Он - Рафаэль! Но, где же Форнарина?! 1

Рафаэль Санти. "Сикстинская мадонна" Фрагмент. Позировала Форнарина.

Рецензия на «Золотые слова, Санто! 3» (Сан-Торас)

Я с удовольствием читаю - ВСЕ! - ВАШИ переписки... Это школа.

Анна Вайс-Колесникова

Московский прокурор мне нес дрова с обрыва.
Я навязалась в день тот невзначай!
Брела вдоль моря долго и лениво.
Он мог бы мне вообще не отвечать.

Он - Рафаэль! Но, где же Форнарина?
Я стала деловито - весела,
Поспешно дожевала мандарину...
Он - Рафаэль! Такие вот дела.

Прелестный день для взгляда и для слуха.
Мы шли вдвоем до "Висты". Рафаэль -
Был мил и вежлив. Странная старуха
И речь ее - то флейта, то свирель!

Октябрь и море... И летали чайки.
- Они смеются! - раньше я не знал,
Как странен чайки смех - глухой, отчаянный
Мне, улыбаясь, Рафаэль сказал.

Его ждала компания. Застолье.
А он прилежно мне дрова тащил.
Случайный друг, товарищ и невольник
У старости, таланта и чернил.

Фрагмент, этюд метафорой дополню.
И в моря шум эпитет опущу.
Как Рафаэль был элегантен в черном!
И эту эсемешку отошлю.

 А моя любимая сестра, Ольга - ПЕРВОЙ! - позвонила мне из Тольятти. Какая я дура: думала, что она не любит меня. Сдала внучек старшему брату , отдохнула и подобрела... У них - 4 - комнатная квартира в Тольятти. Там сейчас внучки. А сестра - пока! - одна в 3 - х комнатной... Мне - пока её младший сын проводит газ! - - как - то неудобно в хижину ходить.( Они и не хотят этого.) Да и ладно! Потерплю 2 недели. А это - стих - е я написала давно. Соседи - простые люди... мне печку сделали в 2005г. Пожалели меня. А я печку - НИКОГДА! - не топила . НУ, и намучилась я с нею. Помню: кончились дрова. Январь и я одна в ледяном доме. С жалкой тележкой - по колено в снегу, я бродила по городу с тележкой в поисках дров. Смешно я живу! ТАК много мужчин любили меня, а я осталась совсем одна. Всё потому, что без расчёта я любила . Ничего не считала, не вычисляла. Да, просто - промотала! - жизнь. Идёт "Сага о Форсайтах" - ( 3 раза читала!). Я принесла пиво, чипсы, разных вкусностей и вот. РАЗМЯКЛА! Вы лечите людей общением с ними. ВЕЛИКАЯ миссия. И Ваша человечность. Бедный или богатый -  ну, нет слов. ...

Анна Вайс-Колесникова   28.07.2016 13:08   


.

Он - Рафаэль! Но, где же Форнарина?
Я стала деловито - весела,
Поспешно дожевала мандарину...
Он - Рафаэль! Такие вот дела.

.
Смешно звучит мандарин в дательном падеже!
М-да, Аннушка, если б у меня была миссия лечить письмами,
наверное, Бог дал бы мне больше времени на письма - моя повседневная
работа лечить людей от разных заболеваний - мало оставляет времени на письма.
Сегодня в первой половине дня принимал пациентов,во второй - читал лекции врачам, тема: "Иридодиагностика и аккупунктурные точки на теле человека."
Сейчас еду на Шаболовку, в дороге пишу Вам о Рафаэле, дровах и печках.
.
В даль небо уходит в волненье напрасном,
Качаясь плывет из под ног.
В сиянии синем, в прожилочках красных
Матерьализуется Бог…

