1. Сдвиги в духовном пространстве... 1628

Сдвиги в духовном пространстве: 
звёзд стало больше в сердцах,
слёз стало меньше мерцать.
Как это вдруг? На убранстве

мирных росистых полей 
вдруг появились знаки –
с неба яркие маки:
«Не будет людей-зверей!»

Вот, что читаю слухом
и в литеры превращаю:
«Вся вымрет нелюдей стая,
не будет людей без духа!» (22.2.1998)

Адрес фото: http://vegies.org/wp-content/uploads/2011/05/dakini-1.jpg

Текст в связи с фото: http://vegies.org/yamas_niyama/
Яма и нияма – духовные принципы развития в йоге
May 25, 2011  Posted by Olga  under Йога и гимнастика, личностное развитие  
В каждой культуре и системе развития есть свои моральные нормы. В йоге это яма и нияма, о которых не следует забывать, приступая к практике.

Йога это не только гимнастика, скажет каждый, кто хоть немного интересовался темой и посещал уроки опытного инструктора. Конечно, можно заниматься только физической частью йоги, как чаще всего происходит в различных фитнес-центрах – и это тоже хорошо. Но для ищущих духовного развития, “яма, нияма, асана, пранаяма” – вот та основа, с которой начинается путь.

Яма – это нравственные запреты, общепринятые во всем мире. Они перекликаются с десятью заповедями в христианстве, а также с пятью столпами ислама и панча шилой в буддизме. Но йогины пошли еще дальше и к традиционным “не убий”, “не укради” и прочим добавили нияму – не запреты, а указания, что и как нужно делать для движения по пути духовного развития.

Бывает, что практикующие сосредотачиваются лишь на выполнении заковыристых асан и дыхательных упражнениях. Поэтому всякий хороший инструктор не забывает время от времени напоминать ученикам о яме и нияме. Совсем недавно я была на занятии у опытного украинского преподавателя, после которого и решила поразмыслить на досуге о моральных нормах в йоге, а заодно перечесть классические тексты с соответствующими главами.

“Йога-сутра” Патанджали, датируемая II веком до нашей эры (по другим датировкам – V в. до н.э.) говорит о яме и нияме так:

Яма состоит в отрицании убийства,  лжи, неприятие воровства, жадности и алчности.

Нияма состоит в чистоте,  воздержании, самосовершенствовании, учении и посвящении [плодов] Богу.

А в 15 веке йогин Сватмарама писал в своей “Хатха Йога Прадипике”:

Ахимса (ненасилие), Сатья (правдивость), Астейя (не брать ничего чужого), Брахмачари (половое воздержание), благословение всего, прямота, умеренность в пище, очищение – таковы правила Ямы.

Тапас (аскетизм), бодрость духа, терпеливость, вера в Бога, поклонение, благотворительность, изучение Веданты, скромность, подвижничество, жертвоприношения – вот, согласно учению Йоги, правила Ниямы.

Заповеди Ямы просты и понятны, они признаются повсеместно, как элементарные положения морали. За исключением полового воздержания, благословения всего и умеренности  в пище, эти нормы и так приняты в современном обществе. С ниямой слегка сложнее – большинство пунктов редко становятся неотъемлемой частью нашей жизни. И совершенно зря. Древние йогины были правы, причисляя постоянную бодрость духа, благотворительность и учение к обязательным для человека качествам.

Перечисленные Патанджали и Сватмарамой заповеди морали не нужно воспринимать буквально. Во-первых, перевод с санскрита может вносить некоторую путаницу в понятия, а во-вторых, реалии жизни с тех пор изменились и возможно сейчас подобные тексты писались бы совсем по-другому. Каждый из пунктов ямы и ниямы следует осмыслить и постараться применить к своей личности.

Упомянутый Сватмарамой аскетизм не обязательно означает отказ от любых удовольствий. Если отшельнику в пещере достигнуть тапаса легко, то для современного человека это сложноосуществимо. Но разумную умеренность в еде, одежде, развлечениях все же стоит рассмотреть, как элемент саморазвития. Освободившееся время лучше употребить на получение новых знаний, например, изучить иностранный язык или приступить к ежевечерним пробежкам.

Сохранять бодрость духа означает не смотря ни на что не предаваться унынию, ведь это просто бессмысленно. Печаль или переживание это нормальные чувства, но они не должны переходить в беспросветную депрессию. Стоит помнить, что раз нам дана жизнь, то нужно жить ее радостно и эффективно. Стоит сделать только один маленький шаг навстречу Вселенной и она тут же сделает большой шаг навстречу вам.

Жертвоприношения и подвижничество скорее нужно воспринимать фигурально, ведь ясно, что современный менеджер или программист не пойдет сейчас подносить фрукты к алтарю с богами или совершать аскезы в лесной чаще. Вместо этого лучше мысленно посвящать плоды своих действий Богу, каким бы он для вас ни был – христианским Саваофом, многоруким танцующим Шивой или некой космической субстанцией. А посвящая свои достижения на благо всего человечества, можно поубавить пыл своего эго.

Размышляя о принципах ямы и ниямы, воплощая их положения непосредственно в собственной жизни, можно достичь новых высот в освоении йоги, стать увереннее, спокойнее, образованней. Я советую выписать моральные заповеди йоги по пунктам в блокнот или на стикер и иногда перечитывать, размышлять и практиковать их.

Дом не может стоять без прочного основания. Цельная личность невозможна без соблюдения принципов ямы и ниямы, закладывающих прочные основания для выработки характера. Практика асан без опоры на принципы ямы и ниямы – это всего лишь акробатика.  Б. К. С. Айенгар


Рецензии