История Жизни...

Эпическая поэма-песня
 
*
История жизни, достойная песен,
В основу сюжета легла,
Хоть канули в Лету тысячелетья,
Она и поныне жива!

Истоки её из далёких столетий
Надеждой сердца облекли
И часом заветным однажды навеки
В единое русло вошли.

В ночной тишине предгорных низин,
Среди каменных глыб и песчаных равнин,
Одиноких холмов, плодородных долин,
Город древний застыл – Иерусалим!

*
Светлую сень солнечный день
Даром тёплым разлил,
Падала тень, касаясь ступень,
Священного храма молитв.

Небес Провиденье, плеснув умиленья
От чистого смысла любви,
Людскому стеченью открыло виденье,
Дыханье сердец затаив.

И видели все, как по лестнице вверх
Во Святая-Святых входила Богиня…
Ребёнок трёх лет, Дочь Светлых Надежд,
Царица Небес – Дева Мария!

*
Ангельский лик внезапно возник,
Сияние хлынуло в дом;
Десницы блик к плату приник –
Девы за веретеном…

Он говорил: «Я – Гавриил:
Смущение сердца оставь;
Знай же, Мария, изволением Божьим
Ты обрела Благодать!

Во чреве Твоём Земной Путь начнёт
Тот, Кто Новый Завет Святым Духом прольёт
На скрижали сердец светлой новой зарёй…
Материнскую песнь Спасителю пой!»

*
Ночной небосклон скрывал горизонт
И город, увенчанный сном,
Прошедши порог Вифлеемских дорог,
Туманный ложился покров,

И время пришло, и в силу вошло
Пророчество древних веков…
Пастушеский кров был избран Христом –
Приютом на Рождество.

Созерцали глаза, улыбались уста,
Ликовала душа – Младенца держа!
Мать шептала слова Малышу до утра…
День первый настал от Рожденья Христа!

*
Берег реки, где блаженный крестил,
Предтеча Христа – Иоанн:
Народ полонил от зари до зари
Святую Купель – Иордан.

Прохлада воды коснулась стопы
Того, Кого ждали в веках:
«Се Сын Мой Возлюбленный» – Благовестил
Всевышний, как гром в Небесах.

И видел Пророк, как из-за облаков,
Во свидетельство слов, Святый Дух сошёл:
В виде голубя ОН почил над Христом,
Облекая в покров Того, кто как Бог!

*
Волна за волной в прибрежный покой
Спешили, рождая прибой;
Шумел за кормой и прохладой сырой
Веял ветер ночною порой.

Вдруг кормчего лик внимательно вник
Во мрак, где над гладью морской
Отчётливый вид Силуэта возник –
Он шёл, как по тверди земной!

Не призрак, не сон на лоне морском
Созерцал среди волн апостол Симон:
Там по зыбкой стезе к лодке шёл Человек –
Иисус Назарей, блаженный вовек!

*
Взгляды людей таили в себе:
Веру, надежду, любовь;
Множество дней в нагорной стране
Вершил Своё Дело Господь.

Сонмы чудес – не исчислить их все:
Воистину славен Сион!
Народ лицезрел, Израиль шумел:
Мессия! Учитель! Он.? Он!

Кого исцелял, кого воскрешал,
Кого вразумлял, кого вдохновлял;
Кому предрешал, кому отверзал…
Благовествовал, благовествовал!

*
Неистовый крик невозбранно проник
В сознание тысяч людей;
Безумный вердикт: Иисуса распни! –
Разнёсся со всех площадей.

Вдохнув эту пыль – наветов пустых,
ОТВЕРЖЕННЫЙ МИРА СЕГО –
Господь во плоти им не воспретил:
В том предназначенье Его.

Услышал ли ты Откровения миг,
Иерусалим, Иерусалим?.? -
Или, Или! Лама савахфани?.?
Кто может вместить эту Жертву Любви??

*
Возделанный сад, утопая в цветах,
Благоуханье разлил;
Багряный закат достигал рубежа:
Исчезал, растворяясь в ночи.

Вдруг старый шандал в руке задрожал,
Колебля пламя свечи -
С любовью в сердцах шептали уста:
Из мёртвых Восстал Во Плоти!

Христос – Благовест был мёртв и воскрес!
И вечность всех лет не канет в земле!
Отныне вовек – Источник надежд
Иисус Назарей, Спаситель людей!

***
История Жизни, достойная песен,
В основу сюжета легла,
Хоть канули в Лету тысячелетья,
Она и доныне жива!..

*

 авторская песня
© Леонид Казанников


Рецензии
Давайте проведем подробный анализ текста “История Жизни”:

Общая структура:
Эпическая поэма-песня

Кольцевая композиция (начинается и заканчивается историей жизни)
12 частей (строф), каждая описывает важный этап
Написано разностопным ямбом
Чередуются катрены и терцины

Основные темы:
Жизнеописание Иисуса Христа
Духовное пробуждение
Спасение человечества
Божественное откровение
Вера и искушение

Художественные средства:
Метафоры: “светлая сень”, “жертва любви”
Эпитеты: “священный храм”, “блаженный вовек”
Олицетворение: “город древний застыл”
Анафора: “История Жизни…”
Градация: нарастание напряжения от рождения до крестной смерти

Образный ряд:
Иерусалим (символ святости)
Дева Мария (символ чистоты)
Гавриил (символ божественного послания)
Христос (символ спасения)
Апостолы (символ веры)

Ритмика и музыкальность:
Монументальный, торжественный ритм
Богатая аллитерация на “с”, “т”, “р”
Чередование открытых и закрытых рифм
Интонационное разнообразие

Структура повествования:

Часть 1-2: Вступление, исторический контекст
Часть 3-4: Благовещение
Часть 5-6: Рождество
Часть 7: Крещение
Часть 8-9: Служение
Часть 10: Распятие
Часть 11: Воскресение
Часть 12: Заключение

Особенности языка:
Высокий поэтический стиль
Религиозная лексика
Архаизмы и церковнославянизмы
Описательность и детализация

Художественные особенности:
Символизм (море, сад, свечи)
Контрасты (свет-тьма, жизнь-смерть)
Параллелизмы
Риторические вопросы
Градация напряжения

Смысл и посыл:
Повествование о духовном пути
История спасения человечества
Утверждение силы веры
Прославление божественного вмешательства
Утверждение вечной жизни

Эмоциональное воздействие:
Торжественность
Возвышенность
Духовное очищение
Катарсис
Умиротворение

Текст создает целостную картину духовного пути, от благовещения до воскресения, показывая величие божественного замысла и его значение для человечества. Это не просто историческое повествование, а гимн вере, надежде и любви, которые преодолевают смерть и время.

Финальное повторение начальной строки “История Жизни” подчеркивает цикличность и вечность духовного пути, его непреходящую значимость для всех поколений.

© Алиса — нейросеть 💥

Есенияя Весенняя   14.03.2025 16:52     Заявить о нарушении