Рафаэля Санти душевно люблю – он прожил как Пушкин всего 37 лет.
И он восхищался Леонардо да Винчи, как Пушкин - Байроном.
Совсем ещё мальчиком Рафаэль уже служил главным архитектором Ватикана!
Представляете объём этого таланта?!
- Он продолжал строительство собора Святого Петра, купол которого создал Микеланджело, а спустя столетия «идею» купола «водрузил», мой любимый Воронихин, на Казанский кафедральный собор, что стоит на Невском, развернув
свою коринфскую колоннаду, как меха старого баяна – эта колоннада
только боковая часть собора, вторую половину Воронихину не дали осуществить
и он покончил собой.
Вот так строят на Руси крепостные архитекторы!
Архитектура – моя слабость - Гоголь сказал, что она та же
летопись, ибо говорит даже тогда, когда молчат сказки и предания.
Но я не об этом, я о Рафаэле, который после смерти был забыт
на целых три столетия - с 15 по 18 век, так же, как на 300 лет,
напрочь забыли о Сандро Боттичелли и пролежали его полотна
в пыли запасников Уффицы, сотни лет, пока их заново не открыл
миру английский искусствовед, забыл имярек, и теперь
Боттичелливская Венера висит на каждом заборе,
и на рекламных щитках как Монна-Лиза Джоконда.
.
То, что за ночь мной понято, прожито, спето,
Достигает прозрачных высот,
Взволнованно-маленькой вижу планету
В медовом жужжании сот…
.
Почему-то приходят на ум эти строчки, пока пишу Вам о Рафаэле Санти
- он создал более 30 Мадонн,но именно «Сикстинскую», называют
 «совершенством», сравнивая её с симфонией.
Помните слова Пушкина, про «чудное мгновенье про гений чистой красоты»,
которые он адресовал Анне Керн – так вот Вам к теме плагиат! -
Слова «гений чистой красоты» принадлежат Жуковскому, который,
озвучил их в Дрезденской галерее, стоя перед «Сикстинской Мадонной»:
.
"…она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может.
Гений чистой красоты…».
.

Именно, для этой Мадонны позировала, упомянутая Вами, Аннушка,
Форнарина - обыкновенная куртизанка, которую Рафаэль снял на базаре.
Гуляя вдоль берега Тибра он искал модель для образа Психи,
и дета там, возле рынка увидел Маргариту Лути семнадцатилетнюю
дочь пекаря, влюбился и назвал её Форнариной - от итальянского «хлебопёк».
Она получила прозвище по профессии отца, так же как Боттичелли
схватил своё погоняло, потому как папаша его был профессиональным
пьяницей – Боттичелли от итальянского - «бочка».
Рафаэль купил у хлебопёка Форнарину за 50 золотых, но у нее был
любовник – некий пастух и она уговаривала его стерпеть любовь
 живописца, пока тот не оплатит их свадьбу.
Форнарина жила с Рафаэлем во дворце одного банкира, который
 был страстным поклонником мастера, но неуёмный пастух добивался
 женитьбы, через угрозы и она переспала с банкиром за то, чтобы тот
 помог избавится от пастуха.
Банкир заплатил каким-та головорезам, и они закрыли её любовника
в темнице монастыря, где бедняга пастух промаялся лет пять,
 до самой смерти Рафаэля.
И до самой смерти Форнарина оставалась его единственной музой,
что не мешало ей развлекаться с его учениками, Рафаэль на это закрывал глаза.
В конце, концов в день своего рожденья он умер на ней.
Выдернул её в очередной раз из чьей-то постели, увлек в спальню
и в самый момент - сердце не выдержало - отстановилось.
Рафаэль оставил ей целое состояние, но Форнарина оставалась
любовницей банкира и…
Банкир тоже скоропостижно скончался на ней - как Рафаэль!
Вот умела давать эта мадонна – мама мия!
У нее всегда стояла «Тихая Варфоломеевская ночь» -( оксюморон)
В итоге Форнарина стала одной из самых богатых куртизанок Рима.
Рафаэль написал ( прости меня небо), с этой продажной сучки,
множество святых мадонн, он любил ее, и почему-то
в моём внутреннем виденье, её прекрасное ангельское личико,
проступает через строчки Вознесенского:
.
Эй, послушай! Покуда я жив, жив покуда,
Будет люд тебе в храмах служить,
На тебя молясь, на паскуду.
.
А в доме с печкой я жил - и тоже мучился с нею, и кончались дрова, и уголь...
и керосин, и нечем было заправить керогаз и еще был примус...
Я ходил за керосином несколько км. и  дождливой осенью
волок на ногах тонны размокшей земли.
А некоторые америкосы полагают, что земля - это круглый асфальтированный шар:))
Однажды мой сын, будучи подростком, с улыбкой поправил какую-то английскую
идиомку, которую я не в масть сформулировал - я вспылил:
- Моя ошибка, смешна человечку, который не знает, что такое примус!
- Это легко поправить, папочка и прогуглив он заявил:
- "Примус" - это музыкальная группа!!!
Я подумал -  счастливцы те, кто считают, что земля -
асфальтированный шар, а примус - музыкальная группа  - м-да, гугол
 без базового интеллекта - как козе баян:))
Аннушка, я приехал домой! - что напортачил мима букаф -
так и будет - некогда перечесть.
Мой водитель ревнует к Вам - он хотел со мной беседовать дорогой,
но я сказал, что пишу письмо одной гламурной красотке и он, надувшись
замолк - завтра исправлюсь:)

