Святая Ночь Варфоломея. Притча-входит в сборник Ад

               
Притча-входит в сборник "Адаптер".

"Святая Ночь Варфоломея"(сокращенный вариант):
также входит входит в серию рассказов из Легенды о Шуте и Мудреце "Джокер".http://www.stihi.ru/2015/10/11/3916


 Я развернул холодный свиток...В нем  кожа золотом обвита
 Тесненный текст, пергамент, бита, шкатулка полная каменьев
 И тексты, что я вам даю.Пергмент* создан в том краю
 Где краски цвета не меняют ,как кровь струятся и пылают
 В них самоцветною игрой каменья чистою водой...(А.-В.)



    Притча "Святая ночь Варфоломея" написана в ключе рондо, окончание рассказа предполагает продолжение темы, но уже в других рамках.               
Так же как и Мондельштам ,строчка из произведения которого, приведена в притче, победившей в одном из конкурсов на заданную строку, автор , говоря о Страшной Высоте  опускает  описание действительно ужасающей и кощунственной картины восхождения на эту высоту Апостолов принявших мученическую смерть.

Так,сам Апостол Варфоломей, был дважды распят. Один раз он был исцелен Спасителем. Второй раз его распяли  и живьем сняли с него кожу. Именно с этой кожей и Изображают Апостола Варфоломея.Кроме этого атрибутом святого является орудие его мученичества- нож ( ножницы).
 
Варфоломей на "Тайной Вечере" Леонардо, согласно принятой идентификации — первый слева. Зодиакальным соответствием Варфоломея выступает созвездие Скорпион.
Дэмьен Хёрст, 2006 год. «Святой Варфоломей. Утончённая боль».Памятник:

 
Нужно сказать, что всех Апостолов изображают с орудиями их мученичества. Осознание этого и приводит к  истинному пониманию "Страшной высоты", к которой мы возносим свои молитвы...
У Мондельштама это души загубленных жителей "Петрополя", построенного когда-то на костях и крови жестоко мучимых непосильным трудом и ужасными условиями жизни людей ...

Исторически  его "Петрополь" вновь  и вновь возвращается на эту страшную высоту...

В притче автор использует образ блуждающих огней,называемых еще  "свечей покойника" или огоньки, связанных с болотными духами и легендами  о них. Акцентой частью многих легенд является поиск клада , который оказывается проклятым ...
Преодоление   гибельного желания присвоить себе проклятое золото Праведным человеком, приводит его в церковь, двери которой не закрыты в Ночь Варфоломея...(Г.И.М.)*


 “Я не эти вещи приобретаю, а ищу душ человеческих, и если приобрету их и  введу в небесные селения, то явлюсь великим купцом перед Господом”,- сказал Апостол Варфоломей в ответ на царские дары за исцеление им дочери царя, отвергая несметные сокровища...

(Сокращенный вариант)
               
                1               
 Однажды сердца не жалея, я вышел в ночь Варфоломея
 Чтоб помолиться за других-мне не знакомых и чужих.
 Никто не ставит им свечей.
 Никто дорогу не укажет для них молитвою своей.

 Душа  блуждать во тьме осталась -
 Средь огонечков задержалась в надежде отыскать себя,
 Старик, а может и дитя...               
 Ни там ни здесь- между мирами сияют  блеклыми огнями.
 Иль пламенем свечи горят, при этом даже не кадят.
               
 Но есть тот день среди людей, когда на Cтрашной Высоте
 Блуждающий огонь живет простой молитвой вознесенный:
 Погаснет пусть или спасенный вернется  в лоно скорбных душ
 Чья жизнь насильно прервалась, как песня вдруг оборвалась


                2   
 Я времени терять не буду-Все,что увидел расскажу
 И свечи в церкви заменю:
               
 На высоте приподнятой руки Блуждающий огонь горит повсюду
 Стекаются  подобно чуду с низин болотных огоньки
 Перед лицом опасно замирают  , дрожат смеясь и завлекают
 В непроходимые места ...

 Хохочет филин иногда"Свечей покойника"  пугая ,
 А то вдруг  с ветки облетая Уводят в гиблые места
 Зеленые свечения огней погубленных насильственно людей...               
 Варфоломей бы многих спас, но нужен  Праведник подчас.

 Да, было жутко мне друзья !И я бы ,честно говоря,
 То испытанье не прошел,когда бы книгу не прочел.
 Там на спасение свое надежды каждый полон.
 О, когда б вы видели огни что ожиданием полны    
 Среди трясин и смрадной тьмы!

                3

               
 Святая ночь Варфоломея! Спасутся ль Праведной душой,
 Иль вновь покроется все тьмой дыша болотом и рекой?!

