1812 В любви ч 91

Ч 91
«В любви».

Устроившись на долгую стоянку ,
И ожидая в день рождения гонцов,
Наполеон на разум возложил всё спозаранку,
И порицание навлёк «любви отцов».

Они в завоеваниях учили,упреждать врага,
Они велели ждать его с повинной головою,
Они вели порой неведомо куда,
Прознав в России вольной  волю.

И «польская война» начавшись с намерений честных,
По смыслам,удостоенных служить векам,
Вдруг превратилась в сумму неизвестных,
Проблем «в любви» , под стать военным старикам.

Что ищут в облачениях жуира,
Видавших виды с древности времён,
Восторг и честь бравады бригадира,
Устлавшего победами амвон.

И «мон ами» ,создавший мудрость вечного покроя,
Предался в день рождения несказанной любви,
Решив для Польши и Литвы порядок встроить,
В далёкой «дружбы» довоенные плоды.

И Empereur,в восторге,преподнёс Валевской плату,
О блеске счастья жизни до темна,
В глазах ,великим пламенем любви обьятых,
Сжигая в сердце ,все пришедшие слова.

Достоинства мы взыщем в роли и невольно,
Услышав слово страсти мудреца,
Поймём ,когда России стало очень больно,
Её используют для красного словца.

И у неё не остаётся выхода другого,
Как жить и верить в Бога Честь и Чистоту,
Творя в Любви Божественной Основу,
И веря Счастью Рода Своему.

Служить ей вечною и чистою любовью,
Внимая вечный Бога Фимиам,
И обнимая сердцем вечное раздолье,
Преподносить урок настойчивым и ветренным гостям.

Долгая остановка в Витебске

Граф Сегюр в своих воспоминаниях о войне 1812 года приводит фразу, сказанную Наполеоном 28 июля в Витебске: «Здесь я остановлюсь! Здесь я должен осмотреться, дать отдых армии и организовать Польшу. Кампания 1812 года закончена, кампания 1813 года завершит остальное». Однако дальнейшие события в очередной раз показали, что французский император окончательно потерял контроль над ходом войны.

В ожидании переговорщиков

На пути Великой армии Витебск был последним крупным городом, входившим в состав Речи Посполитой до Первого раздела. Наполеон хорошо осознавал, что перейдя границы Витебской губернии, он вступит на «исконно русские» земли и тем самым развеет миф о войне за восстановление Польши. Согласно его плану, именно в Витебске должны были начаться переговоры с русскими – если не о мире, то хотя бы о перемирии.
В ожидании переговорщиков французский император решает заняться устройством жизни в захваченных землях: Витебским губернатором назначается генерал Шарпантье, предпринимается ряд мер по обеспечению жизни в городе и окрестностях. Так, например, адъютант Наполеона граф Сегюр писал, что уже в первые дни пребывания в Витебске по приказу императора «приступили к устройству всякого рода учреждений, построили тридцать шесть хлебопекарен, которые могли одновременно испечь 29 тысяч фунтов хлеба. Но не ограничивались только тем, что было полезно, а приступили и к украшениям. Так как вид дворцовой площади портили кирпичные здания, то император приказал своей гвардии сломать их и унести обломки. Он даже помышлял уже о зимних удовольствиях — парижские актеры должны были приехать в Витебск».
Сегюру вторит и маркиз Пасторе, один из непосредственных исполнителей всех затей Наполеона: «Намерением императора в то время было провести зиму в Витебске, дать там отдых войскам, образовать запасные склады припасов, сосредоточить операционную линию на Двине и заняться из Витебска или из Вильно преобразованием и устроением королевства Польского. Десять дней все появлявшиеся приказы исходили из этих соображений, и мы уже могли думать, что этот тридцатидневный поход привел к великим действительным последствиям».
И вправду, только прибыв в Витебск, Наполеон начинает активно заниматься устройством не просто жизни в захваченных землях, но последовательным воссозданием Речи Посполитой. Для этого приглашает к участию в своих реформах представителей самых родовитых польско-литовских фамилий: Сапегов, Огинских, Радзивиллов, Пржеческих, Борхов и проч. Маркиз Пасторе назначается интендантом. Согласно его воспоминаниям, тогда было «два значительных препятствия, которые должны были помешать всем начинаемым предприятиям. Во-первых, в стране царил самый крайний беспорядок, распространяемый восстанием крестьян, убежденных тайными агентами революции, что свобода, о которой шла речь, состоит именно в безудержном произволе. Во-вторых, денежных средств не было вовсе, а без них обойтись было чрезвычайно трудно».

Крестьянский бунт

На решение первой проблемы французский император направил большие усилия. Наполеон хорошо понимал, что сложившаяся ситуация во многом была делом его рук и пытался исправить положение. Граф Сегюр в своих мемуарах пишет, что в Витебске Наполеон поручил двоим своим приближенным выведать настроение в народе и попытаться использовать его в своих целях. Однако, как писал генерал Дедем, «…Наполеон был уже в то время не генерал Бонапарт, командовавший республиканскими войсками» и не только не спешил отменять крепостное право, но даже напротив, считал его сохранение совершенно необходимым. Ведь русские крестьяне в представлении французов были совершеннейшими варварами, а соответственно и свобода у них - «варварская необузданная, ужасная распущенность». Очень характерно в этом контексте высказывание Сегюра о проекте отмене крепостного права: «Русское дворянство погибло бы, как колонисты в Сан-Доминго во время восстания негров».
Для подавления крестьянских волнений император приказал губернатору послать по деревням летучие отряды, которые, по словам маркиза Пасторе, «должны были выполнить двоякое назначение: подавить крестьянское восстание и перехватить мародеров». И хотя восстание вроде было подавлено, крестьяне продолжали чрезвычайно враждебно относиться и к французам, и к собственным помещикам, перешедшим на сторону врага.

Финансовые реформы

Другой большой проблемой было налаживание здоровой финансовой системы на захваченных землях. Дело в том, что в Российской Империи ходило два типа валюты: металлические монеты и кредитные билеты Петербургского банка различного номинала. Первоначально один кредитный рубль должен был равняться одному рублю металлическому, однако довольно быстро количество выпущенных билетов превысило стоимость находящейся в обращении звонкой монеты. Все это привело к постепенному обесцениванию кредитных билетов: сначала до 50%, а с появлением французов и до 82%. Наполеон поставил перед новым белорусским правительством задачу добиться курса кредитных рублей к металлическим как 4 к 1, что в общем виде удалось. Однако все эти события никак не помогали делу восстановлению былого польского благосостояния, тем более, что и император, и поляки сильно преувеличивали его размеры.
Война 1812 года: Хроника Ровно 200 лет назад:38-й день войны
Спецпроект православного журнала «Нескучный сад»

Что показалось в истине единым,
Вошло в исток творения огня,
Став для него неумолимым,
Восторгом вечности и дня.

Вдруг осветившим вечные потёмки,
Души ,признавшей свой уют,
Идти туда , где лишь её обломки,
Покой и веру создают.

В того , кто ликом в людях светел,
Спасая их от скорбных дней,
И не бросает слов на ветер,
Вобрав в себя величие идей.

Готовых править безутешным миром,
Не знающих исток Божественных Основ,
И обьявив его величия кумиром,
Творить престол двуличия грехов.


Рецензии