Сан-Торас   28.07.2016 23:00


Рецензии
Пару дней тому назад Вы написали мне:
"А Вы можете вспомнить свой счастливый день?
И рассказать мне?
Любой, самый пустячный счастливый момент?
Просто когда было хорошо? Дайте мне хотя бы
один такой кусочек из любого фрагмента жизни
- мне всё Ваше интересно - детское или взрослое..." (Сан-Торас)
По правде сказать, я была в замешательстве: ничего такого очень уж счастливого не вспоминалось - разве что наши игры в мушкетеров, обед на бастионе Сен-Жерве (на самом деле мы, три девочки-мушкетера отправились на лесное озеро, захватив с собой зажаренную курицу, "20 бутылок анжуйского") - точнее , это была одна бутылка какого-то французского вина, которое мы чуть-чуть попробовали, а пить не стали. Конечно, сплетничали о мальчиках, которые нам тогда нравились, называя их "белошвейка из Тура", "госпожа Кокнар", "миледи". Поход наш удался на славу!
Это было детское.
А теперь взрослое.
Почему другой счастливый эпизод связан с Рафаэлем, Форнариной и искусством вообще - это целая история.
В бытность мою руководителем городского метод. объединения учителей МХК (а это длилось лет 15) я сподвигла самых интересных, творческих, думающих своих коллег проводить не традиционные олимпиады по предмету, а игровые, театрализованные действа - мы их назвали "Ассамблеями" по примеру балов Петровской эпохи. Каждый год мы брали какую-то эпоху в искусстве - Ренессанс, античность, век Просвещения, серебряный век, 20-й век. Всего набиралось 5-6 команд из разных школ. Как правило, из тех, где учителя по-настоящему могли ребят заинтересовать и хорошо подготовить. Все команды были в костюмах эпохи, танцевали танцы, популярные в ту эпоху, пели, исполняли сценку,связанную с искусством той эпохи, отвечали на вопросы по живописи и архитектуре, литературе и музыке...
На Ассамблею по искусству Ренессанса я долго не могла подобрать музыку для танца, пока не наткнулась на Франческо да Милано, композитора начала 16 в., писавшего музыку для лютни. И мы танцевали под "Город золотой", который Б.Гребенщиков позаимствовал у да Милано! Под лютню! Еще нужны были костюмы и декорации, пришлось идти в музыкальный театр к мрачному гению сценографии - главному художнику Тирацуяну. У него скверный характер! Я излагала свою концепцию: мне нужен такой-то занавес, а по центру задней стены - большое сияющее солнце, на которое направлен софит, а по центру солнечного диска - рафаэлевская Мадонна де Фолиньо. И голуби! Тирацуян долго ругался, даже довел меня до слёз, но потом проникся идеей - и было нам солнце с Мадонной и голубями, и прозрачный занавес - всё как просили!
А когда была Ассамблея Петровской эпохи, нам выдали зеленые камзолы, девочкам бальные платья, а декорации ребята сами сделали: растянули плакат "Да здравствуют музы, да здравствует разум!" (как-никак век разума, эпоха Просвещения). Танцевали полонез. Говорили стихами в духе Державина и Ломоносова... Моя команда называлась "Птенцы гнезда Петрова", и у нас было 1-е место!Когда готовили Серебряный век, я переписала Блоковский "Балаганчик" (убрала мистиков и прочую чертовщину, написала тексты для Арлекина, Пьеро и Коломбины о символизме, об эпохе, о трагических судьбах поэтов)...
А когда была Ассамблея, посвященная XX веку, наша команда "Авось" исполняла рок-оперу "Сеанс черной магии в министерстве образования", посвященную введению ЕГЭ. Либретто писали вместе с ребятами, намешав туда булгаковский сеанс магии в Варьете, выдержки из документов по внедрению ЕГЭ, даже Е.Замятина с его антиутопией "МЫ". Всё это потом пели (взяли 4 мелодии из рок-оперы "Юнона и Авось" А.Рыбникова). В тот год у меня были замечательные вокалисты - Женька Васильев, Надя Орлова, а десятиклассница Алла Михайликова поставила танцы. Она сама танцорка-победительница международных конкурсов и при этом хороший педагог: набрала мальчиков из 10-х классов, все как на подбор невысокие, и почти никто не танцевал раньше, во всяком случае на сцене. Но танцы получились классные, и рок-опера - просто загляденье.
Конечно, было нелегко всё это придумывать и готовить, писать тексты в стихах, подбирать музыку, составлять вопросы и задания, зато как интересно! Такой замечательный дух соревнования был! Но в пределах разумного: когда я увидела, что 30-я школа не умеет танцевать полонез, сама им показала движения, а наш учитель танцев им фигуры поставил.
Ребятишкам было весело, а мы - пять учителей МХК - так сдружились, что стали почти родными. Отмечаем Дни рождения друг друга, вместе ходим в театр, раньше в бассейн ходили...
Завтра Поедем к Женечке на дачу - будет пикничок, а заодно посмотрим ее цветы - у нее роскошные лилии, розы и клематисы. Вот она, радость - в дружбе, в любви к искусству, к своей работе, в неравнодушии к ученикам, в стремлении открыть в них таланты и "закрыть" комплексы. Например, Настя, которая прекрасно сыграла Коломбину, очень стеснялась того, что она низенькая толстушка. Но мы ей такое платьице нашли в закромах Тирацуяна, что она была великолепнее всех! А актерского дарования ей не занимать (кстати, сейчас она, закончив универ, преподает литературу в гимназии).
Санто, ведь это радостные моменты, да? Вот вспомнила, и вся моя депрессия стала потихоньку уползать в никуда... Спасибо, что Вы меня к этому подтолкнули.