-Идет! Идет! Вновь заманили! Удачна ночь, не упустили!               
 Сидит на кронах воронье сверкая темными очами
 Следя за страшными огнями,
 А те, скопясь во рву глубоком,  все ждут дыханье затая:
 Свят иль пропащая душа -вопрос то шкурный господа!

 Молчит и сам Варфоломей:
               
 Решай же путник поскорей  раскрыть ли миру преступленье
 Иль клад проклятый обрести- в своей котомке унести
 И силу передать проклятья как кожу снятую на Платье
 Что Свиткой Красной обернется и будет жалить словно солнце

 Над раскаленною пустыней, пока ты не найдешь того
 Чье перепрятал ты добро ?! Тут от добра Добра не ищут!
 Как волки в чистом поле рыщут, снимая скальпы на ходу!
 К добру пришел, иль на беду?,- как будто  филин вопрошает
 Глазами страшными сверкает готовый кинуться впотьму.
                *
 
 О...да,страшна та Высота!  Невероятное служенье
 Поступком вымолить прощенье всем неприкаянным!
 Вода сиянием огней полна- утопших после ограбленья
 Все ищут силы для прощенья своих обидчиков
 Когда , хотя б одна нашлась душа способная от клада отказаться-
 Они б поверили в людей!
            
 И меньше стало бы огней блуждающих  в потоке дней.
 Но чу!-столпились у дверей! ...               
 Не закрываем мы церквей для душ спасенных Свят ночей...
-Зачем ты здесь?               
-Я клад принес...               
-(От страха мокрый иль от слез ..?)


 Я развернул холодный свиток...В нем  кожа золотом обвита
 Тесненный текст, пергамент, бита, шкатулка полная каменьев
 И тексты, что я вам даю.Пергмент* создан в том краю
 Где краски цвета не меняют ,как кровь струятся и пылают
 В них самоцветною игрой каменья чистою водой...

 Все это лентой голубой было прилежно перевито
 На ленте алой ордена,Орден Апостола Андрея
 Все остальное господа перечислять не буду я
 Вот кортик в ножнах янтаря я бы не смог не описать
 Иду...свою тетрадь искать, планшет- хотел я вам сказать):
 4.
 Из кожи лезть, иль драть три шкуры- не в этом дело господа.   
 Здесь все решает Высота...Ее не взять одной молитвой.      
 Пойдут две души за одну:
 Ограбь Беременную, ну и сразу дважды ты распят
 Варфоломея топкий взгляд тебя отметит
 И напрасно молить Святых ты станешь!

 Я...все сказал вам господа...
 Но и невинных Там  спасут: Две души как одна пойдут
 Единородною тропой, единородной судьбой.
 Их в триединстве воплощая заранее грехи прощая
 Тем, кто поможет им в пути.Но где таких,мой Бог,найти..?

 Немало есть у нас ребят, кто сможет злато в храм принять
 Иль в свою шкуру завернуть расписанную куполами
 Молитвы  с чистыми крестами, чтоб храм построить на Крови
 Где "Не убий","Не укради", "Не порывай глаз на чужое"...

 Такое, в общем то простое, в залоге правило для всех
 Но правит Жадность...как на грех.
 Однако брошенных спасая ,Словом Святым сопровождая
 Труды их тяжкие...порой все возвращается с лихвой.
(Благодарю Духовник мой, за то, что следуешь со мной.)

                *

 И донеслось тут до меня:

-Придуман Ты-Придуман "Я"...
 Нет ни позиции ни Прозы -одни намеки или позы,
 В стремленьи вывернуть,ввернуть,и если есть возможность- пнуть.
 А я как старый добрый кормчий  все подбираю на корабль
 И свой воздушный дирижабль тех, кто в "борьбе" не устоял.

 Мир лицемерья, безучастья,с большой претензией на "счастье".
 Не все, конечно, правды ради,но множество!...Забавы для?):
 Иль в безысходности своей не могут провести и дня
 Без Маскарада и Страстей? ...Стоят толпою у дверей,
 Или заглядывают в окна,иль зазывают в круг "невест",
 Иль вдруг поставят на вас крест,и "безучастно" наблюдают
 Как люди снова подбирают к сожженным сайтам те ключи,
 Что были взломаны во тщи.

 А Геростраты Кораблей  гремят ключами у дверей
 В смешке свергая королей вновь обозначенных сетей.

 Однако молча наблюдают за этим цирком из глубин
 Как некий древний Саладин* за продвиженьем Крестоносцев
 Дыханьем сотен копьеносцев в борьбе за лучший "Талисман"**
 Без "Обрученной"...(Но роман,однако принят был терпимо
 Хотя по разны берега Стоят и ныне...)
 Чрез века Борьба проникла в наши сети как деньги, что дают в конверте
 Минуя гибельный налог, забрав лишь души под залог.

