Джон Голсуорси и его сага

                ДЖОН ГОЛСУОРСИ (14 августа 1867, Кингстон-апон-Темс, Суррей — 31 января 1933, Лондон) — английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе (1932).

             Родившись в очень обеспеченной семье английской буржуазии "форсайтовского" достатка, он мог спокойно делать то, к чему лежала его душа. И это была - ЛИТЕРАТУРА. Джон вначале окончил Оксфордский университет, специализируясь по мореходному праву, однако юридической практикой заниматься не стал, предпочтя ей писательский труд. Еще выступая в роли смотрителя за семейным бизнесом в сфере морских перевозок, он опубликовал свои рассказы о путешествиях.

              Считается, что писать он начал под влиянием Джона Рескина, сочувствуя его идее романтического протеста против буржуазной морали. Голсуорси все больше и больше проникался мыслью, что движущей силой искусства может быть отнюдь не скептицизм, а  любовь и приветствие жизни во всех ее проявлениях.

       Период первых литературных опытов и неудач  завершился в 1904 году серьезным романом "Острова фарисеев", который открыл целую серию его социально-бытовых эпопей. Но он не стал узко сословным писателем. Юношеская увлеченность произведениями Теккерея, Диккенса и Мелвила дала благодатные ростки в будущем. Сочувствие к  униженным и обездоленным заставляло его соприкасаться, по его же словам, "с миром теней, движущихся в узких переулках и живущих как Бог послал". Такая  нравственная позиция позволила  Голсуорси гораздо шире смотреть на реальность и правдиво отражать ее во всем разнообразии. Человеческие судьбы и их типажи стали предметом его постоянных и  порой  мучительных  поисков.

            Своими вдохновителями и учителями молодой Голсуорси называл русского писателя И.С.Тургенева и французского прозаика  Ги де Мопассана.  "Я в большом долгу перед Тургеневым, - писал Голсуорси. - У него и у Мопассана я проходил духовное ученичество, которое проходит каждый молодой писатель у того или иного старого мастера, влекомый к нему каким-то внутренним сродством".  Именно от Тургенева огромный интерес Джона Голсуорси к славянскому миру, и в первую очередь, к русскому. Так,  в новелле "Санта Лючия", изображая русскую дворянскую семью Ростаковых, английский писатель являет буквально чудеса в понимании национальной психологии  народа.

             Поражает и схожесть композиционных построений. У Голсуорси так же, как и у Тургенева, романы всегда появлялись в обрамлении рассказов и повестей. Так, начало его главного произведения было положено написанием  новеллы  "Спасение Форсайта", в которой Голсуорси заявил себя мастером психологически тонкой и лаконичной прозы. Как и у великого русского прозаика,  опоэтизирована тема любви.  Это станет ведущим мотивом  всего творчества Джона Голсуорси.
 
       И вот перед читателями его знаменитая "Сага о Форсайтах": Собственник, 1906, Последнее лето Форсайта, 1918; В петле, 1920; Пробуждение, 1920; Сдается в наем, 1921. В 1967 году на телеэкран вышла лучшая, на мой взгляд, экранизация этих частей. Творческим триумфом режиссеров Дэвида Гайлза и Джеймса Селлана Джонса было, прежде всего, возвращение к жизни страниц этого поистине бессмертного романа. И, конечно, в центре большей и самой впечатляющей части повествования - история взаимоотношений Сомса Форсайта и Ирен, великолепно воссозданная выдающимися артистами Эриком Портером и Найри Портер.


               Ирен, что Афродита, вознеслась
               Скрыв Немезиды грозное признанье.
               Так мужу редкой вещью отдалась,
               Зажав в губах в бессильи покаянье.
               Но время для возмездья настает.
               Страсть, вспыхнувшая молнией к Босини,
               Явила очищенья яркий взлет -
               Любви огромной веру и всесилье!
               Ее потерю трудно пережить...
               И дать отпор коммерческой надежде.
               Но Смерть явила яростную прыть,
               Доказывая: жить нельзя, как прежде!
               Уйти от Сомса... просто в "никуда"?
               Наверно, для богини путь отрадный:
               Не погребет та мутная вода,
               А чистая - лишь смоет рока пятна!(ЕГ)
               
