Жизнь без царя М. И. Цветаевой

........................... Ты дал мне детство - лучше сказки ...
........................... Есть - котомка, коль отнят - трон...
........................... Летит молодой диктатор,Как жаркий вихрь...
........................... Марина Цветаева.

Земля уходит из-под ног*
С зимы семнадцатого года.
На перекрестиях дорог
Столпотворение народов.

Уют и счастье позади
В монаршей, преданной России,
Но нет любви в больной груди
К Царю и кроткому Мессии.

Известно, что Наполеон
Пленил навеки Вашу музу,
И потому воспет масон,**
Что к власти шел путем француза.

Потом, как крыса с корабля,
Бежал трусливо в женском платье,
А Вам - чужбина, жизнь с нуля
И паутина над кроватью.

Не видно звезд на небесах,
Не согревает солнце летом.
Мираж спасения  в стихах,
В любовной жадности поэтов.

И муж, и сын, и нищета
Для игр любовных не преграда.***
Так хочется сойти с креста,
Хотя бы в круг девятый ада.

И с каждым годом все сильней
Желанье смерти скоротечной.
Судьбы не знаю я страшней,
Любви к себе бесчеловечней.****

03.07.2016


 * - В марте 1917-го, в день смерти покончившего с собой актёра и педагога М. Стаховича в записной книжке Цветаевой появляются страшные слова: «Я, конечно, кончу самоубийством, ибо всё моё желание любви — это желание смерти».

Сергей Эфрон пишет Волошину в сентябре 1923 года: «Марина рвётся к смерти. Земля давно ушла из-под её ног». Не хочу ни любви, ни почестей... Что-то цепью за мной волочится, Скоро громом начнет греметь. Как мне хочется, Как мне хочется - Потихонечку умереть!

Марина Цветаева: "Считают мужественной. Хотя я не знаю человека робче. Боюсь всего. Глаз, черноты, шага, а больше всего — себя. Никто не видит, не знает, что я год уже ищу глазами — крюк. Год примеряю смерть. Я не хочу умереть. Я хочу не быть. Надо обладать высочайшим умением жить, но ещё большим умением — умереть! Героизм души — жить, героизм тела — умереть…"

** - Керенский А.Ф., пришедший к власти путем переворота, как и Наполеон.
В 1924г М. Цветаева жила в Чехии, в одном из писем Роману Гулю в Берлин она сообщала: «Познакомилась с Керенским, — читал у нас два доклада. Вручила ему стихи свои к нему и пастернаковские. Взволновался, дошло.
Мне он понравился: несомненность чистоты (!!!). Только жаль, жаль, жаль, что политик, а не скрипач. (NВ! Играет на скрипке.)» (!!!)

“Я, в жизни, любила Наполеона и Гёте, т. е. с ними жизнь прожила”, — объясняла Цветаева в 1936 году поэту А. Штейгеру. Среди последних записей 1941 года — строки об отверженности, одиночестве, о Наполеоне.

***- Из письма Сергея Эфрона: «Марина — человек страстей. Отдаваться с головой своему урагану для нее стало необходимостью, воздухом ее жизни. Все строится на самообмане. Человек выдумывается, и ураган начался. Сегодня - отчаяние, завтра - восторг, любовь, отдавание себя с головой, и через день снова отчаяние. И все это при зорком холодном, пожалуй, вольтеровски циничном мне. Вчерашний возбудитель - сегодня остроумно и зло высмеивается, почти всегда справедливо. Все заносится в книгу, все спокойно, математически отливается в формулу. Громадная печь, для которой необходимы дрова. Я на растопку не гожусь уже давно. Последний этап для нее и для меня - самый тяжелый - встреча с моим другом, человеком ей совершенно далеким, который долго ею был встречаем с насмешками. Мой недельный отъезд стал внешней причиной для начала нового урагана..."

Марина Цветаева: " Я могу вести десять отношений сразу и каждого, из глубочайшей глубины, уверять, что он — единственный. А малейшего поворота головы от себя — не терплю. Мне БОЛЬНО, понимаете? Я ободранный человек, а вы все в броне. У всех вас: искусство, общественность, дружбы, развлечения, семья, долг, у меня, на глубину, НИ-ЧЕ-ГО. Все спадает как кожа, а под кожей — живое мясо или огонь: я: Психея. Я ни в одну форму не умещаюсь — даже в наипросторнейшую своих стихов! Не могу жить. Все не как у людей. Что мне делать — с этим?! — в жизни».

**** - "Я не знаю женщины талантливее себя. Смело могу сказать, что могла бы писать, как Пушкин. Моё отношение к славе? В детстве — особенно 11 лет — я была вся честолюбие. «Второй Пушкин» или «первый поэт-женщина» — вот чего я заслуживаю и, может быть, дождусь. Меньшего не надо…"


 "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!"

"В воинах мне мешает война, в моряках — море, в священниках — Бог, в любовниках — любовь. Любя другого, презираю себя, будучи любимой другим — презираю его. У каждого живёт странное чувство презрения к тому, кто слишком любит нас. (Некое «если ты так любишь меня, сам ты не Бог весть что!»). Может, потому, что каждый знает себе цену…"


Рецензии
Наверное, на первый взгляд всё это выглядит безумно цинично, разрушительно, шизофренично -- но ведь это однозначно игра! Однозначно! Попытка угодить своему честолюбию, попытка вырваться из обыденного "как все" -- и оставить у людей ощущение ни с чем не сравнимое, пусть на негативно-изумлённом "Ох!". Скандал, как сказали бы сейчас. Артистизм, депрессивный, отталкивающе--привлекательный для очень тогда многих, попытка нарисовать себе жизнь такую, какая дала бы пищу неуёмным эмоциям! Маска прилипает намертво. Иногда. Я сама эмоционально очень насыщенна, я понимаю, что, испытав однажды полёт, по земле ходить -- мука. А тяготением к "чернозёму" она бравировала с юности -- есть же сейчас "готы", сатанисты тоже есть... Но для неё -- поза, отличие от других, жажда перейти черту! И тогда, когда свобода отношений в богемной среде была обязательным правилом и демонстрировалась намеренно, нужно было что-то ещё, какая-то ещё фишка, чтобы не быть как все. Я так это понимаю. Её среду это не слишком шокировало тогда. Бывало и покруче. Да и сейчас эти традиции сильны в нашей богеме. А уж тогда, на сломе эпох!.. А то, что любить не на полную катушку она не могла -- меня с ней роднит однозначно! Я знаю, что многое по истечение времени становится не совсем таким, каким было на самом деле. Так создаются легенды. Она хотела ею стать. И роман её с Радзевичем, от которого она, да, ушла сама, стал частью этой легенды, и именно в таком ключе мой стих об этом. Это уже моё видение, мой опыт, моё сожаление о том, что не все мужчины умеют летать. Но и всё-таки это о ней: http://www.stihi.ru/2016/08/03/4910

Светлана Клинушкина-Кутепова   20.03.2017 10:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, за отклик и понимание моего отношения к М.И. Цветаевой.
Игра, вернее поза, наверное присутствовала, но с собой не играют. У многих людей бывает тяжелая депрессии, причины которой и формы могут быть разной, нежелание жить - самая тяжелая. Чем больше в человеке гордости, тем труднее признать свои заблуждения и пережить их последствия.
Иду по ссылке ...

Соколова Татьяна Николаевна   20.03.2017 13:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.