Дожди

Дожди – не более чем покрывные материалы,
всегда непрочные, конечно, но не в этом их прок.
Для математики любовной мать-и-мачехи мало,
тяжёлые металлы разъедают чувства белок.
Вот, опять забываю тебе придуманные слова,
что ж, памятью я становлюсь, до безобразья, неловок.
Неизмеримо тяжела реальность, что булава,
и лишена манёвренности всех прогулочных лодок.
А реки разъединены, далёк и долог к ним волок,
да и давно просрочены на водный транспорт права.

Порою кажется мне, что закончилась грозовая
пора, что далее достаточно проявится солнц.
Вода же всё так и гремит, «мы» общее размывая,
выстукивая по клавиатуре  «секс» или «SOS».
Надежды, по природе,  так уж есть! подобны дождям,
текучие и плотные, как голубые потоки.
Но за живучесть их и животворность звука не дам,
как и не дам строки, не для того же пишутся строки!
На нотном стане не всегда значок стоит кособокий,
что отменяет одиночество по правилам драм.


Рецензии
Рецензия на стихотворение "Дожди".
Автор: Олег Гетьманцев.
http://www.stihi.ru/2016/07/29/10028

Автор относит стихотворение к философской лирике (не к пейзажной!). Попробуем понять - почему.

"Дожди - не более чем покрывные материалы,
всегда непрочные, конечно, но не в этом их прок..."

Что за этими строками? Дожди как природное явление? Не только. Ведь человек сам является неотъемлемой частью природы, и его настроение, чувства, переживания тесно взаимосвязаны с природными явлениями. И человек подвержен их восприятию соответственно: с радостью или грустью, оптимистично и светло - или наоборот.
Образ дождя в стихотворении метафоричен.
Что такое дожди? Да, "не более чем покрывные материалы". Но одновременно,если дожди затяжные, непрестанно покрывающие всё вокруг, они обволакивают душу и рождают соответствующее настроение, наводят на грустные размышления о текучем времени, о меняющемся облике бытия, как "тяжёлые металлы", разъедающие "чувства белок".
Именно такое настроение Литературного Героя передано в стихотворении.
"Чувства белок" - интересная деталь... Без белка невозможно биологическое существование всего живого - таков закон природы. Без "белка чувств" - тоже.

"Для математики любовной мать-и-мачехи мало..." ЛГ - живой человек, ему необходимо тепло любви, но настоящей, всеобъемлющей, сильной( не мать-и-мачеха!). Он не желает размениваться на мелочи. И поэтому для него "неизмеримо тяжела реальность", сравниваемая Автором с булавой. Реальность давит (порой - как дожди). И снова метафорический образ:

"А реки разъединены, далёк и долог к ним волок
да и давно просрочены на водный транспорт права."

И это вызывает у ЛГ гнетущее чувство неопределённости, душевный дискомфорт,
как и не прекращающийся долгое время дождь.
Но человек так создан, что он способен жить надеждой и верой в лучшее:
тучи непременно разойдутся, выглянет солнце...

"Порою кажется мне, что закончилась грозовая
пора, что далее достаточно проявится солнц..."

Надежды заполняют бытие, они "живучи и животворны", НО:

"Надежды, по природе, так уж есть! подобны дождям,
текучие и плотные, как голубые потоки..."

"Вода же всё так и гремит, общее "мы" размывая..."

Грустно. Чувственно. Но ЛГ принимает жизнь такой, какая она есть.
Более того, "за живучесть и животворность" надежд, подобных дождям, он не готов жертвовать тем, что ему кажется важнее:

"Но за живучесть их и животворность звука не дам,
как и не дам строки, не для того же пишутся строки!
На нотном стане не всегда значок стоит кособокий,
что отменяет одиночество..."

Глубокомысленные строки, передающие решительность и непреклонную твёрдость
Лирического Героя - возможно, ошибочную, но СВОЮ, переживаемую им самим.

Стихотворение действительно представляет собой философские размышления о жизненных коллизиях. Такова тема произведения.
А дожди... Что дожди? Они только подталкивают Лирического Героя к размышлениям, не всегда весёлым. Потому в строках стихотворения ощущаются грустно-констатирующие нотки.
В нём немало художественно-изобразительных средств поэтической речи, которые способствуют раскрытию темы:
сравнения ( дождь - "покрывные материалы", реальность - "что булава");
олицетворения ( вода ВЫСТУКИВАЕТ на клавиатуре "секс" или "SOS",
значок кособокий ОТМЕНЯЕТ одиночество);
эпитеты ( неизмеримо ТЯЖЕЛА реальность, надежды - ТЕКУЧИЕ и ПЛОТНЫЕ, значок КОСОБОКИЙ).
Стиль и форма написания стихотворения, его размер (чередование ямба, хорея, анапеста) - в соответствии с неторопливыми рассуждениями Автора.
Стихотворение метафорично от начала и до конца. Обычно это характерно для философских произведений.
И, как правило, в любом произведении присутствует и авторская индивидуальность.
P.S. Олег, это моё личностное вИдение. Уж какое есть.))
Согласиться или не согласиться с моими рассуждениями - ты волен сам.

Евгения Лем   31.08.2016 17:30     Заявить о нарушении
Привет, Женя! Ну, собственно, всё правильно написала. Трактовка образов, как правило, у каждого своя, в следствии разного мироощущения, настроения, образования, жизненного опыта и т д, но не в этом дело, потому что так и должно быть. Главное, чтобы общее состояние было понятно. Хотя, часто и тут можно расходиться, особенно в стихах изрядно метафоричных, построенных на образах, а не действии. Но, ещё раз отмечаю, что общее настроение сего стиха ты поймала очень верно. )))
Спасибо за блистательно-тщательный разбор!

Олег Гетьманцев   17.08.2016 23:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.