Развратники в нашем курятнике

                Потребны ль Господу такие христиане —
                Со словом Божиим не в сердце, а в кармане?
                И как не помянуть речение Христа,
                О тех, не сердце кто приблизил, а уста.
                Спасителю нужна душа, а не цитата,
                Что приготовлена всегда у пустосвята.
                Подобна братия отвратная сия
                Повапленным гробам, исполненным гнилья.
                Й.Вондел «Скребница». Нидерланды, XVII в*

Извечен образ, ведомый Христу…
Природа фарисея-пустосвята —
Одна и та же. Тот же всё петух
Кудахчет в нас. Всё те же мы, ребята...

В тетрадочку запрятали глаза —
И в «благочестье» мигом состязаться,
Хотя б мы в том не смыслим ни аза,
Но нам подай — оваций-репутаций.

Парад безверья — маскарадный бум:
Уста воркуют, а душа — немая.
По книжке мочим — вспять и наобум,
Не Духу —  букве мёртвой лишь внимая.

В притворстве с детства все мы мастера,
Подобострастьем страсти прикрывая.
Но в чём петушья шкурная игра,
Покажет время сбора урожая.

Тогда личины курьи отпадут,
Раздастся вопль: «О Господи, открой нам!»
Но с тем и Божий неподкупен суд,
Что клекотанью тех воздаст достойно.

Отринув петушиную возню,
Сметёт, как птичню, их загончик «рая»,
И огнь Его очистит ту стерню,
Ревнителей фальшивых пожирая.

Давно пора, забыв про птичью спесь,
Что в кукареках дряблых торжествует,
Очистив ум, принять Благую Весть,
Душой простой — вкусив любовь живую.

...В том давнем веке разумел поэт
Истоки всех церковных пертурбаций.
Ужель в России нам «Скребницы» нет —
Во избежанье бездны Реформаций...
  июль 1999
*Йост ван ден Вондел (1587 — 1679) — крупнейший поэт и драматург «золотого века» нидерландской культуры. Получил религиозное воспитание, провозглашал религиозную терпимость  и придавал главное значение личной вере. Уже в преклонном возрасте порвав с протестантизмом и перейдя в католичество, продолжал отстаивать духовную свободу человека, утверждая, что каждый вправе свободно веровать и рассуждать, а религия не должна вмешиваться в политику и навязывать свою волю другим, подобно ортодоксальному кальвинизму того времени. Вондел не получил систематического образования и литературным успехом обязан своему дарованию и упорному труду. Творчество его обширно и многообразно. Философские  поиски смысла жизни и места человека в обществе и государстве составили центральную тему его творчества. За свою долгую жизнь он отозвался в своих произведениях едва ли не на все значительные события его времени. В своих стихах Вондел предстаёт как гражданин и патриот, обличитель ханжества и лицемерия. Таковы стихотворные сатиры «Развратники в курятнике» и «Скребница». «Скребница» — это инструмент для очищения общества от пороков. Вондел писал также поэмы и оды, религиозно-дидактические стихи, он автор 24 драм, в основном на библейские сюжеты. Творчество его оказало заметное влияние на западноевропейскую литературу XVII века.


Рецензии