Под Святою ризой! Не Стяжайте! В Сердце - Яда!

 *&* Под Святою ризой
           ***************

Над больной старушкой –
Внуки издевались,
"Сношенька" - в «Психушку» -
Заточить -  старались

А она, их грешных,
Будто бы не слышит:
То молитву шепчет,
То стишок напишет.

Негодяи в злобе - 
Беды ей пророчат,
Сделать невозможно,
То, что Бог не хочет.

Он – её любовью,
Верою питает,
Ризою святою,
Прочной заслоняет.

Нежностью укроет –
Худенькие плечи,
Алою зарёю –
Боль души излечит.

Вновь уронит солнце –
Луч на подоконник,
И она проснётся –
Бодрою, спокойной.

             *&*

      « Яд в сердце »
   **************************

В наше время редко ладит
Со свекровушкой сноха.
Не стяжайте  в Сердце Яда:

Словом, делом,добрым взглядом
Умножайте в доме Радость...
Чтобы не было Греха!

   *&*  - 10.08.2016 15:06   


Медовый, Яблочный и Ореховый Спас: традиции и обычаи сладких праздников
В августе отмечаются три важных для христиан праздника, с которыми связаны определенные ритуалы и приметы
В этом месяце отмечают целых три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Все эти праздники берут начало из язычества, но они настолько тесно сплелись с христианством, что широко отмечаются и Православной церковью.
Медовый, Яблочный и Ореховый Спас: дата празднования в 2018 году

С приходом последнего летнего месяца все христиане ожидают три больших религиозных праздника – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. С ними связано множество не только православных, но и истинно украинских обрядов и традиций. Даты, на которые припадают эти праздники, неизменны из года в год. Первым отмечают Медовый Спас – 14 августа, затем Яблочный Спас – 19 числа, а в конце месяца – Ореховый Спас, который принято праздновать 29 августа.
===============
В этом месяце отмечают целых три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Все эти праздники берут начало из язычества, но они настолько тесно сплелись с христианством, что широко отмечаются и Православной церковью.

Свое название праздник приобрел, будучи привязан к одному из имен Иисуса Христа – Спаситель, Спас. Празднуют эти три праздника в одни и те же дни: 14, 19 и 29 августа. У каждого свое название, свои обряды и обычаи празднования.
Первый Спас – Медовый, 14 августа
С этого дня разрешается есть овощи с огородов. А еще, конечно же, мед, но после того, как его освятят. Медовый Спас – праздник пасечников. Пчелы уже заполнили соты, и можно приступать к заготовке меда на зиму: по поверью, освященный и заготовленный после этого Спаса мед не забродит.
Другое название первого Спаса – Мокрый
Церковные служащие освящают водоемы, в этот день копают новые колодцы, осушают и очищают старые. В освященной воде купаются и окатывают ею скот, чтобы оградить от болезней и смыть всякую прицепившуюся дрянь вроде сглаза.

Это последний день, когда можно купаться в открытой воде: после Мокрого Спаса вода зацветает и становится холодной.
ы
Медовый Спас (Маковей) отмечают ежегодно 14 августа. В этот день верующие приносят в храмы мед для освящения. Традиция связана с древней установкой – первый урожай приносить Богу и только потом есть самому.
Третий Спас – хлеба припас, 29 августа
В этот праздник пекут хлеб из нового зерна и благодарят Бога за урожай, что он дал. К этому дню было привязано время, когда сеяли озимые. Если погода стояла хорошая, то начинали сеять за три дня до Спаса и заканчивали через три дня после праздника.

И снова обращение к воде: освящение новых колодцев, чистка целебных родников там, где они есть. Этот день посвящен и мученику Диомиду – святому и врачу, который исцелял не только тела, но и души. А беременные молились о благополучных родах, достаточном количестве молока и об обычном женском счастье.

Медовый Спас
Сычков Водосвятие 1916.jpg
Ф. В. Сычков. Водосвятие. 1916
Тип народно-христианский
Иначе Первый Спас, Спас на воде, Проводы лета
Также Маккавей (церк.)
Значение первый день Успенского поста
Установлен в честь Происхождения древ Креста Господня в конце XIV в. (РПЦ)
Отмечается восточными славянами
Дата 1 (14) августа
Празднование малое водосвятие
Традиции начало сбора мёда, его освящение и трапеза; «вдовьи помочи»
Commons-logo.svg Медовый Спас на Викискладе

Н. А. Богатов. Пасечник. 1875 г.

Созревшая коробочка мака самосейки
Дай, Господи, хозяину многия лета,
Многия лета — долгие годы!
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многия лета!


Рулет с маком
Медо;вый Спас (также М;ковый Спас, Пе;рвый Спас) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) августа, и посвящённый памяти Происхождения честных древ Животворящего Креста. Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение[1]. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы[2].
Первый Спас, Мокрый Спас, Маккавей[3], Спас Всемилостивейший, Спас-маковей[4], Маковый Спас, Спас на воде[5], Маковеев день[6], Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник[7], Проводы лета[8], Калинник, День Соломониды-бавушки[2]; белор. Макавей, Макава, Макаўе, Першы Спас, Спас Мядовік, Медзяны Спас[9]; укр. Маковiя, Маковей, Макотрус[10]; болг. Протоягус, Егус, Ягус, Устина, Макавеи, Макаве, Чуруци, Моринки, Зетьовден[11][12]; макед. Макавеите; серб. Макавеј, Макивије[13]; польск. ;w. Piotra, ;w. Piotra w okowach, ;w. Piotra Palikopy, ;w. Palokopa[2].

