Это, канешна, сумасшествие, но оно очаровывает. 1

Портрет Дикелиди. Пергамент. Тушь, акварель, свинцовый карандаш.
Работа Санто.

Рецензия на «О каком невежестве может идти речь, Мари?!» (Сан-Торас)
____Санто! Вы мне в письме написали, что можно и стихи выдавать для "разбора полетов".
По этому поводу очень сожалею, что не было Вашего голосования с разбором в конкурсе танка на "ЕдиномышЬленниках", вот бы где поучиться и узнать
Вашу оценку своим и чужим попыткам!
То, что Энди Уорхола я запомню, это однозначно!
А вопросы, думаю, появляться будут...
Спасибо!
Мари Полякова 01.08.2016 09:47

.


_____Дык, нетоштобэ буду заново говорить о восточной поэзии, Мари: но заведу Вас,
в тему востока, которую давно прошерстил и оставлю Вам один из моих ЯСОВ
называется "Полночь".
ЯС - японский сонет - для этого сонета написал на пергаменте
портрет Дикелиди - это женское имя - означает слёзы.

***

О, Дикелиди,
В сумрак дождей не грусти
Ветками ивы.

Та, что на небе,
Желтой айвою плывет
В озеро Чад и

Старой даруме поверь,
Время вопросов -
Полночь. Распахнута дверь
В звездную россыпь.

Дарума - это японская гадальная кукла, типа неваляшки, символ исполнение задуманного, ведь и матрешка - японская национальная кукла, которую
заимствовали русские и сделали своей.

"Полночь - распахнута дверь
В звездную россыпь"

"Звездная россыпь» - в восточном гадании - знак любви и благословения.

Могу озвучить чем, именно, магнитит меня хайку, что симпатично мне в Японском сонете:
Это прежде всего – восточная тактичность, приглашение к общению,
сопричастность, уважение, а так же краткость и благородная сдержанность.
Мне импонирует отношение японского поэта к реальности, наблюдение её текущего момента.
А главное - душевное пространство и чуткость поэта к читателю, как к гостю.
Японская поэзия гостеприимна!
Поэт не занимает собой весь стол, все пространство беседы, как русский поэт, который, в общем-то не беседует с читателем, а высказывается: он учит,
разоблачает или призывает:

«Быть знаменитым некрасиво,
Ни это поднимает ввысь,
Не надо заводить архивов,
Над рукописями трястись»
Б.П.
Чепуха! - Не трясусь, не завожу, и что? - Всюду все валяется, теряется, пропадает!
Или любимец Блок - наградил:

«Так жили поэты, читатель и друг
Ты думаешь, может быть, хуже?
Твоих ежедневных, бессильных потуг,
Твоей обывательской лужи…

Это, вполне, в русском стиле - поэт приглашает в гости души своей,
чтобы дать фглаз! - и сиди, читатель, в своей обывательской луже - не рыпайся!
Таков вкус и наших бесед, и наших праздных застолий.
Наш поэт стенает и жалуется, а ежель он сдержан - то читатель
должен непременно, заметить и оценить его мужественную сдержанность
в то же время, понимая, как он мощен, и как тяжко ему
нести божий дар своих духовных превосходств!
В какой-то степени, русский поэт зовёт читателя полюбоваться собой,
при этом отпуская ему небрежные подзатыльники:

Ты будешь доволен собой и женой
Своей конституцией куцой,
А вот у поэта - всемирный запой
И МАЛО ему конституций!

«Пускай я умру под забором как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала»…
А.Б.
Но он не простой человек и потому верит,
что это "Бог его снегом занес, и вьюга его целовала"

... наш поэт, в некотором роде, как бы, предлагает
 читателю рассмотреть себя, свои духовные глубины,
 ум и чувства и воздать этому дань.


Но открывая томик танка или хокку, читатель никогда не попадет
 под обстрел чужих страданий - он будет наблюдать
 происходящее вместе с восточным поэтом,
 который никогда не назовет его жалким обывателем "с куцыми конституциями".
Подобное мироощущение  присуще не только нашим избранным поэтам,
но и всей  национальной популяции - такова ментальность.

В отличии от славян - Восток утверждает: "Только настоящее истинно ценно!"
Как уберег бы нас этот постулат от ложных лозунгов, которые стали единственным
духовным образованием для целого поколения.
Мне глубоко жаль, что весь этот человеческий пласт покинул жизнь,
так и не узнав иного мира, кроме неудачно придуманного им же!
Ибо несколько советских поколений променяли свое настоящее
на погоню "за прекрасным будущим". В котором мы оказались и видим,
что оно перечёркнуто -  никакого спасибо - НЕТ и даже страны
той, что строили, жертвуя своим настоящим - НЕТ - ибо  каждый
хочет прожить свою историю судьбы - и только свою! Жить чужой
жизнью -  не подарок, а наказание и те, кто нам завещал своё,
ожидая от нас БЛАГОДАРНОСТЬ, не подумали о том, что сами они
РАЗРУШИЛИ то, что им завещали их отцы - и мы так же разрушили то,
что они завещали нам - таков закон причин и следствий.