       
         Биограф писателя Кэтрин Дюпре, как и многие другие критики, склонна была видеть в данном  отражение реальной любовной истории писателя. Единственной избранницей Голсуорси стала Ада Голсуорси, в период их знакомства - жена его двоюродного брата Артура Ада была несчастлива в браке, и чувство сострадания у писателя вскоре переросло в более нежное. Любовь оказалась взаимной, но мучительной на долгие девять лет, поскольку узы брака в Англии того времени считались неприкосновенными. Лишь после кончины Джона Голсуорси-старшего Ада отважилась на развод и соединилась с возлюбленным С тех пор они не расставались. Союз этот оказался и творческим. Ада обладала незаурядной музыкальной одаренностью. По признанию Голсуорси, лучше всего ему работалось под аккомпанемент ее игры на рояле. Не случайно в его произведениях так много сюжетов, связанных с музыкой. Кроме того, Ада положила на музыку его девонширские (девонские) песни, а также стала соавтором писателя при создании английского либретто оперы Ж Визе "Кармен".

             Свою благодарность судьбе за эту встречу Голсуорси выразил в посвящении ей самого знаменитого своего произведения - "Саги о Форсайтах": "...той, без чьей поддержки, сочувствия и критики я не смог бы стать даже таким писателем, каким я являюсь". Две трилогии: "Сага о Форсайтах" (1922) и ее продолжение "Современная комедия" (1928), в которых воссозданы нравы и психология своего класса, принесли Джону Голсуорси Всемирную известность и Нобелевскую премию (1932).  На частном примере одной семьи показана целая эпоха и смена времён, нравы викторианской Англии и военное время. Взгляды разных поколений на семью, собственность, мораль, искусство, наконец - жизнь. Уловлен, казалось, сам  темп и ритм жизни того времени. Писатель главную тему "Саги" определил как "набеги Красоты и посягательства Свободы на мир собственников".


              Голсуорси написал роман
              Сказав, пожалуй, все о веке новом,
              Где деловой "форсайтовский" дурман
              Жизнь представляет и ее основы.
              Но  обнажить обман не в силах всем.
              Дано повергнуть Вечной Красотою,
              Которая превыше тех проблем,
              Что ставят на колени пред судьбою.
              О чем этот роман?.. Есть мир другой,
              В котором жить "форсайтам" неуютно.
              В нем благородства, честности покой,
              Корысть и фальш - развенчаны прилюдно.(ЕГ)


           За два года до смерти, будучи уже всемирно известным автором "Саги о Форсайтах", он сказал в одном из своих выступлений: "Все согласятся, что Жизнь - это великое и заманчивое приключение. Мы лишь однажды берем билет до станции Неизвестность, лишь однажды пересекаем страну, именуемую Жизнью. Чем мы заняты в пути, что совершаем во время этого долгого или короткого странствия, зависит от склонностей нашего характера... если мы научимся без страха смотреть в лицо Тайне и в то же время ощущать вечное движение Духа в подлунном мире - тогда наша Жизнь будет прожита недаром".


____________________

Полностью стихотворение, фрагменты которого приведены здесь, опубликовано на моей главной странице. - Е.Грислис.
http://www.stihi.ru/2016/07/27/5116


Рецензии
Леночка, большое спасибо вам за это эссе. Большая работа! Захотелось вновь перечитать Голсуорси.
Всех благ вам!
Ирина

Ирина Никифорова   29.07.2016 21:23     Заявить о нарушении
Ирина, рада, что Вы заинтересовались вновь таким великим мастером. Признаюсь, я питаю слабость к англичанам, считая их, (а также, искусство) истинно аристократами и по духу, и по форме. Их вытянутые тела и профили чем-то напоминают породистых борзых в отличии от русских "медведей". По крайней мере в фильме это было налицо. Я же как бы давно это знала, несмотря на любовь к французам, с которых мы снимали "мерку". Думаю, не случайно сегодня почти все богатые русские перевозят свои семьи в Лондон. Видимо, там есть чему поучиться. С теплом, ЕГ

Мир Искусства Елены Грислис   29.07.2016 22:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.