Лина Чирко   29.07.2016 01:19     Заявить о нарушении
Линочка, милая премилая - я настолько хуже Вас - что всем мои моменты
счастья - это любовь!
Вне этого - был блеск, когда мы добрались до вершины Айпетри и
там встречали восход солнца, но все равно там была любовь.
Однажды перетирали с Димкой, о счастье и я вспомнил
ничего не значащий для других случай.
Но сердце тогда подкинуло, весело и приятно,
даж сейчас вспоминаю - рожа плывет не удержусь.
Это было детство, взрослые эпизоды щастя не могу,
неудобно кагбэ, хотя мы не дети, но Вас же читают дети!
И я молчок - тем боле, что о детском - легше откровенничать.
В школе меня был конфликт с физичка - она угрожала переэкзаменовкой.
А в аттестате у меня - физика 5!
Как так случилось?! - спросите Вы
Дык прямо вот так! На экзамене надо было соединить
цепь, чтобэ лампочка зажглась. Мне была оптика интересна как тема,
а цепи разматывать, заматывать, вообще не фан.
Однако - задачка в билете:
Дано, требуецца доказать, - решилась чудесным образом, но
тут народ в цепи запутался и ни у кого не горит -
как эту цепь не соединяют, а не зажигается лампочка!
Физичка сама взялась за цепь, давай ее тыкать, аж сконфузилась,
ан не горит лампочка и у нее - полное фиаско!
И все вокруг цепи спаялись: бьются, советы подают, трясут цепь
- но не горит лапочка! - что-то там с амперметром и вольтметром
не клеится.
Физичка раскраснелась и в азарте, в запарке, брякнула:
Кто сейчас соединит цепь до возгорания света - тому 5 баллов в аттестат!
Оглушил меня этот шанс, и я рванул к цепи.
А что мне терять?!
Метнулся в лихорадке, ладони потер, только прикоснулся и…
лампочка, ласточка моя - загорелась - мгновенно!!!!
Все: ах, ах, ого! Как так? Что это? Что это было?
- Это, говорю, было - мое «отлично» в аттестате!
А физичка очумела и на попятную, раком ползет от своего же обещания.
Но, поднялся законный гвалт, вопли протеста - все за меня!
Стою, как на Оскаре - скромно в поцелуях всеобщего браво.
Нену физичка сдалась и подтвердила обещание.
Тут звонок, хоть и так все слав Бог кончилось!
В эйфории вылетаю из класса, аккурат натыкаясь на электрика,
идёт, шагает с лестницей под мышкой кивнул мне:
- Уф, успел к звонку пробку поменять!
И пошел на выход.
А физичка потом настырно приставала:
Ну, скажи, как у тебя цепь соединилась? Скажи!
- А не скажу! И секрет этот, остался, Линочка,
тайна моя великая и магия моя, блинн-белая!


Сан-Торас   29.07.2016 05:38   Заявить о нарушении
А вообще, Линочка, за такое увлечение работой,
которое приравнивается к счастью, за Вашу фантазию,
идеи, самоотдачу - Вам должны премии раздавать,
а не бюрократизмом заваливать и на пенсиях
экономить! - Просто слов нет.

Сан-Торас   29.07.2016 07:07   Заявить о нарушении
Дык... и я бы могла что-то связанное с любовью озвучить... Но рука не поднимается. Сейчас думаю: а любовь ли это была? Любовь не могла иметь такой странный финал, я думаю... Я Вам как-то рассказывала.
И сейчас у меня с этим связаны скорее не радостные, а горькие моменты...

Лина Чирко   29.07.2016 18:33   Заявить о нарушении
Но ведь и радостные моменты были!!!
Мы же не про сейчас говорим!
Ведь смешно про мальчишек: -
белошвейка! - а Вы всегда оставались
и тогда, и теперь - с романтизмом в душе!

Сан-Торас   29.07.2016 18:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.