своей укоренившейся привычке, продолжал жить в нём так же, как жил в своей хижине – спать на полу, и готовить пищу в земляной духовке в саду, хотя и был вполне удовлетворён тем, что стал человеком состоятельным и уважаемым. В его роскошном, но практически пустом доме красовалась деревянная, великолепно сделанная фигура огромной тигровой акулы с надписью: «Ту – большой друг Мапуи».

Через несколько лет Мапуи умер.
А жемчужина, побывав в руках нескольких скупщиков жемчуга, прибыла в Европу и завершила свои странствия, став украшением в диадеме Марии, королевы Англии.

***

Рассказав вам эту историю, я подумала, что каждый из нас может осуществить заветную мечту и найти свою «волшебную» жемчужину, если будет очень этого хотеть. 
Но это – лишь первая часть чуда.
Ведь самое важное то, как ты сможешь этим удивительным даром распорядиться.
Сможешь ли сохранить «жемчужину души своей»…


Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.

Ты равнодушно волны пенишь
И несговорчиво поёшь,
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.

Ты на песок с ней рядом ляжешь,
Оденешь ризою своей,
Ты неразрывно с нею свяжешь
Огромный колокол зыбей,

И хрупкой раковины стены,
Как нежилого сердца дом,
Наполнишь шёпотами пены,
Туманом, ветром и дождём...

/ Осип Мандельштам /


***      ***      ***      ***      ***      ***
Дорогие друзья,
эссе написано для Конкурсной Площадки Страна Алых Парусов
http://www.stihi.ru/avtor/oycumena

После прочтения этого рассказа о жемчуге, приглашаю вас посетить небольшую галерею, где вы сможете увидеть фрагменты картин старых мастеров с изображением жемчужных украшений, и полюбоваться прекрасными жемчужинами в изделиях ювелиров как прошлых эпох, так и современности.

http://my.mail.ru/inbox/monsalvat/photo/perl


***      ***      ***      ***      ***      ***

ПРИМЕЧАНИЯ:

Звезда Свати - Альфа созвездия Волопаса. Её светимость превосходит более чем в сотню раз солнечную. У нас эта звезда известна под именем Арктур. Томас Сюгру в своей книге о знаменитом мистике и медиуме Эдгаре Кейси «Река жизни» описывает интересный диалог: «Однажды, когда Мортон узнал, что Арктур является местом остановки для душ, покидающих Солнечную систему, и что на этой звезде душа выбирает для себя следующий жизненный опыт, он спросил, на каком этапе своего развития душа может достичь этой звезды. «Об этом нельзя говорить»- таков был ответ».
*
династия Хань - 206 до н.э. – 220 н.э.
*
Аммиан Марцеллин (около 330— после 395) - древнеримский историк. Участвовал в войнах Рима с персами в середине IV века, также служил в западной части Империи
*
Гай Юлий Солин
*
Марко Поло – (1254 – 1324) - итальянский купец и путешественник, написавший знаменитую «Книгу о разнообразии мира».
*
Абривамаины - брахманы
*
Хубилай (1215 - 1294) - монгольский хан, основатель монгольского государства Юань, в состав которого входил Китай.
*
Фудзивара-но Каматари (614 - 669) - японский политический деятель периода Асука, придворный, аристократ.
*
Фудзивара но Фухито (659 - 720)
*
«Предание о людях ва» - Вэйчжи вожэнь-чжуань —  является составной частью раздела о восточных варварах, расположенного на 30 свитке «Вэй шу» (Книги династии Вэй), более известной как «Вэйчжи». «Предание о людях ва» является одним из древнейших письменных упоминаний о древней Японии и её жителях.
*
Аватамсака-сутра («Цветочная гирлянда сутр» - большое собрание сутр, созданных в Индии в первые века н. э.
*
Авиценна - (980 – 1037) - средневековый персидский учёный, философ и врач
*
 Гален (129 - около 200) - римский медик, хирург и философ
*
Чжуд-ши - классический источник тибетской медицины, в котором собран многовековой опыт тибетских лекарей, использовавших в своей практике достижения медицинских систем Индии, Китая и других стран. Излагаются основные положения тибетской медицины, представлены теоретические установки и лекарственное сырье.
*
Более подробно историю ныряльщика Мапуи можно прочесть в книге Винокурова И. и Непомнящего Н. «Кунсткамера аномалий». И, художественную версию приключений - в увлекательном рассказе Джека Лондона «Дом Мапуи».


Рецензии