Экономическая экономика XIII
Посмотрим.
Однажды Робинзон проснулся и побежал в свой «кинотеатр», чтобы с утра избавиться от скуки.
А скучать было от чего. Его животные так удобрили за долгие годы поля, что урожайность позволяла сократить пашню, Выкованный из корабельного якоря лемех позволял быстрее и качественнее обрабатывать землю и работал теперь Робинзон по-русски, на рывок.
Иногда три часа в день, иногда – час, иногда вообще их «кинотеатра» не вылазил.
И вот, вместо ожидаемой пустынной морской глади, он увидел на «экране» Пятницу.
Робинзон воспылал любовью моментально, и предложил красавице мулатке (метиске, креолке)
заключить с ним брачный союз. Но, поскольку запасов продовольствия у него было только на год и только на одного человека, то, естественно, красавица лестное, заманчивое предложение отклонила до лучших времён. Понял свою ошибку Робинзон, стал работать с удвоенной энергией, и через год у него было продовольствия на год для двоих человек.
Но снова незадача.
Есть один хлеб, красавица отказалась, напрочь.
Сказала на пальцах, что она готова употреблять хлеб с мёдом.
Но пчёл на этом острове не было, а пытаться добыть его на соседнем, где жили афро-американцы Робинзон никак не осмеливался.
И о, чудо!
На горизонте показался торговый корабль с бочками мёда на борту.
Корабль причалил и Робинзон поспешил к владельцу бочек с мёдом, предложив ему половину запасов его зерна.
Но как определить соразмерность обмена?
Вы полагаете, Робинзон стал вспоминать, сколько времени в каком месяце и в какой день он посвятил работе? Вот ещё… Ничуть не бывало.
Робинзон прикинул, что для того, чтобы прокормиться с будущей женой в течение следующего года, до следующего прихода торгового судна, ему требуется как раз столько хлеба, сколько у него есть, но… Красавица желает кушать хлеб с мёдом.
Чтобы избежать разных диетических столов, пришлось Робинзону и свою половину хлеба делить надвое и одну часть менять на мёд.
Так как же поступил Робинзон?
Очень просто.
Он спросил у корабельного кока, сколько мёда съедает один член команды в течение одного года.
Оказалось, к примеру, что ровно в четыре раза меньше, чем потребил Робинзон Зерна в прошлом году.
Робинзон предложил владельцу мёда половину своего хлеба, за одну четвёртую по весу (от веса зерна, приготовленного к обмену) меру мёда.
Так они одну меру мёда приравняли к четырём мерам зерна и совершили акт купли-продажи, а точнее – товарный обмен.
Как видим, ни об эксплуатации человека человеком, ни о прибавочной стоимости, ни о труде, ни о рабочем времени речь, в данном случае, вообще не шла.
Речь шла о потребительных свойствах товаров, о количественной потребности товара для насыщения организма в равной мере.
Таким образом, Робинзон остался с теми же калориями и с той же возможностью прокормить вновь создаваемую семью в течение следующего года, до прихода торгового корабля.
Просто он разнообразил свой рацион, с пользой для организма.
И вновь мы видим, что «Собственную Стоимость» своего Зерна Робинзон выставил в размере, способном наполовину удовлетворить его потребности в будущем году, оценив их, как то количество Зерна, которое он употребил в течение прошлого года, но один.
Теперь ему предстояло оценить «Потребительную Стоимость» мёда, заявленную его владельцем.
Убедившись в эквивалентности данных Стоимостей, участники обмена пришли к согласию, определив Меновую Стоимость Зерна и Мёда.
Поскольку Согласие есть продукт непротивления сторон, сделка состоялась, без какого бы то ни было подсчёта рабочего времени, рабочей силы или труда, как такового.
Кто из них остался в большем выигрыше, неизвестно, тайна сия велика есть, о ней нужно спрашивать у туземцев, менявших Золото на Бусы, причём с большой для себя прибылью.
Свидетельство о публикации №116081304113