о летней бессоннице t

.





К тому из нас кто не уснёт, прижмётся горячий выдох солнца. На закате любой обман даёт фальшивым нотам возможность править лунные сонаты до крика чаек. Берег не протрётся до дыр, в которых будет зреть кудлатый густой туман, а будто пошатнется, запутываясь в тонкие канаты с притопленным баркасом у причала и тусклым фонарем над домом. Ветер живет землей, непомнящей начала самой себя, раскачивая сети, давно пропахшие соленым светом морских глубин и тьмой небесной дали.
.
---
.
К тому из нас кто не уснёт, прижмётся
горячий выдох солнца. На закате
любой обман даёт фальшивым нотам
возможность править лунные сонаты

до крика чаек. Берег не протрётся
до дыр, в которых будет зреть кудлатый
густой туман, а будто пошатнется,
запутываясь в тонкие канаты

с притопленным баркасом у причала
и тусклым фонарем над домом. Ветер
живет землей, непомнящей начала
самой себя, раскачивая сети,
давно пропахшие соленым светом
морских глубин и тьмой небесной дали.









.


Рецензии
Обратите внимание, что стихи, вкрапленные в "Дар" Набокова,
и воспринимаются как стихи, а здесь ритм такой, что стихи
перестают восприниматься как стихи даже в стиховой графике
звукоритм в традиционной поэтике создает специальный настрой
(канал связи), эстетически облегчающий восприятие сложных образов.
Но сами образы все равно внятны, а здесь у меня в этом сомнения.
почему "выдох солнца"? выдох ассоциативно связан с ветром, так устроена
поэтика, но как читателю понять выдох солнца? Если это метафора, связанная
с особенностями пустыни, она должна быть подсказана читателю иными средствами,
в том числе ритмом, имитирующим дыхание ветра. Так устроено восприятие
классики. Без этого восприятие образа рушится. Именно поэтому не всякий
эксперимент успешен, не всякая свобода оправдана.
Дальше неясно, откуда обман, откуда лунные сонаты и фальшивые ноты. Если это верлибр, то ритм не помощник, и надо оттачивать афористичность фраз. Каждая фраза верлибра в идеале афоризм, замкнутый в смысловом отношении, но передающий смысловую или структурную эстафету следующей по порядку фразе. Если такой
структуры у верлибра нет, он перестает восприниматься вообще, поскольку у этой
формации просто-напросто нет других средств.
отсюда вывод: не темперация, назовем так непривычный ритм текста, является сбоем,
а само устройство образов, с одной стороны, недостаточно афористичных внутри фразы, с другой стороны, недостаточно проявляющих внутреннюю связь между предыдущим и последующим отрезками текста.

Белавин Игорь Песни   18.11.2016 21:03     Заявить о нарушении
Извините, что вмешиваюсь, таки обратила внимание)
Думается, алгеброй поверять гармонию не всегда самое разумное решение.
"Горячий выдох солнца" обжигающий образ...
Всё просто - магия либо есть, либо нет.
С уважением,
Елена

Happy Lady   18.11.2016 23:19   Заявить о нарушении
Речь не идет о том, Елена
что "горячий выдох солнца"
заведомо проигрышный образ
в стихах, традиционных ли, свободных,
все равно существует единство формы и содержания
то есть, сам по себе любой образ ни плох ни хорош
он (образ) должен входить в систему других образов
в ситсему звукоритма или ритмографики
но давайте подождем автора...

Белавин Игорь Песни   18.11.2016 23:23   Заявить о нарушении
"Дар" Набокова - замечательно переиграл Рецензии на сборники русских символистов (1894-95 гг) Вл.Соловьева и одновременно Русские сказки Горького (Евстигнея Закивакина).. я о нем вспоминаю, когда нужен пример продвинутой прозы.
----
"выдох солнца" - опора, формирующая основу сразу нескольких тропов/циклических мостов.. неудовлетворенность есть, но в большей степени она связана с тем, что мне пока не удалось найти средств гармонично связывающих прозаическую миниатюру со стихом в идентичном текстовом материале.
----
отсюда, формальная задача (по данной миниатюре) - добиться равного звучания.. до меня этого никто не делал, поэтому сложно с чем то сравнивать, на что нить ориентироваться.. (пока в большей степени идет механическая отработка: для того чтобы понять нюансы, особенности такого сопряжения)
----
в свое время одна из работ Гаспарова подсказала что форма текста во многом определяет его содержание.. что по сути форма это оригинальное авторское переживание..
----
вопрос о вторичности: любой творческий порыв (даже самый неказистый) находится в границах "чистоты святого незнания" - исходя из этого - любой авторский образ первичен - аналогично - читательское восприятие.. и если образ не проигрывает уже существующему, то опять же он не вторичен (поэтому в таких случаях нужны примеры для сравнения)
----
верлибр (свободный стих) - в нем можно свободно отказываться от любых стихотворных норм, но не от всех сразу, хотя бы один признак должен оставаться.
--
любая речь/ текст имеет свою уникальную ритмическую графику - соответственно верлибр не исключение и место его ритмики где-то между прозой и стихом
--
определив этот ритмический сегмент будет легче перейти к особенностям смыслового их наполнения.. попробуйте привести пример верлибра - чтобы что ни строка - афоризм.. с меня будет контр-пример
--
пока прошу прощения - очень наспех

