В Италии. Из дневника. 1996 год. 2Б

        Болонья (продолжение)

                Древняя площадь, обрамленная  средневековыми фасадами палаццо Коммунале, палаццо Падесте, замка короля Энцо, взятого в плен узника этого замка, сына императора Фридриха II, и огромным лицевым фасадом собора st. Petronio, величественна и огромна. Это одна из самых больших и красивейших площадей в Европе. Коричневый кирпичный фасад собора Сан Петронио, пятого по величине в Европе, облицован белым мрамором только на одну четверть снизу, оставляя средневековый облик остальному объему.
                Со средневековым видом фасадов этих зданий контрастирует ренессансный фонтан со статуей Нептуна  флорентийского скульптора Джамболоньи., у которого , говорят , учился Микельанжело. С фонтаном, как и со многими достопримечательностями Болоньи связаны, разные легенды. В частности, говорят, что скульптура Нептуна с тремя  нимфмами с ним показалась тогдашним горожанам настолько натуралистичной, что они потребовали надеть на Нептуна штаны.
                Доминирующий на площади собор - образец суровой монументальной готики северной Италии.  Передний фасад лаконичен и впечатляющ.  Он похож на громадный рыцарский щит, как бы защищающий души болонцев от враждебных сил. Боковые фасады не менее величественны и украшены каменными медальонами скульптора  Джамболоньи. Внутри интерьеры собора темные и подавляют своей грандиозностью и суровостью. В стенных нишах с каннелюрами, устремленными к своду, помещены религиозные картины мастеров ренессанса и барокко. Но сохранились и древние фрески. Одна большая темная  фреска занимает огромное пространство в верхней части боковой стены и за её освещение на 1-5 минут надо бросить в автомат соответствующее количество монет. Это картина «Страшный суд» неизвестного мастера. Иисус на ней совершает правосудие. Около него апостолы, чуть ниже сидят на скамьях, как в университетской аудитории, праведники и наблюдают за тем, как Учитель вызывает из подземного мира грешников, которых ему, как ассистенты учебные пособия на лекции, подтаскивают черти.
                В соборе — капелла,построенная на средства сестры Наполеона. Около алтаря горели светильники в виде белых чашечек с фитилем. Опустив в щель копилки 200 лир можно взять светильник и буклеты, разложенные на специальных столиках: в церквах Болоньи в этом плане полное самообслуживание.
                Выйдя из собора, я направился к двум стоящим рядом знаменитым башням Болоньи -  Азинелли и Горезенде, которые являются символами города. Названия башен даны по фамилиям богатых семей 12 века, которые конкурировали друг с другом и стремились перещеголять соперников в высоте строившихся ими этих оборонительных и дозорных башен. Обе башни наклонились со временем из-за подгнивших свай. Больше наклонена Горизенда, но зато Азинелли намного выше её - 97 метров. Видимо, из-за растущего наклона башен города, которых было не менее 180, многие из них были снесены.
                На Азинелли можно подняться по железной винтовой лестнице. За этот нелегкий, но пока еще не опасный труд нужно заплатить было 3000 лир и я от него отказался. Башни расположены на маленькой красивой площади, украшенной кроме них средневековой аркадой старого рыночка (merkato). От этой пьяцетты  разбегаются лучи трех улиц, ведущих к трем крупным соборам Болоньи — Сан Джаванни, Санта Мария дие Серве и Сан Стефано. Пройдя по одной из улиц мимо церкви Санта Мария дие Серве, лицевой фасад которой обнесен с трех сторон изящной аркадой на тонких колонках, я очутился около здания гуманитарного факультета Болонского университета, старейшего в Италии.
                Я зашел в университетский дворик с традиционной аркадой, у ворот которого стояло множество велосипедов и мопедов — транспорта, популярного в Болонье, в отличие от Римини, курортного города дорогих машин, где молодёжь предпочитает мотоциклы.  Болонья же — рабочий город. Да и студенты даже из богатых семей не демонстрируют свою состоятельность, повинуясь демократизму университетской жизни. Во втором,дальнем,дворике , куда я зашел, можно увидеть вкрапленные в стены остатки средневековых украшений фасадов,перестроенных в течении веков.
                Захотелось узнать, сохранились ли в городе старинные здания факультетов. Я обратился к проходившей мимо девушке - студентке по — английски. "Не понимаю", - показала  знаками студентка, мило улыбнувшись. Или мой английский, полученный в Петербургском университете никуда не годился,или его не знала студентка более старого Болонского университета...  Я  склонился к  последнему мнению и решил отправиться осматривать церковь Санта Мария дие Серве (Святая Мария спасительница).
                Двери в церковь были открыты, но у входа стоял молодой парень — сторож и, улыбаясь, объяснял знаками подходившим, что церковь закрыта на обед до 15-ти часов. Времени до её открытия оставалось около часа и я решил вернуться к площади Маджоре,  по пути свернул на боковую улочку и вышел к собору Сан Стефано. Седая древность дохнула мне в лицо.

                04.08.2016


                (Окончание следует)


Рецензии
Володя, ты так подробно, так детально описываешь достопримечательности Болоньи,
что у читателя создаётся полное ощущение присутствия при всём при этом. Лично я
как будто хожу вместе с тобой по улочкам и площадям древнего города. Спасибо!
Ну что, пошли дальше? Я готова к продолжению путешествия.)) Удачи!

Нина Онищенко   05.08.2016 03:43     Заявить о нарушении
Привет, Нина! Слишком подробно мне кажется - но на пол дневника сократил, мелочи отбрасываю, как могу. Надеюсь, шестая часть - последняя о Болонье. Если силы найду, то поездку в Равенну опишу когда-нибудь и всё пока. Надо по свежим впечатлениям делать очерки и не по однодневным поездкам, а вживаться в место. Насколько путевые заметки писательницы Натальи Ильиной, которую две недели по всем городам Италии возил приятель-социалист, с которым они спорят пол книги о политике, отличается от "Записок об Испании" Боткина или "Образов Италии" Муратова, которые жили в этих странах месяцами...Карел Чапек писал о путешествиях короче, но тоже талантливо, да и жил в странах не по одной неделе. Последние двое, правда, были профессионалы пера... Спасибо за чтение и поддержку труду моему:))! С дружеской улыбкой, В.

Владимир Гоголицин   05.08.2016 08:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.