От Вар-вар-вар-вари до Красной Марсельезы

    Современные эстрадные певцы исполняют, а мы с удовольствием слушаем эти

 романсы:" Две розы" и " Дни за днями катятся". И во многих наших фильмах,

посвящённых жизни нашей страны в 20-ых годах прошлого века, звучат эти романсы,

потому что являются очень характерными и известными для того времени. Я приведу

 начальные строфы этих произведений, чтобы напомнить читателям:

       "Две розы"- Капли испарений катятся как слёзы,

                И туманят синий вычурный хрусталь.

                Тени двух мгновений, две увядших розы,

                А на них немая, мёртвая печаль.

                Одна из них белая, белая

                Была как улыбка несмелая,

                Другая алая, алая

                Была, как мечта небывалая,

                И обе манили и звали, и обе увяли...(сл.Д,Актиля)


        "Дни за днями
        катятся"    -  Я слушаю тебя внимательно и чутко,

                Я слушаю всё то, что говоришь мне ты,

                Но где-то там внутри болезненно и жутко

                Мне чудится излом душевной пустоты.

                Дни за днями катятся,

                Сердце лаской тратится,

                Обрывая тоненькую нить...

                Пусть туман колышется,

                Пусть гитара слышится,

                Не мешайте мне сегодня жить.(сл. П.Германа)

    В общем то ничего удивительного в этих романсах нет. Ну исполняют их до сих

 пор, так много и других старинных романсов сегодня успешно звучат со сцены. Но

 всё дело в том, что практически одновременно с этими романсами был написан вот

 этот без преувеличения знаменитый марш, который прозвали "Красной 

 Марсельезой",:

     "Белая гвардия, чёрный барон снова готовят нам царский трон.

      Но от тайги до британских морей Красная армия всех сильней!"(сл. Горин-
                штейна).

   Представляете, идут 20-ые годы прошлого века, в ресторанах российские

 нэпманы

 под эти романсы прожигают жизнь, а в домах и на площадях, на демонстрациях,

субботниках и парадах народ распевает "Красная армия всех сильней". А ещё через

 двадцать с небольшим лет весь Советский Союз распевал вместе с

Д,Артаньяном     песню из

 американской музыкальной комедии "Три мушкетёра":

      "Вар-вар-вар-вар-вари-мечта моя Париж,

       Поэтами воспетый от погребов до крыш..."

Ну и что спросите вы? Что тут такого?. Да ничего, если только не знать, что

 автором и романсов и знаменитого марша и песенки мушкетёра является Самуил

 Покрасс- русский еврей, советский и американский композитор, старший из

 знаменитой четвёрки композиторов и музыкальных деятелей-Братьев Покрасс. О

 каждом из них можно рассказывать часами, но я хочу рассказать вам о старшем

 брате. Он это заслужил не только по старшинству.

        Самуил Покрасс родился в г. Киеве в 1897-ом году в небогатой еврейской

 семье(отец- продавец в продуктовом магазине, мать домохозяйка). Семья была

 многодетной(12 детей) и музыкальной, но брэнд "Братья Покрасс"  принадлежит в

 советской песенной музыке только Дмитрию и Даниилу(марш Будённого, марш

 танкистов, Дан приказ ему на Запад и многие другие песни). Помимо них

 музыкальным оказался старший Самуил и младший Аркадий. Братья с детских лет

 зарабатывали себе на хлеб музыкой: играли на еврейских свадьбах, развлекали

 публику в различных питейных заведениях. Легенда гласит, что братьев Покрасс,

как местную достопримечательность показали приехавшему в Киев Распутину.

Распутин приказал сыграть "Камаринскую".  Прослушав, он неопределённо хмыкнул и

 удалился.

