Вместе с Сашей Соколовым...

1. «Мы»

И слово «обувь» как «любовь» я прочитал на магазине
(Саша Соколов)
------------------------------

Между волком и собакой
горевать-околевать,
недотопленным варягом
гром победный заливать
ночью – водкою палёной,
днём – отборным первачом,
спать с монашкою-гулёной,
вечно спорить ни о чём,
загибать в словах коленца
в правду-матку, в боль души,
продавая excellence
за полушки и гроши,
разрядивши батарейки,
голосить: «пропал народ!»,
и «куда впадают реки»
перейти грозиться вброд.

24.05.016

2. «Витя Пляскин»

«И была девочка с очень большими глазами, с длинной черной косой и длинными ресницами, она училась на одни пятёрки, но она умерла примерно в седьмом классе, вскоре после Норвегова, к которому она питала счастливое и мучительное чувство, а он, наш Савл Петрович, тоже любил её. Они любили друг друга у него на даче, на берегах восхитительной Леты, и здесь, в школе, на списанных физкультурных матах, на этажах черной лестницы, под стук методичного перилловского маятника. И, возможно, именно эту девочку мы с учителем Савлом называли Розой Ветровой. Да, возможно, а возможно, что такой девочки никогда не было, и мы придумали её сами, как и всё остальное на свете. Вот почему, когда твоя терпеливая мать спрашивает тебя: а девочка, она действительно умерла? – то: не знаю, про девочку я ничего не знаю, – должен ответить ты»
(Саша Соколов. Школа для дураков).
-------------------------------------

Льётся с неба музЫка Орфея
Воздух – словно зыбучая смесь.
Я опять превращаюсь в нимфею.
Ненадолго. Навечно. Не весь.
Вот жучок в перламутровом панцире
По агатовой глади скользит.
И ажурная ветка акации –
Мимолётной любви реквизит –
Уплывает в далёко-неведомо.
Ветка-веточка! Штрих-завиток.
Эвридика. Орхестра. Календула…
Паровоза протяжный свисток.
Нет!
Свисток – Ветрогона. Ореховый.
Насылающий. Бодрый. Сквозной.
Роза-розочка! Фея Норвегова.
С архаичной вовек новизной.

24-25.05.2016
PS:
Эвридика (Евридика) – в древнегреческой мифологии одна из дриад (лесная нимфа), известная как жена легендарного мифического певца и музыканта Орфея.
Орхестра в античном театре – круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов. Первоначальное и этимологическое значение – «место для плясок» (Место Для народной потехи).
Во все времена существования античного театра в середине орхестры стояла фимела – круглый жертвенник в честь Диониса. На нём приносили жертву перед началом представления (обычно свинью). На ступенях фимелы стоял авлет.
Календула. Происходит от лат. calendula «малые календы, маленькие часы», далее из Саlеndае (Kalendae) «календы, первый день месяца», далее от гл. calare «созывать», далее из праиндоевр. kele- «звать, кричать».
Календула не только яркий и солнечный цветок, но еще и очень полезный, который нашел свое широкое применение в народной медицине. Календула является хорошим противовоспалительным средством.

Где-то Саша упоминал, что (будто) до написания «Школы» он Набокова не читал. Стиль у них, конечно, разный. Саща – и не стилист вовсе. Слово он не полирует (как В.В.), а, скорее напротив, отдаётся его стихии. В остальном – много общего. Но… Если не читал (до написания) – Мистика?! Бабочки, велосипеды и пр.

3. «Ветрогон (может быть – Павел Норвегов)»

Гул стоит на обшарпанном шарике.
Разгоняет ветра Вертопрах.
Дежавю с колоколен Гардарики
в новгородских высоких дворах.
Монастырские стены раздвинутся
от разымчивой этой пурги.
Синусоидой выгнутся синапсы
и квадратными станут круги.
Я панургово стадо понурое
окуну в мировой океан.
Всех кураторов с их синекурами
насажу на коана кукан.
Белой розой, пеонами алыми
икебаны украшу букет.
И банальные списки с анналами
окантую самхитами вед.

26-27.05.2016
PS:
Синекура (от лат. sine cura animarum – без заботы (без попечения) о душе, без лечения души, через нем. Sinekure) – в средневековой Европе чисто административная должность в католической церкви, не связанная с пастырской деятельностью, заботой о душах прихожан.
Затем возникло переносное значение, ставшее сейчас основным, – любая должность, приносящая доход, но не связанная с какими-либо серьёзными обязанностями (или вообще без них), либо даже не связанная с необходимостью находиться на месте служения.
Коан – короткое повествование, вопрос, диалог, обычно не имеющие логической подоплёки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию.
Коан – явление, специфическое для дзэн-буддизма (в особенности, для школы Риндзай). Цель коана –придать определённый психологический импульс ученику для возможности достижения просветления или понимания сути учения. Европейским аналогом может служить христианская притча, но коан ни в коем случае не следует переводить или понимать так, поскольку ни мораль, ни религия почти никогда не имеют отношения к сути любого отдельно взятого коана.
Анналы (множественное число, лат. annales от annus – год) – погодовые записи событий, связанных с жизнью города, области или страны. Древний аналог русских летописей. Наиболее известное произведение с этим названием принадлежит Тациту (см. «Анналы» Тацита).
В современном языке слово «анналы» часто используется в значении «хроника», запись значительных событий. В этом смысле выражение «вошёл в анналы» синонимично выражению «вошёл в историю».

