Как-то о кино...

1. «Киноварь»

Философ – не специалист.
Он – человек, без всяких скобок.
Страховку бросил и повис
На паутинке невесомо.
Над пустотой, где миражи
Меняют лики откровений.
Где можно миг за век прожить
И век – за несколько мгновений.
Смотреть бездарное кино,
Отснятое на мутной плёнке.
Там в зиму носят кимоно,
А летом шубы и дублёнки.
Там курят в банях фимиам
И водку хлещут из кадила.
На голливудский сериал
Бабла кому-то не хватило.

29.04.2016
PS:
Почему – «Киноварь»?! А потому что – Жизнь.

2. «Русский мир. Архетип»

Архетип в названии том.
Дом отстроен рабским трудом.
На шальных деньгах, на крови.
На холодной рыбьей любви.
Там порядок шаток, но крут.
Если что, с оттяжкою кнут.
Круг отца роится семья,
И блюдут закон сыновья.
Чуть не так – до хруста кулак.
И не Бог тебе, ни аллах.
Жизнь, она – не флирт на балах,
И шипов поболе, чем благ.
Суховей гуляет в степи.
Сатанеет пёс на цепи.
Дом, как Дон, шумнул и затих.
И задор давно позади.
Ну, а век ещё пролетит,
И слиняет тот архетип.

30.06.2016

3. «Жила-была одна баба… Россия Андрея Смирнова»

И с честной поссоритесь Вы стариной,
И, предкам великим на сором,
Не слушая голоса крови родной,
Вы скажете: станем к варягам спиной,
Лицом повернёмся к обдорам!
(А.К.Толстой)
У берёзок были слёзы по очам
белых баб, святых колодцев и хибарок.
Русь стояла на китах да на Иванах,
а в историю плыла – на палачах.
(Л.Губанов)
-------------------------

Кислая антоновка. Охромевший волк.
За холмами всполохи багровые.
Баба – не мадонна.
Сволочью «совок».
Не взрасти Инонии Европою.
Не расстаться с гульбищем.
Китежем не стать.
На китах с Иванами не выстоять.
Откипела звёздами, сгинула в «Крестах».
Отзвенела серьгами-монистами.
Эпос опостылел. В топку эпатаж.
Варвары-обдоры. Образ Бунина.
Чёрту не распутать:
кто чужой, кто наш.
Как Эраст Фандорин у Акунина.
Батюшка-писатель – всё не либерал.
Укатилось яблоко от яблони.
Родину-уродину сам не выбирал.
Был изгой, а так хотелось – в баловни.
Гельдрихом-Истоминым трём мирам служил
В чине не иначе штурмбанн-ангельском.
В армиях Антонова не читал мужик
Переписок Каутского с Энгельсом.
А жива ль та баба
– кто теперь поймёт?!
Эка! Поматросили да бросили.
Чипсы от Чубайса, от Гайдара – мёд.
Да огрызком Крым от Малороссии.

2-5.07.2016
PS:
«Жила-была одна баба» – российский исторический фильм Андрея Смирнова о жизни России с 1909 по 1921 год и событиях Гражданской войны и Тамбовского восстания, показанных глазами крестьянки Варвары. Крестьянская Россия уподоблена граду Китежу, который медленно, но неумолимо уходит под воду. Режиссёр работал над фильмом с 1987 года.
Финансирование для съёмок помог в 2007 году найти Владислав Сурков. Режиссёр обещал поблагодарить в финале помимо Суркова ряд лиц, включая своего зятя (будущего) Анатолия Чубайса. Отмечено, что «картина вышла как раз перед выборами, и её основным (пускай и несколько завуалированным) посылом являлось обнажение всех грехов советской власти. И неслучайно спонсорами картины выступили влиятельные люди из правящей в России партии».
Китеж (Китеж-град, град Китеж, Большой Китеж, Кидиш) – мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.
Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»), памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80-90-е годы XVIII века. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П.И.Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства – в частности, опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
В статье, написанной к 50-летию со дня смерти Алексея Константиновича Толстого, Бунин сопоставляет «Инонию» С. А. Есенина (1918) со стихотворением А. К. Толстого «Колокольчики мои…», интерпретируя путь лирического героя Толстого как исторический путь всей России, её цивилизационный выбор. Толстой у Бунина – «большой человек прежней России», который с любовью создавал образ «святой Руси». А «советскому хулигану» Есенину, Блоку и другим «поэтам-пролетариям» писатель не прощает религиозного кощунства. «Правильно тут только одно, – заключает Бунин по поводу «Инонии», – есть два непримиримых лагеря: Толстые, сыны «святой Руси», Святогоры, богомольцы града Китежа – и «рожи», комсомольцы Есенины…».