       Самуил в 10-летнем возрасте был принят в Киевское музыкальное училище по

 классу скрипки и фортепиано. Не известно, кто платил за него. Возможно, кто то

 из меценатов. Уже в 16-летнем возрасте Самуил стал известен в Киеве, как

 виртуозный аккомпаниатор, увлекался эстрадой, сочинял стихи. Позднее он

 поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1917-ом году. Свою

 музыкальную карьеру Самуил Покрасс начал как автор романсов, лучшие из которых,

как я уже рассказывал ,звучат с концертных площадок до сих пор. Но после

 возвращения в Киев и успешного романсового периода случилось чудо: после

 занятия Киева в 1920-ом году Красной Армией, Самуил по заказу боевого

 командования создал несколько боевых песен и среди них прославивший его

 марш "Красная Армия всех сильней". Песня эта стала явлением в

 послереволюционной России. Её называли "Красной Марсельезой"; находили что то

 общее с вступлением к Патетической сонате Бетховена. В те годы песню эту пели

 повсеместно, и для 20-30-ых годов прошлого века она стала непременным антуражем

 и в литературе и в кино, и в театре. Так в романе Ильфа и Петрова "12 стульев",

знаковую песню поёт вороватый заведующий дома престарелых Альхен:" В толпе

 служащих собеса шёл Альхен с большим красным бантом на груди и задумчиво

 гнусавил-Но от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней!".

       История создания этого марша мне чем то напомнила рассказ Стефана

 Цвейга "Гений одной ночи"-о Руже де Лилле-авторе Марсельезы. Потому что больше

 ничего подобного по мощи и по красоте, по динамике Самуил так и не сочинил. А

 тут наступило временное нэпмановское время и Самуил погрузился в эстраду и в

 романсы. Он переехал в Москву и с 1923 года начал сотрудничать с Московским

 мюзик-холлом. Длилось это сотрудничество недолго, потому что мюзик-холл в 1924

году временно закрыли, и Самуил в поисках лучшей музыкальной доли выехал в

 Европу, сначала в Берлин, а затем в Париж. Но что то не сложилось и он решил

 попытать счастья в Америке, куда и прибыл в 1929-ом году. И надо сказать, что

 его ожидания оправдались и его музыкальный талант оказался  востребованным не

 где-нибудь, а в самом Голливуде. Самуил стал одним из наиболее востребованных

 композиторов, написал музыку к нескольким фильмам, в том числе и к комедии "Три

 мушкетёра" и знаменитому мультфильму Диснея "Белоснежка и семь гномов".

       После войны в Советский Союз в качестве трофея попали киноленты с







 Берлинской кинофабрики, и в том числе такие фильмы как " Тарзан, Сестра его

 дворецкого, Большой вальс, Джон из Динькин джаза" и многие другие. И среди

 них "Три мушкетёра" с музыкой Самуила Покрасса, чью фамилию, как

 невозвращенца,

с титров убрали наши бдительные органы. А вся наша страна принялась распевать

 песенку Д,Артаньяна "Вар-вар-вар-вар-вари...". Дмитрий Покрасс(средний брат)

вспоминал, что в году 1946 или 47-ом на приёме после концерта в Кремле к нему

 подошёл Сталин и спросил, как поживает мой брат и когда я начал рассказывать о

 Данииле, Сталин заметил, что имеет в виду брата из Америки, автора музыки

 к "Трём мушкетёрам". Я похолодел(такое время было). Но Сталин, узнав, что брат

 умер, тихо проговорил:" Жаль, не тот брат эмигрировал".

       Действительно, к тому времени Самуил умер. Умер в 1939-ом году в

расцвете



 сил и на пике популярности. Смерть его совершенно неожиданная(что то не то

 съел) породила различные спекулятивные слухи о причастности к его смерти либо

 НКВД- за невозвращение, либо Союза Белой Гвардии -за написание марша "Красная

 Армия всех сильней". Я думаю, что это полная чепуха. Просто умер известный

 человек, молодой- от отравления недоброкачественной пищей.

       Я заканчиваю статью о Самуиле Покрассе. Зачем я её написал? Во первых, мне

 очень нравится марш "Красная Армия всех сильней". А во вторых, я ещё раз

 убедился в тайне таланта. Ну как это так получается: "Вар-вар-вар-вар-

вари..","Одна из них белая, белая..." и "Но от тайги до британских морей Красная

Армия всех сильней!". Чёрт его знает как! Но это и есть тайна таланта!

            



 


Рецензии