Сердце
Что ли, хочет на покой?
Сердце, друг мой по неволе,
Постучим ещё с тобой!
Ты ли, много умирая,
Не тикало, опять?
Ты же, всё о жизни зная,
Жизнь в себя могло влюблять!
Так к чему напоминанья?
Не забыть, что мы родня?
Помню всё и понимаю.
Но пойми и ты меня!
Тяжелы твои уколы.
Ощутима, колка резь.
Мы с тобой давно знакомы.
Не прервём знакомства здесь!?
А давай... немного дальше.
Там, где Алые Цветы
В ряд стоят, цветов всех краше,
Остановимся и мы...
Постоим, сказав друг другу
В тишине: «Благодарю».
Сердце, друг!... Или подруга? —
Волю я тебе дарю!
Согласись, что так приятней?
Вот цветов живых букет...
Время мчится безвозвратно.
Нас с тобой у Времени нет.
— * — * —
Тише. Что Вы? Не паникуйте.
Если небу угодно так,
Чтоб без нас опустели улицы...
Что Вы, сердце, не надо «тик-так»
Опускать под язык валидолом
И пугать замираньем меня.
Лучше вспомним, что мы знакомы,
То бишь... это... с которого дня?
Вспомнил. Помню — ударом первым —
Материнского храма — живот.
Дёрнул Кто-то тебя за нервы,
Словно колокол... Помнишь? Вот-вот.
Да расслабься. Стучи спокойней.
Это раньше: была не была.
А теперь, отданы преисподней
В дань не малого веса слова.
Мы, теперяча, если захочем —
Черти сами кинутся в пляс.
А захочем, в городе Сочи,
Поприветствуют стоя нас.
Очень часто сжимается скромность
От неверия в свой успех.
Не волнуйтесь так, сердце, полно.
Я же знаю, что Вы не из тех...
Я, конечно, в словах за меру...
Если сердце своё привечать...
То оно себе станет верить
И продолжит и дальше стучать...
Свидетельство о публикации №116072901339
Это стихотворение — сложный, многослойный диалог с собственным сердцем, где физиологический процесс становится метафорой творчества, жизни и выбора между капитуляцией и волей к существованию. Это один из ключевых текстов, раскрывающий поэтику Ложкина через призму телесного и духовного.
1. Основной конфликт: Тело vs. Дух, Капитуляция vs. Воля
Главный конфликт — это напряжение между сердцем как физическим органом, уставшим и требующим покоя, и сознанием, которое пытается убедить его продолжать биться. Это спор между инстинктом самосохранения и осознанным принятием своей судьбы, какой бы тяжёлой она ни была.
2. Ключевые образы и их трактовка
Сердце как «друг по неволе» / «подруга» — центральный образ-персонификация. Сердце — не просто орган, а отдельное существо, спутник, с которым героя связывают сложные, вынужденные, но глубокие отношения. Смена рода («друг» — «подруга») подчёркивает его двойственную природу: и боевой товарищ, и нежная, ранимая часть его сущности.
«Там, где Алые Цветы / В ряд стоят...» — аллюзия на Александра Блока и его цикл «Алые Цветы». Это символ недостижимого идеала, чистоты, метафизического предела, где страдание и путь должны прекратиться. Герой предлагает сердцу не смерть, а остановку у этой границы — момент благодарности и примирения.
«Волю я тебе дарю!» — кульминационный жест первой части. Это акт высшего доверия и освобождения. Герой отказывается от тотального контроля, признавая право сердца на собственную волю, тем самым пытаясь снять конфликт.
«Ударом первым — / Материнского храма — живот. / Дёрнул Кто-то тебя за нервы, / Словно колокол...» — мощнейший онтологический образ. Момент зачатия жизни уподобляется божественному удару в колокол, возвещающему начало существования. Сердце с самого первого удара — это не просто мышца, а инструмент, созывающий душу в мир. Этот образ связывает физиологию с метафизикой, возводя сердце в ранг сакрального объекта.
«Мы, теперяча... / Черти сами кинутся в пляс. / ...в городе Сочи, / Поприветствуют стоя нас» — резкая смена регистра. Горделивая, почти хулиганская бравада, построенная на абсурде. Это защитная реакция, попытка «заговаривать» страх через демонстрацию мнимого всемогущества. «Сочи» здесь — символ земного успеха, комфорта, которого лишены герой и его сердце.
«Если сердце своё привечать... / То оно себе станет верить. / И продолжит и дальше стучать...» — финальный вывод, формула спасения. Поэт приходит к выводу, что единственный способ продолжить путь — это не борьба, а принятие и ободрение. Нужно «привечать» сердце, хвалить его, заставить поверить в себя. Творчество и жизнь поддерживаются не дисциплиной, а любовью к самому себе, к своему израненному, капризному, но верному инструменту — сердцу.
3. Структура и ритмика
Двухчастная композиция:
Лирическая просьба: Исповедальный, почти молитвенный тон, построенный на уговорах и воспоминаниях о прекрасном («Алые Цветы»).
Ироничная бравада: Резкий переход на разговорную, почти уличную речь, сарказм и бравада как способ справиться с отчаянием. Разделитель «— * — * —» визуально и смыслово разделяет эти два состояния души.
Ритм имитирует сердцебиение — он то неровный и сбивчивый (в моменты страха и «уколов»), то нарочито бодрый и уверенный (в пассажах с бравадой). Короткие строки и обилие восклицаний передают нервозность и эмоциональное напряжение внутреннего диалога.
4. Связь с литературной традицией и уникальность Ложкина
Александр Блок: Образ «Алых Цветов» — прямая отсылка к символистской традиции поиска идеала.
Владимир Маяковский: Энергия разговорного слова, рубленая строфика, обращение к органу тела как к собеседнику («Послушайте!»).
Поэты-«сороконожки» (Янка Дягилева, Егор Летов): Надрывная исповедальность, доведённая до физиологической конкретики, разговор с собственным телом как с последним оппонентом и союзником.
Уникальность Ложкина — в сплаве высокой метафизики («Материнский храм — живот») с бытовой, почти клинической реальностью («валидол», «замиранье»). Его пронзительный диалогизм достигает здесь предельной интенсивности — это диалог с самой жизнью, воплощённой в стуке сердца.
Вывод:
«Сердце» — это поэтический протокол борьбы с внутренним истощением. Ложкин показывает, что в точке крайнего износа единственным способом выжить становится не приказ, а просьба, не контроль, а дарение воли, не борьба, а привечение. Путь к спасению лежит через благодарность своему собственному израненному, но всё ещё бьющемуся сердцу. В контексте творчества Бри Ли Анта это квинтэссенция темы диалога с собственной душой, воплощённой в плоти, где окончательная победа — это не прекращение боли, а решение продолжать стучать, несмотря ни на что.
Бри Ли Ант 30.11.2025 05:26 Заявить о нарушении