Начало Спасовок (Успенского поста)

Начинается Успенский пост или Спасовки[14]. Спасы — народное название трёх праздников православной церкви: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господне и Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя. Считается, что название дано в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса)[15]. По данным Н. В. Солодовниковой, слово «спас» означает «спасать себя» тем, что употреблять в пищу мёд, яблоки, хлеб[16]. Крестьяне считали, что эти «две недели были „отрезаны“ Богом от Великого поста»[2]. Сербы Лесковацкой Моравы считали это время подходящим для копания и чистки колодцев[2].

Созревшая коробочка мака самосейки

Рулет с маком
Медо;вый Спас (также М;ковый Спас, Пе;рвый Спас) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) августа, и посвящённый памяти Происхождения честных древ Животворящего Креста. Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение[1]. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы[2].

  Другие названия :1.Начало Спасовок (Успенского поста) 2Обычаи восточных славян
              3.Макавей.4.Спас на воде 4.Медовый Спас
 Другие названия
  Первый Спас, Мокрый Спас, Маккавей, Спас Всемилостивейший, Спас-маковей,
  Маковый Спас, Спас на воде, Маковеев день, Лакомка, Медовый праздник,
  Пчелиный праздник , Проводы лета[8], Калинник, День Соломониды-бавушки[;
 
Начало Спасовок (Успенского поста)
Начинается Успенский пост или Спасовки[14]. Спасы — народное название трёх праздников православной церкви: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господне и Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя. Считается, что название дано в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса)[15]. По данным Н. В. Солодовниковой, слово «спас» означает «спасать себя» тем, что употреблять в пищу мёд, яблоки, хлеб[16]. Крестьяне считали, что эти «две недели были „отрезаны“ Богом от Великого поста»[2]. Сербы Лесковацкой Моравы считали это время подходящим для копания и чистки колодцев[2].

Обычаи восточных славян
По славянской традиции в этот день в храмах совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи[3].

В Сибири этот день известен также как Калинник (первый по счету) и как день Соломониды-бабушки, почитавшейся матерями, беременными, знахарками[17].

Макавей
14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э.

На Украине, в Белоруссии, на западе России, а также у сербов, болгар, македонцев этот день в большей степени посвящён памяти Маккавеев[2]. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени[18]. В этот день пекли маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко — маково-мёдовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белоруссии — макатером[19].

Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод»[19].

В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»[19].

Спас на воде
«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия[20]. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды[21]. После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь, сглаз и др.[2] После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту[21]. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.


Второй Спас – Яблочный, 19 августа
Со дня Яблочного Спаса после освящения яблок в церкви можно есть и заготавливать их на зиму. Этот день считался последним днем лета, поворотом года к осени. В этот день пекут пироги с начинкой из лесных ягод, грибов и, конечно же, яблок.
церковном календаре этот день семи мучеников Маккавеев, а в народе праздник называют просто – Маковея или первый спас. 14 августа освящают мак, мед и воду и провожают лето. Также готовят маковейский цветок – букет из мяты, чабреца, календулы, мака и освящают в церкви. На Маковея также освящают колодцы, источники.

На Маковея начинается двухнедельный Успенский пост, который установлен перед праздниками Преображения Господня и Успения Богородицы
19 августа девушки, присмотревшие себе жениха, съедая первое в году яблоко, произносили так называемые причеты, направленные на то, чтобы жених никуда не делся.
Обычаи Второго Спаса
Матери, потерявшие детей, относят освященные яблоки на могилы. С этого дня традиционно начинали сбор винограда. В некоторых местностях в этот день устраивали проводы солнца в закат, выходили за окраину, пели припевки. А в Македонии до сих пор считают, что в день Яблочного Спаса распахивается небо и можно загадать желание, а то и вовсе увидеть Бога.
По народным приметам, какова погода на Второй Спас, таким будет и январь.
ервый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчеловод не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд[22]. По традиции разрешалось есть освящённый мёд именно с этого дня[23].

«На первый Спас и нищий медку попробует!»[24]. У пчеловодов был целый обряд освящения мёда в этот день. С утра пчеловоды осеняли крестным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу мёда. Выбрав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» и освящал принесённый в сотах мёд, а дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же нищим, поздравляющим пчеловодов с Медовым Спасом. А затем праздник продолжался на пасеках, где собирались толпы ребят и подростков. Они получали «ребячью долю», после чего пели[25]:

Дай, Господи, хозяину многия лета,
Многия лета — долгие годы!
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многия лета!

— А. Коринфский. Народная Русь[25]
Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней[26][страница не указана 708 дней][27].
Поговорки и приметы
На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь[31].
На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные (южн.)[32].
На первый спас лошадей (весь скот) купают[32].
Паши под озимь, сей озимь[32].
Первый Спас — первый сев[33].
До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать[33].