 Остались Стольники  в печали утратив высшие Граали
 Страдают молча Синешали как будто их в полон здесь взяли
 Нас как и прежде предают и Чаши с ядом подают.
 Но Синекуры их не пьют без попеченья о душе
 Тем более в чужом клише.

 А я стою столбу подобный, да это ж Петр...Преподобный!
 С Афона! Сам! Весь- во плоти!О Господе меня прости.
 А тут и он- Апостол Петр- Идет, ключи перебирает
 Иконы ими отворяет,из них выходят как с дверей
 Сонмы Святых!
 У звонарей глаза округлились, оне все кинулись сей час ко мне!

                *

-Кружит звонарь по церкви снова...Знать надышался на болотах
 Бормочет что-то, не пойму
-Должно видений видит тьму Щас успокоится, уснет
 К утру, должно в себя придет,-Шептались женщины меняя
 Священны ризы и цветы.Ну вот и все,друзья мои:)

Но тут услышали они:

-Мой путь-он не из самых легких...(нас выбирают иногда)
 Он как погасшая звезда на чьем-то вызженном пути

 Где ни проехать, ни пройти - одни лишь крылья за спиной
 Над пепелищем нас спасают.Не встретить там души живой
 Лишь звезды молча наблюдают...

 Великого противостаянья  тень беспросветная легла
 Планеты каждой на меня... Должно быть- чтоб глаза в глаза
 Должно быть, чтоб уста в уста...

 Мой путь страданием увенчан,  у самых близких на глазах
 И Крест теперь , увековечен, отлит в молчаньи и слезах.

 Молчанья золотом  украшен... и счет за жизнь мою погашен.
 И вот проторены пути...Теперь по ним легко идти.

 Ты главное свети...свети...не гасни Сердце-
 Будет День!Я знаю точно...

 Словно тень бегут  от глаз , кто должен мне был руку помощи подать,
 Но каждый, словно дряхлый тать к кострищу нес свое полено,
 Чтобы гореть знать, не сгорать...

                ----------------
 Мне ли не знать, что делать с ними, с надеждами сих стариков?
 В каждом Пинокио готов, Благо двойным резцом владею()

 Смеюсь над страхом, не жалею о долгом странствии в Пути
 Иосифа держу ключи от новой отрасли своей, свети же Сердце, не жалей!

54400-:-64300-:-87000-:-100+22(122)

                (Продолжение следует)
 
*Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале.
Материал «пергамент» назван по имени города Пергам в Малой Азии, где во II веке до н. э. имел широкое применение.Его раннехристианская церковь фигурирует в Откровении Иоанна Богослова как одна из семи церквей Апокалипсиса.По свидетельству греческого историка V в. до н. э. Ктесия, кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» .По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем «дифтера» .

У иудеев с древности и до наших дней пергамент известен под названием «гевиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы (Сефер Тора). На более распространённом виде пергамента «клаф» (он же велень от лат. vellum) пишутся также отрывки из Торы для тефиллин и мезуз-(букв. дверной косяк) — прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента духсустуса из кожи ритуально чистого (кошерного) животного, содержащий часть текста молитвы -Шма.Мезуза должна быть написана от руки глубоко религиозным и высоко квалифицированным софером (писцом) на пергаменте из кожи. Текст мезузы из 15 стихов пишется в 22 строки, содержащие 170 слов из 713 букв.Караимы(тракайский диалект- от др.-евр. — «караим», букв. читающие) записывают священные слова прямо на косяке.
http://www.stihi.ru/2016/07/01/257-более полный вариант
**«Талисман» (англ. The Talisman) — исторический роман Вальтера Скотта, посвященный событиям Третьего крестового похода. Он был впервые опубликован в 1825 году и вместе с романом «Обрученная» входит в цикл «Рассказы крестоносцев» Считается первым романом в английской литературе, где мусульмане изображены в положительном свете.На русском языке роман издавался также как «Ричард Львиное Сердце» и «Талисман, или Ричард Львиное-Сердце в Палестине».В предисловии писатель рассказывал, что ему был интересен контраст между этими героями:
Христианский и английский монарх проявил тогда жестокость и несдержанность восточного султана, в то время как Саладин обнаружил крайнюю осмотрительность и благоразумие европейского государя, и оба они старались перещеголять друг друга в рыцарской храбрости и благородстве. В повествовании романа выясняется, что Саладин и есть Ширкоф, он же лекарь с талисманом...
 
Салах ад-Дин-в русской и западной традиции Салади;н( 1138, Тикрит — 4 марта 1193, Дамаск)— Султан Египта, Ирака, Хиджаза, Сирии, Курдистана, Йемена, Палестины, Ливии, талантливый полководец, мусульманский лидер XII века. Курд по происхождению. Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом.Самым известным фактом биографии Саладина стала его борьба с крестоносцами. Эти войны нашли своё отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства (наиболее известен роман Вальтера Скотта «Талисман»).


               


Рецензии