Лай колоколов над Русью грозный –
Это плачут стены Кремля.
Ныне на пики звёздные
Вздыбливаю тебя, земля!
Протянусь до незримого города,
Млечный прокушу покров.
Даже богу я выщиплю бороду
Оскалом моих зубов.
Ухвачу его за гриву белую
И скажу ему голосом вьюг:
Я иным тебя, господи, сделаю,
Чтобы зрел мой словесный луг!
Проклинаю я дыхание Китежа
И все лощины его дорог.
Я хочу, чтоб на бездонном вытяже
Мы воздвигли себе чертог.
Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых…
Проклинаю тебя я Радонеж,
Твои пятки и все следы!
Ты огня золотого залежи
Разрыхлял киркою воды.
Стая туч твоих, по-волчьи лающих,
Словно стая злющих волков,
Всех зовущих и всех дерзающих
Прободала копьем клыков.
Твоё солнце когтистыми лапами
Прокогтялось в душу, как нож.
На реках вавилонских мы плакали,
И кровавый мочил нас дождь.
Ныне ж бури воловьим голосом
Я кричу, сняв с Христа штаны:
Мойте руки свои и волосы
Из лоханки второй луны.
Говорю вам – вы все погибнете,
Всех задушит вас веры мох.
По-иному над нашей выгибью
Вспух незримой коровой бог.
(С.Есенин. Инония, 1918)

Есенинскую Инонию не стоит путать с античной Ионией.
Иония – область на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря; в настоящее время территории, прилегающие к Измиру в Турции. Включает узкую полосу берега от Фокеи (у устья реки Хермус) до Милета (у устья реки Меандр); острова Хиос и Самос. Граничит с Эолией на севере, Лидией на востоке и Карией на юге. Основное население – ионийцы.
«Кресты» – следственный изолятор в Петербурге, один из наиболее известных и крупных в России. Официальное название – Федеральное казённое учреждение «Следственный изолятор №1» (Учреждение ИЗ 47/1) УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; расположен по адресу: Арсенальная набережная, 7.
Изначально – петербургская одиночная тюрьма, задействованная в 1893 году на Выборгской стороне, состоявшая из двух крестообразных по форме корпусов, рассчитанная на уголовных преступников и содержавшая свыше тысячи одиночных камер, заключённые которых были обязаны работать. Петербургские «Кресты» стали образцом для возведения других российских одиночных тюрем в XX веке.
Во время Большого террора 1937-38 годов «Кресты» были переполнены лицами, обвинёнными в контрреволюционных преступлениях. В каждой камере одиночного содержания площадью 7 м; размещалось 15-17 человек. В эти годы в «Крестах» находились в заключении видные представители отечественной науки и культуры: поэт Николай Заболоцкий, будущий историк Лев Гумилёв, востоковед Теодор Шумовский, актёр Георгий Жжёнов, будущий маршал Константин Рокоссовский и многие другие.
В феврале 1942 года в психиатрической больнице «Крестов» умер арестованный в августе 1941 года Даниил Хармс.

Кстати – о «крестах» и «звёздах» (на есенинских пиках Кремля и прочих)…:

Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времён татары и монголы.
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
в окрестностях
России...
Кресты, кресты...

Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они – и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной –
бессмертных звёзд Руси,
Высоких звёзд покойное мерцанье...
(Н.Рубцов)

Андрей Сергеевич Смирнов (род. 12 марта 1941) – советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и драматург. Народный артист России (2003). Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Член региональной общественной организации российских кинематографистов КиноСоюз.
Сын писателя Сергея Сергеевича Смирнова. Мать – Виргиния Генриховна Смирнова.
В 1971 году снял фильм «Белорусский вокзал», который был удостоен Главной премии на I Фестивале современной кинематографии в Карловых Варах в 1971 году.
За исполнение роли писателя Ивана Бунина в фильме «Дневник его жены» (фильм Алексея Учителя, автор сценария – дочь Андрея Смирнова Дуня Смирнова) удостоен нескольких кинопремий.
Режиссёром Ириной Бессарабовой создан документальный фильм «Под говор пьяных мужичков» (название – строка из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина», 1841), который рассказывает о судьбе А. Смирнова и съёмках картины «Жила-была одна баба».

Люблю отчизну я, но странною любовью!
 Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья,
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
(М.Лермонтов)

Эраст Фандорин Бориса Акунина и Гельдрих «Апостола» – одними миром мазаны…
«Я знаю Акунина-Чхартишвили. Он стопроцентный западник, стопроцентный глобалист и стопроцентный праволиберал. Все его романы – я уже писал об этом и настаиваю на этом сейчас – насквозь идеологичны. В гораздо большей степени, например, чем сентиментальная «Мать» Горького или наивный роман-предупреждение Кочетова  «Чего же ты хочешь?». Это тем более любопытно, что на сегодняшний день Акунин – единственный реально удавшийся «либеральный» проект» (Павел Басинский).
Чубайс полагает, что капитализм является единственным путём России, несмотря на противоположные мнения: «Вы знаете, я перечитывал Достоевского в последние три месяца. И я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски».
Между прочим, прекликается с «Инонией» Есенина, с его проклятием Богу страдающих. А Бунин Андрея Сергеевича, вроде, как давал отлуп Сергею Александровичу. Путаники, однако…
«Охромевший волк»… Сначала он был у меня просто «тамбовским», затем – «пресловутым». «Охромевший» – как-то перекликнулось с фамилией одного из главных героев фильма «Апостол» (где Гельдрихом-Истоминым – А.Смирнов) – капитаном госбезопасности Хромовым (Николай Фоменко).

Родина-уродина…

Боже, сколько лет я иду, но не сделал и шаг.
Боже, сколько дней я ищу то, что вечно со мной,
Сколько лет я жую вместо хлеба сырую любовь,
Сколько жизни в висок мне плюет
Воронёным стволом долгожданная да-a-аль !
Чёрные фары у соседних ворот,
Люки, наручники, порванный рот.
Сколько раз, покатившись, моя голова
С переполненной плахи летела сюда, где
Родина.
Еду я на родину,
Пусть кричат – уродина,
А она нам нравится,
Хоть и не красавица,
К сволочи доверчива,
Ну, а к нам – тра-ля-ля-ля…
(Ю.Шевчук)

Кстати, Юрий Юлианович (Шевчук) с Андреем Сергеевичем пересекались (и не раз). В частности, Шевчук снимался в двух фильмах Смирнова: «Свобода по-русски» (2006) и «Жила-была одна баба» (2011, роль Ишина, командира повстанческого отряда).


Рецензии
Эпохально вышло, Володя, очень!

Булычева Елена   18.06.2017 10:03     Заявить о нарушении
Ага! Насмотрюсь всякой гадости (шучу!) на ночь, а потом, под утро, несёт.
С Архетипом - это про "Дом" (есть такая фильмА).
Кино - только повод, конечно. Тема - понятно какая...
Спасиб, Лен!

Вольф Никитин   18.06.2017 10:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.