Яблочный Спас
Малороссийские типы В-садку.jpg
«Малороссийские типы. В садку». 1890-е
Тип народно-христианский
Иначе Спас, Второй Спас
Также Преображение Господне (церк.)
Значение Наступление осени и преображение природы
Отмечается славянами
Дата 6 (19) августа
Празднование освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями
Традиции угощают яблоками близких и неимущих, пекут пироги с яблоками
Commons-logo.svg Яблочный Спас на Викискладе
Я;блочный Спа;с — день в народном календаре славян, приходящийся на 6 (19) августа. Являлся одним из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме. У славян-католиков отмечен слабо[1].

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы[2]. У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая[1]. В этот день они освящаются в церкви[3].

Другие названия
рус. Спас, Великий Спас[1], Второй Спас, Спас на горе, Средний Спас, Преображение, Преображение Господне[4], Праздник первых плодов[5], Горохов день[6], Первые осенины[7], Осенины[8]; укр. Спас другий, Великий Спас[1]; белор. Яблычны Спас, Вялікі Спас, Сярэдні Спас[9], Другі Спас[10]; серб. Преображење[1]; болг. Прибризине, Пребразене, Приближине, Сотир, Стратир[1]; польск. Pacskie Przemienienie[1].

Славянские традиции

Н. Бодаревский. Яблочный спас в Малороссии

«Спас», Винничина. Марка Украины, 2002

Яблочный пирог[источник не указан 24 дня]
В этот день в церквях освящали плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Освящённые колосья и семена сохраняли до следующего сева[11].

Существовало поверье[где?], что на том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует[когда] освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам[12].

В русских деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!»[13].

В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста[11].

В этот день провожали закат солнца в поле с песнями[8]. В Новгородской губернии и соседних уездах других губерний вечером собирался хоровод молодёжи, направлявшейся за околицу — в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали[14]:

Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещёного,
Для всей братии названной!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещёный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мёд, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещёный мир,
Бьём челом и кланяемся!

  Поговорки и приметы
Какой второй Спас, такой и январь[16].
Каков день на второй Спас, таков и Покров[17].
Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму[18].
Встреча осени — Осенины[7].
На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках[2].

Третий Спас – хлеба припас, 29 августа
============================
В этот праздник пекут хлеб из нового зерна и благодарят Бога за урожай, что он дал. К этому дню было привязано время, когда сеяли озимые. Если погода стояла хорошая, то начинали сеять за три дня до Спаса и заканчивали через три дня после праздника.


И снова обращение к воде: освящение новых колодцев, чистка целебных родников там, где они есть. Этот день посвящен и мученику Диомиду – святому и врачу, который исцелял не только тела, но и души. А беременные молились о благополучных родах, достаточном количестве молока и об обычном женском счастье.

Хлебный Спас называют и Ореховым
С этого дня можно заготавливать лещину в лесах. Замечено, что к этому дню орехи уже созревают. Если орехов много, хлеба мало. И наоборот: в хлебородный год в лесах мало орехов. Крестьяне говорят, что и то, и другое в один год вместе не рождается. И два года подряд не бывает урожая на орехи.

С этого дня лето считается завершенным. Третий Спас не празднуют широко: некогда. Это рубеж, у которого нужно закончить полевые работы до того, как придут дожди.
«Нерукотворного образа Спасителя» 16 (29) августа[1]. Третий Спас обычно считался полупраздником[2].

В этот день выпекают хлеб из зерна нового урожая[3]. Также было принято торговать холстами, полотнами[4].


Содержание
1 Другие названия
2 Русские обряды
3 Поговорки и приметы
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Другие названия
Народные названия праздника:

«Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас» — с этого дня продают домотканые холсты[5];
«Орешный» или «ореховый Спас», так как к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и разрешается их собирать в лесах;
«Хлебный Спас» — заканчивается уборка хлеба;
«Осенний Спас», «Холодный Спас» (прикам.)[6] — встреча осени;
«Посевы», «Досевки» — сеются озимые хлеба;
«Малый Спас»[2].
Русские обряды
День почитания мученика Диомида врача, которому молятся при разных недугах и болезнях; Феодоровской иконы Божией матери, перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах[5].

В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают»[7], поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас»[5]. В этот день было принято торговать холстами, полотнами[4].

Святят новые колодцы[8]. Чистят к осени целебные источники, пьют подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая тёплое время года. На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба: «Третий Спас хлеба припас»[9]. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов[2].

В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья[10].

В степных губерниях России начинали сеять озимые за три дня до Обжинок и заканчивали в течение трёх дней после Обжинок. Сроки корректировались в зависимости от погоды и уборки яровых. Иногда отсевались раньше — к Яблочному Спасу[11].

На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса[12]. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно[13]. У В. Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведён оригинальный взгляд: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб.» Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого «хлебным» или «орешным», народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!»[14].

Поговорки и приметы
Третий Спас хлеба припас.
Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
«Після Успення прийшло — сонце на осінь пішло» (укр.)[15].

 


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.