Деревянная нога. Дополненный
Иван был младшим сыном в крепкой крестьянской семье, переселенной в далеком 1888 году по цареву указу на Кубань - окраину России. Для закрепления на новой российской земле. Дела у семьи шли неплохо. Пахали, сеяли, скот разводили, детей и внуков пестовали. И дальше бы так, но случилось, как случилось - революция.
Самый молодой - всегда самый горячий. И восемнадцати не было еще - пошел Иван на войну за новую власть, за "красных" против "белых". Война есть война - ранило его в ногу. И рана-то невелика - в городском госпитале мог и отлежаться. Но военное время не жалело людей, некогда было. То "красные" наступают, то "белые".
Когда белые уже на пороге, красные решили на время - пока, мол, вернемся - пусть эти раненые в подвале госпиталя и переждут. Чтобы и враги их не перестреляли, и туда-сюда с ними не таскаться…
А белые глядь: госпиталь пустой - своих раненых располагают. И тут слышат из подвала стоны. Давай этих "временно закрытых" тоже по палатам. А там Иван наш: уже на грани - нога распухла как барабан. Еще день и все - верная гибель. Ну, "белые» - тоже люди: "красного" бойца срочно на операционный стол. Ногу пришлось ампутировать, но жизнь Ивану спасли. С деревянной ногой он уже ни за кого воевать не мог. Занялся мирной жизнью…
Прошло так, лет двадцать. У Ивана своя семья - по традиции тоже многодетная. И сам он вышел в уважаемые люди - заведовал станичным сельпо - считай, все товары, что в станицу поставлялись, через это сельпо и продавались. В достатке жила их семья.
И всё бы ничего, так и жил бы по-хорошему. Человек он был порядочный, врагам неоткуда взяться. Но оказалось, зависть тоже порождает врагов. Соседом его был крепкий мужик. Но не хозяйственностью своей, а принадлежностью к новой власти – то ли в Совете кем-то, то ли где... И заприметил этот сосед у Ивана отличное ружье, заграничное, самозарядное. Мечта охотника! Зависть поедает соседа.
А время было... И настоящих, и выдуманных врагов по первому доносу ссылали куда подальше, сажали в тюрьму, а то и - "в расход". Долго не разбирались - революция. Хотя уже двадцать лет прошло. В общем, написал сосед на Ивана ложный донос.
Это мы сейчас разбираемся: ложный – не ложный… А тогда было просто – донос. Воровал Иван в этом сельпо, не воровал – такой был уклон, революционный. Может, и обошлось бы - в станице Ивана уважали за честность и порядочность. Но припомнили ему исцеление "от врага". Власть у нас никогда и ничего не забывает.
И загремел наш Иван за свою честность и юношескую горячность "за решетку". Ненадолго по тем временам, всего-то на пять лет. Но напомним: ни за что. Пришлось все эти годы семье без отца хозяйствовать, да еще и на передачки тратиться. Нет, речь не о цене ватрушек. Чтобы передачка эта до сидельца добралась в целости и сохранности, еще вдвое надо было всем причастным «передать»… Так мало-помалу семья и лишились почти всего имущества. По освобождении у хозяина сил, слава богу, хватило – поднял он и хозяйство, и детей своих. Ладно, хоть землю всю не отобрали.
А сосед его в награду за «революционную бдительность» получил право выбрать себе из имущества арестованного любой "вещдок", какой понравится. Он и выбрал... правильно – то самое - самозарядное ружье Иваново… с патронами, с чехлом - полный комплект. Любо-дорого посмотреть! Такие были порядки - за донос полагалось вознаграждение от государства.
P.S. А сегодня? Через много лет (я пишу этот рассказ летом 2015 года) после революции и после двадцати пяти лет "демократического переустройства" России? Буквально «чернила еще не просохли» в этом рассказе, как Президент российский подписал указ о дополнительном государственном пенсионном обеспечении тайно доносящих. Ружей-то на всех не напасешься.
P.P.S. Прошу прощения, дорогой читатель - не могу еще не дополнить. Прошел год. Лето 2016. Новый законопроект (и депутаты все - нами избранные, и Президент тот же…): «…а тех, кто знал(?!) и не донес – в тюрьму!» В «законе так и написано: «за недоносительство». Ну, как?
Лето 2015 – лето 2016, пос. Черноморский
Свидетельство о публикации №116072701407
Геннадий Шалюгин 13.08.2016 07:20 Заявить о нарушении
Грустно все это. Мы скатываемся в тяжелое прошлое.
Идеология "здорового консерватизма", провозглашенная нашим президентом, фактически трансформировалась в реакционную, антиобщественную, антигуманистическую доктрину. И уже не важно, против кого - за охрану себя родного от всех и вся.
Сколько останется с ним рядом в последние дни его времени? Агония - вот характеристика состояния нашей власти сегодня.
Григорий Пономарчук 21.08.2016 20:41 Заявить о нарушении