Круги

Сначала детей отпустили,
верней, попросили уйти,
и двери за ними прикрыли
в одиннадцать без десяти.

Потом занавесили окна -
клыкастого неба плафон,
потом зазвенел одиноко,
роняя слезу, саксофон,

потом обнажилась арена,
когда мы расселись в кружок,
потом, как лягушка-царевна,
ты сделала первый прыжок.

В свободном паденьи в круженьи
разделась шутя догола,
как море, твое отраженье
клубилось в глазах-зеркалах.

И шепотом ты напевала
одно только слово: стриптиз,
смотри на меня до отвала
а хочешь потрогать - катись.

Рабы золотой середины
печали свои утолим
не словом, так хлебом единым,
не хлебом, так телом твоим.

Привыкнув к веригам с пеленок,
к веригам семьи не тюрьмы,
все ночи мы плачем спросонок,
все дни копошимся в тени.

И выйдя на свет, для потехи,
увы не способны, как ты
стряхнув лягушачьи доспехи,
прикрыться щитом наготы.

Так жизнь, насмехаясь над нами,
срывает покровы свои
и бьется и стонет во сраме,
в сверкающем храме весны.

Однако не нами заказан
твой  дерзостный  данс-декаданс,
и смех саксофона за кадром
едва ли касается нас.

Гитара подвякнет украдкой,
играя с огнем, контрабас
флиртует с трубой психопаткой
и тоже не смотрит на нас.

Махнул бы ей богу рукою
на весь этот дивный оркестр
когда б я не слышал другое
не видел другое окрест.

Не смех, а зловещие гимны,
как пленные птицы кружат.
Не тени, а черные нимбы
на каменных лицах дрожат.

Не белое облако тела
а гиблое дело зовет,
и я, озираясь несмело,
готов опрокинуться в лет.

Смешной, косолапый, бескрылый,
нелепый, как жук скарабей
ползу за тобой что есть силы
и все ж не пойму хоть убей,

зачем весела и поката
твоя чумовая стезя,
как будто судьба - не расплата
как будто молва - не судья,

которому тошно от скуки.
И если уж я не боюсь,
что близость не слаще разлуки
на твой коронованный вкус,

что нежность простая, слепая
едва ли страшней воровства,
чего ж ты боишься, ступая
на тучные травы родства?

Повеет ли солнцем незримым,
спадет ли незримая хмарь,
пока прозябает под гримом
лицо как волшебный фонарь?

Привыкнет ли сердце к изменам,
поверит ли разум в любовь,
пока промышляет по венам
твоя шепелявая кровь?

А впрочем я знаю, до срока
сойти с колеи тяжело.
Не думай об этом красотка.
скажи мне
что время
пошло.
2006


Рецензии
Феликс, добрый вечер!
Вот, таки удалось с максимально возможным тщанием прошерстить вашу страницу - не стопроцентно, но в значительной части… Впечатление, признаюсь, противоречивое… Многое нравится, особенно из раннего: «Коммуналка» (оно же второй раз как «Память» - зачем, кстати?), «Петух» (помню его по одному из блк-шных конкурсов), вот эти «Круги», под которыми сейчас пишу (хотя это как раз не сильно раннее), философические восьмистишия…
Многое другое - безжалостно режет мне ухо. Не по смыслу (с ним как раз всё в порядке), а по форме. Многие относительно новые тексты показались мне умозрительными, холодно сконструированными, вытянутыми «на классе» и при этом - чрезмерно затянутыми и с досадными диссонансами…
Не по чину мне предъявлять претензии профессиональному литератору. Да и вряд ли вы - с вашим-то опытом - можете допускать оплошности. Значит, это специально. Силюсь понять: зачем??? И не могу…
Видимо, я погорячился насчет совпадающих зубцов шестеренок: налицо скрежет, биения и проскальзывания.
Некоторые конкретные придирки технаря, боготворящего внутреннюю дисциплину силлабо-тонических текстов:
- в стихотворении «Лунное»: на мой взгляд, с первой же строчки сбой ударения: «Это пУстое место».
- «Укротитель» - сбой ритма в третьей строчке снизу.
- «Поминальная молитва» - «ПерЕжитых дней»?
- очень часто (можно привести много примеров, но вы их и сами знаете) вижу «гуляющий» размер в разных строфах одного и того же стихотворения…
И т.д. Нет, я знаю (на дилетантском уровне, разумеется) все эти пиррихии, анакрусы, клаузулы и прочие теоретические заморочки. Но тем не менее, то поскальзываюсь, то спотыкаюсь на ваших текстах… А с набитыми мозговыми шишками, увы, уже не остается эмоционального ресурса для получения должного кайфа от стихов.
В принципе, дело поправимое, просто мне нужно еще поразмыслить, привыкнуть, настроиться на вашу волну… Но пока - вот так.
С уважением,

Владислав Сергеев   16.07.2019 19:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Владислав, за пространную рецензию и за чтение с тщанием. Досадно одно, Вы указали мне на примеры, где размер ползет, но в качестве недочетов назвали умозрительность и затянутость многих текстов. Примеров подобного не дали, что было бы не лишним. В принципе, я могу догадаться, о чем идет речь. Но согласитесь, тут могут быть сюрпризы. Если моя догадка верна, то прежде всего речь идет о таких стихах, как Памяти отца, и тп. На странице это не видно, но я отношусь к стихотворцам, чье развитие проходило не постепенно, а рывками, и весь мой багаж четко делится на 4 отчетливые периоды: доисторический с 1976 по 1982, инициация, с 1982 по 1989, лиро-эпический, с 1998 по 2014 и новая фигуративность, 2017 по нынешний день. Моя жена, первый мой читатель тоже несколько лет назад упрекала меня за умозрительность. Я говорил ей, что это период перехода, и что нарочитуя умозрительность текстов будет преодолена. Если объяснять на пальцах, то в первую половину жизни я учился рисовать картины, во вторую же половину - учусь рисовать идеи. В планах моих переделка многих текстов 2014-2017 года, включая восьмистишья из цикла Древние знаки. Зная о Ваших предпочтениях понимаю, почему протяженные стихи Вам раздражают. Ну тут ничего не поделаешь, я - автор долгого дыхания. Что до ритмических сбоев, каюсь, грешен. Дело в том, что с некоторых пор, сделав ставку на слово целиком, а не на бессмысленную стопу, смотрю на свои тексты, как на дольники, не учитывая, что доминирует в них силабо-тоника. Это была моя ошибка. Это возьмет время, но я помечу ударения всех противоречивых мест.

Феликс Гойхман   16.07.2019 21:03   Заявить о нарушении
Спасибо, Феликс, что не обиделись!
После вашего ответа что-то, хотя и не всё, стало понятнее.
И разрешите признаться в зависти: так четко разложить себя по периодам - не каждому дано! :)

Владислав Сергеев   16.07.2019 21:22   Заявить о нарушении
Я уже написал, Владислав, что развите проходило рывками, поэтому его течение легко подвергнуть периодизации. Другое дело, что в подобных размышления я иду дальше, так паузу между 89 и 98 годом я связываю с тем, что ресурсы, накопленные мной в детстве и юности к 1989 году были исчерпаны.

Феликс Гойхман   16.07.2019 21:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.