Японский поэт, напротив, не призывает, не назидает,
упреки, обвинения, немыслимы в японской поэзии!
Восточный поэт приглашает разделить вместе с ним мир красоты,
отдать дань природе, ее величию, величеству!
Он делится, скорее, обменивается впечатлением, и это делает
читателя собеседником, дарит сопричастность момента.
Поэт и читатель вместе, они равны!

В русской поэзии, поэт больше читателя, он всегда одинок,
потому, что забрался выше всех - там где никого - кроме Бога.
На самом деле, так оно и есть, хотя, несколько задевает самолюбие
читающего, оставляя в нем осадок собственной духовной ущербности
 по сравнению с духом поэта - властителя дум.

Японские сонеты не дают ни оценок, ни, свойственных нашей поэзии,
эпитетов: "красиво! прекрасно! великолепно!"
На востоке это не принято, ибо воспринимается, как навязывание
своего отношения, к тому, к чему у каждого есть собственное мнение
- считается не деликатно.
Ложная многозначительность! Мир, априори и по умолчанию красив,
когда к любому его явлению: речке, небу, полю, поэт прибавляет эпитет:
красиво, прекрасно, чудесно – это означает, что на автоответчике своего стихотворения, поэт не оставляет читателю никакого сообщения.
Вы не можете проехать там, где красиво, повернуть туда, где чудесно...

Каждый день - японцы первые из землян - становятся свидетелями
распускающегося солнца!
И в своих танка и ясах они говорят простые, но обворожительные
в своей простоте вещи.
Мне близко, что их поэза избегает то, что культивирует наша:
Этот довольно назойливый авторский всхлипик, с приказом сострадать!
Иначе - укор, иначе читатель считается "черств и бездушен!"
Скованный этими рамками человек, невольно попадает в
зависимость от них и от чужих оценок.
Ведь никто не хочет казаться "плохим", т.е. бездушным и черствым.
Те же тенденции навязывания разных клише наблюдаются и в реальной жизни:
Нас возмущает беспричинная улыбчивость западных манер?
Но, не смущает собственная, беспородная склонность
грузить всех вокруг своей смурной тоской.
Видимо, холодный климат выработал в нас манеру сжимать губы.
А то - откроешь рот похохотать - и слёг с ангиной!

Однако восточный поэт тем и интересен, что имеет совершенно
 другой тип мышления.
Он смотрит в окно "вместе с читателем" и с ним созерцает мир.
Восточный Сонет в отличие от русского стихотворения не пишут, его рисуют.
Сонет возникает картиной перед внутренним взором поэта и его читателя.
Это иная система восприятия мира, ибо не в правилах хайку
говорить о том, что будет, что было.
«Солнце восходит».
Не взошло, не взойдет, а восходит, и читатель - вместе с солнцем и поэтом
присутствует в моменте созидания!

А, мы в нашей культуре, научились недооценивать, недолюбливать настоящее.
Мы любим будущее! - то чего нет и то, в где нас никогда не будет!
Поэтому философия дуализма не укладывается в наше понимание,
построенное на прелестях, загробного мира.
Эта тема работает, если у человека христианское мышление,
но загробный мир, превращается в тему будущего - если мышление
атеистическое, что, впрочем, одно и тоже, ибо в любом случае
обе доктрины отрицают прелесть текущего момента.

Видимо у нас такие предпочтения, ибо испокон веку на Руси,
вплоть до нашей реальной жизни - грешники не наказуемы,
а праведники не вознаграждены!
И нам остается уповать на СПРАВЕДЛИВОСТЬ хотя бы в БУДУЩЕМ!
Возможно поэтому БУДУЩЕЕ кажется нам лучше НАСТОЯЩЕГО.

Но, по крайней мере, для меня - никакой загробной
"райской справедливости"
не существует, поэтому меня не утешает эта наивно-мстительная
тяга к эфемерному УРА!, которое наступит когда-то потом,
в том потом, где будет благоденствие и наконец нам станет ХОРОШО!

В христианской вере это утешение выражено в пустых посулах, типа:
"Там, на том свете - ты страдалец, будешь вознагражден!!!
а он - обманщик – наказан!!!"
Но ни эта психотерапия, ни весь этот поворот мысли, не вписывается
в инкарнационные понятия востока.
Их души регенерируют в цветы, а не жарятся на сковородках.
Но тем не менее, до глубин люблю русский стиш, душу нашу грустную, грешную…
и чем глубже познаю Русь мою, изящно-словесную, тем крепче обнимаю
ее - кругозором гор,

"гранитною кроною скал…
кругом клумбы и кругом колодца -
куда камень придет седым,
круговою порукой сиротства,
одиночеством круглым моим."

Всю жизнь потрясает - этот седеющий камень, как степень глубины
и мера бездонности – камень поседеет, пока достигнет дна колодца души ...

… и немного хребет надломя,
Обнимаю тебя горизонтом
Голубым и руками двумя.

Тебя – то есть Марину Цветаеву, написавшую эти строки,
обнимаю ее - и родину-мачеху.