«Географ даже обязан быть ветрогоном, это его специальность, – как вы считаете, мои молодые друзья? Не поддаваться унынию, – задорно кричал он, размахивая руками, – не так ли, жить на полной велосипедной скорости, загорать и купаться, ловить бабочек и стрекоз, самых разноцветных, особенно тех великолепных траурниц и желтушек, каких так много у меня на даче! Что же еще, – спрашивал учитель, похлопывая себя по карманам, чтобы найти спички, папиросы и закурить, – что же еще? Знайте, други, на свете счастья нет, ничего подобного, ничего похожего, но зато – господи! – есть же в конце концов покой и воля. Современный географ, как впрочем и монтер, и водопроводчик, и генерал, живет всего однажды. Так живите по ветру, молодежь, побольше комплиментов дамам, больше музыки, улыбок, лодочных прогулок, домов отдыха, рыцарских турниров, дуэлей, шахматных матчей, дыхательных упражнений и прочей чепухи. А если вас когда-нибудь назовут ветрогоном, – говорил Норвегов, гремя на всю школу найденным коробком спичек, – не обижайтесь: это не так уж плохо. Ибо чего убоюсь перед лицом вечности, если сегодня ветер шевелит мои волосы, освежает лицо, задувает за ворот рубашки, продувает карманы и рвет пуговицы пиджака, а завтра – ломает ненужные ветхие постройки, вырывает с корнем дубы, возмущает и вздувает водоемы и разносит семена моего сада по всему свету, – убоюсь ли чего я, географ Павел Норвегов, честный загорелый человек из пятой пригородной зоны, скромный, но знающий дело педагог, чья худая, но все еще царственная рука с утра до вечера вращает пустопорожнюю планету, сотворенную из обманного папье-маше! Дайте мне время – я докажу вам, кто из нас прав, я когда-нибудь так крутану ваш скрипучий ленивый эллипсоид, что реки ваши потекут вспять, вы забудете ваши фальшивые книжки и газетенки, вас будет тошнить от собственных голосов, фамилий и званий, вы разучитесь читать и писать вам захочется лепетать, подобно августовской осинке. Гневный сквозняк сдует названия ваших улиц и закоулков и надоевшие вывески, вам захочется правды. Завшивевшее тараканье племя! Безмозглое панургово стадо, обделанное мухами и клопами! Великой правды захочется вам. И тогда приду я. Я приду и приведу с собой убиенных и униженных вами и скажу: вот вам ваша правда и возмездие вам. И от ужаса и печали в лед обратится ваш рабский гной, текущий у вас в жилах вместо крови. Бойтесь Насылающего Ветер, господа городов и дач, страшитесь бризов и сквозняков, они порождают ураганы и смерчи. Это говорю вам я, географ пятой пригородной зоны, человек, вращающий пустотелый картонный шар. И говоря это, я беру в свидетели вечность – не так ли, мои юные помощники, мои милые современники и коллеги, – не так ли?» (Саша Соколов. Школа для дураков).

4. «Антимусикийное»

«И зато я пронзительно одинок, сиротлив, неуёмно талантлив. И пусть, наконец, музицирую я не часто и не ахти – музыкален я дьявольски. У меня обостренное чувство гармонии, такта, отменный слух. «Э, батенька, да вы, я чай, абсолютный ушан»,– сказал мне Стравинский, когда на его бенефисе, ребячествуя, я спародировал ля-диез прокофьевской чайной ложки, упавшей на пол по нерасторопности Ростроповича».
(Саша Соколов. Палисандрия)
------------------------------------

Нерасторопность Ростроповича.
Стравинского настырный драйв.
Ожесточённость Шостаковича…
Играй губерния в раздрай!
Пиши, пляши и топай ножками.
Поток сознания, в затакт.
Ушанки, ватники с тельняшками.
Цивилизации закат.
Хотя – «с какого боку» лабухи?!
Они уж точно не причём.
У нас народ горазд на запахи.
А звук – занадта отвлечён.
Ну, грянуть зычно, это – ладно бы.
А тут – мелодий карусель.
Допустим, марши. Дело ратное.
А остальное – так… Кисель!

28.05.2016
PS:
Шутка!
Платон считал, что занятия музыкой должны быть основой государственной системы воспитания. Именно поэтому они должны быть обязательны для всех граждан. Хотя…
 «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного (Музыка – это моральный закон. Она даёт душу вселенной, крылья уму, полёт воображению; музыка придает очарование всему бытию)».
«Значит, совершенно нельзя согласиться с тем, что мерило мусического искусства – удовольствие. Если где и существует такое мусическое искусство, то всего менее стоит его искать, точно это нечто важное... Поэтому люди, ищущие самую прекрасную песнь, должны разыскивать, как кажется, не ту Музу, что приятна, но ту, которая правильна».
– Да уж… Это я – о «правильности».
«...В этом главнейшее воспитательное значение мусического искусства: оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее её затрагивает, ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека, если кто правильно воспитан, если же нет, то наоборот. Кто в этой области воспитан как должно, тот очень остро воспримет разные упущения, неотделанность или природные недостатки. Его раздражение или, наоборот, удовольствие будут правильными; он будет хвалить то, что прекрасно, и, приняв его в свою душу, будет питаться им и сам станет безупречным; а безобразное он правильно осудит и возненавидит с юных лет...».


Рецензии
Знатный сплав текста и контекста. Впечатляет. Интересно и поучительно. Не говоря об остальном!

Владимир Ковбасюк   04.12.2019 22:50     Заявить о нарушении
Саша, конечно, хорош (я – о самом СС)! А с «контекстами» я тогда перебирал. Сейчас грешу этим уже куда меньше.

Вольф Никитин   05.12.2019 00:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.