Но ни единой березы не отдал бы за целый сад сакуры - не променяю
звон колокольный - на ветер самурайский...
И, хотя сакура роскошно-розово цветет - но это на выходе
всего лишь дикая вишня - на вкус кислая - совсем не то,
что "с белых яблонь дым"!!!
Однако, все же славно выйти из равнинной, снежной зыби нашей
и погостить на Фудзи, где расцветает солнце, где рисины ловят палочками,
пьют чай из чашек без ручек, а женщины кланяются бамбуковыми личиками,
и нежнейшие гейши без платьев, и пуговиц, встречают с поклоном,
завернутые в занавес - размотал, вытряхнул легонько, как Клеопатру
из коврика - твоя! На все согласна!
Без вилок, без ручек, без стульев, без пуговиц - это, явно, другой мир!
В который порой, приятно вырваться из железного кавролина
славянских тягомотин и унестись туда - в толерантную мягкость Востока,
чтобы выпить, сидя коленями на полу, с каким-нить самурайским поэтом,
горячей водки, под экзотичным названием сакЕ - эта японская бражка,
простая ферментация сусла и пропаренного рисового солода.
И пока русская душа, истомившись ждёт, чтобы в холодильничке запотело...
они медленно пьют свою водку горячей, из чашки без ручки :))
Это, канешна, сумасшествие, но оно очаровывает...
Сан-Торас   01.08.2016 19:11


Рецензии
;))) Приветствую, Санто.сколько всего у Вас) рецка не случилась. Патамушта пацталом тяжко писать. Прочла ваши диалоги под 'чертиком из..'

Алиса Нескучная   13.08.2016 21:28     Заявить о нарушении
Привет Алиса!
Сколько лет...
Тебя обнять хотел поэт:))

Сан-Торас   13.08.2016 21:31   Заявить о нарушении
Тинусь к паетам. И при етом (или при том?? но суть нифтом) машу привецццна хвастом
;)

Алиса Нескучная   13.08.2016 21:35   Заявить о нарушении
УХТ! - КАК Ассоциативно:)))

Я прекрасен, безобразен,
Груб и нежен, чист и грязен,
Мудр и глуп, хитёр и прост.
Я - в своём единстве - разен:
Крылья у мня и хвост!
Ницше

Сан-Торас   13.08.2016 23:18   Заявить о нарушении
Да..Вы хвост/хвастливы многим!
Тока главное ить - ноги
Шопенгауэр

Алиса Нескучная   14.08.2016 00:16   Заявить о нарушении
___Не..., душа моя, этого Шопенгауэр не говорил!
Опираясь на учение Канта, он сказал:
"Мир есть мое представление о нем!"
Ибо мир, предстаёт, в зависимости от познающей способности субъекта.
А поведение всякого субъекта определяется
от природы данной ему эгоистичностью, злобностью или
сострадательностью.
Шопенгауэр считал, что предрасположенность моральных качеств
человека может смягчить воспитание,
но даже Песталоцци не в силах из олуха сделать мудреца,
а из злодея - добряка!
( хотя Песталоцци и собственного сына не сумел воспитать,
и хоронить его не пришел - был занят)
Людям кажется, что они поступают по собственной воле,
но на самом же деле они являются движимыми волей существами.
Потому что Свобода Воли опутана нуждами и потребностями!
А добро в человеческих отношениях становится возможным,
даже вопреки эгоизму, только потому, что среди мотивов
человеческой деятельности - присутствует мотив сострадания.
Это, своего рода, ощущение страдания, которое возникает,
благодаря способности человека отождествлять себя с другими людьми.
А в самом острадание заложены основы справедливости и
человеколюбия, из которых вытекают все человеческие добродетели.
По Шопенгауэру жизнь имеет такой расклад:
Глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию.
Мудрец старается избегать бед.
А к счастью человека ведет самоограничение.
Но счастье заключается во внутреннем чувстве, а не во внешних
обстоятельствах. Думаю на это Эйнштейн бы сказал:
"Всё ОТНОСИТЕЛЬНО, мой друг!"
Мудро живущий человек осознает неизбежность бед, держит
в узде свои страсти и ставит предел своим желаниям.
В этом, в общем-то, и заключаются основные
постулаты философии Артура Шопенгауэра.
А те строчки Ницше, что я привел выше -аккурат из цикла
его "Дзенских стихов" - "Песни Заратустры",
присланные Клейну неким Фридрихом Ницше:))
Не-ну, не я жа их написал, а он сам - Ницше:))

Сан-Торас   14.08.2016 07:48   Заявить о нарушении
И Ницше, и Шопенгауэра читала) но это стихотворение мне незнакомо. Спрошу у яндекса. Как говорит моя доча ) мне, безусловно, ближе Энштейн. И умением ассоциативно и свободно мыслить, и юмором. Спасибо за информацию)) кста, Вы могли б и не так написать. Ницше б разозлился и насуропил свой очередной цинично-недружелюбный постулат. А Шопенгауэр всегда наводил на меня тоску. Хоть и умен) слишком много упаднических мыслей и безысходности. А из каждой ситуации есть таки выход. Даже 3)

Алиса Нескучная   14.08.2016 17:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.