Аддис Абеба   21.11.2016 09:20   Заявить о нарушении
Квятковский рассматривает верлибр слишком широко
в сущности, в Вашей трактовке, то есть
и "Слово о полку Игореве", и фрагменты Лермонтова,
и экспериментальная проза Гельдерлина, Андрея Белого
и Крученых - все это верлибры
но возникает вопрос о качестве, о направлении
я даю такое определение (примерное)
это формация художественного текста, признаком которой
является структурно-оправданная расстановка синтагм, обеспечивающая их
взаимодействие и актуализацию ореольной семантики
как видите, признак звукоритма, характерный для традиционной поэзии
и, скажем, для стихов Гельдерлина, здесь не фигурирует
в ваших верлибрах типа t признак ритмизации главный, признак взаимодействия
синтагм - вторичный, это, с моей точки зрения, эксперимент,
удачный или неудачный сказать трудно, я этот тип верлибра воспринимаю плохо
а вот в другом примере, там где "листья искусаны ветром" признак ритма
не главный, а признак взаимодействия налицо
такое направление в верлибрах мне ближе
Бушко настаивает на афористичности верлибров, но это как посмотреть
вовсе не любой афоризм является верлибром
вовсе не любой верлибр состоит сплошь из афоризмов
хотя примеры, в частности, у Винокурова, подобрать можно
дело опять-таки в том, как взаимодействуют синтагмы текста
но формульность высказываний, как сестра афористичности, в верлибре есть
Гаспаров, с моей точки зрения, это Фоменко в литературоведении,
то есть человек умный и одаренный, но не обращавший внимание на нестыковки
в своих утверждения, его теория перевода абсурдна
и у него есть удачные наблюдения, но я бы относился к его статьям с большой
осторожностью, достаточно того, что Максим Амелин на основании ссылок на Гаспрарова записал в верлибристы дилетанта Собакина на том основании,
что у последнего александрийский стих уродлив до смешного
то, что вы склонны к экспериментам, само по себе нормально, вы пишете
"отсюда, формальная задача (по данной миниатюре) - добиться равного звучания.. до меня этого никто не делал, поэтому сложно с чем то сравнивать"
но не факт, что эксперимент стоит того, я в частности не люблю Хлебникова

"по сути форма это оригинальное авторское переживание..." само по себе верно,
но нынешние "актуальные художники", демонстрирующие писсуары и тексты из хлебного мякиша, уйдут в Лету и в помойку, а зачем старались?
я не говорю, что прав в отвержении концептуализма и прочих вещиц, ну заработали бабок, ну и ладушки, но если Пикассо гений, а Дали интересный эпатажник, то
нарисованный доллар просто попал в струю

----
"вопрос о вторичности: любой творческий порыв (даже самый неказистый) находится в границах "чистоты святого незнания" - исходя из этого - любой авторский образ первичен - аналогично - читательское восприятие.. и если образ не проигрывает уже существующему, то опять же он не вторичен (поэтому в таких случаях нужны примеры для сравнения)" если вторичность переросла в прием, то да, это интересно, но опять-таки мое отношение к актуальному искусству негативное
----
"верлибр (свободный стих) - в нем можно свободно отказываться от любых стихотворных норм, но не от всех сразу, хотя бы один признак должен оставаться"
штука в том, что направление задается этим самым признаком, вы пишете верлибры
в определенном стиле, как взаимосвязанные синтагмы, или как отдельные вспышки
образов, или как подобие дольника, это право автора, а право критика - критиковать автора или поддерживать, лишь бы кукушка не хвалила петуха зазря
--
"любая речь/ текст имеет свою уникальную ритмическую графику - соответственно верлибр не исключение и место его ритмики где-то между прозой и стихом" тоже верно, но уже упоминалось: важно что в направлении, в стиле является главным признаком, а что - вторичным, каков поп, такой и приход

очень интересный разговор получается
удачи!

Белавин Игорь Песни   21.11.2016 16:07   Заявить о нарушении
я (провинциально/для личного удобства) синтагмы привязал к ритмической основе, назвал - полиедом (полифонической единицей) и пользуюсь ей уже достаточно давно и свободно (практически в любом жанре)..
.
что хочу выделить и с чем я полностью согласен:
1. верлибр это - «взаимосвязанные синтагмы» // стихотворение это - «взаимосвязанные синтагмы» (полиеды – в первом случае имеющие различную ритмическую основу, во втором схожую) // прозаическая миниатюра - «(линейно и как правило единожды) взаимосвязанные синтагмы» (полиеды – имеющие различную ритмическую основу).
Экспериментирую с разными текстами, и моя классификация их предельна мне понятна и удобна, зависит от плотности текста (наличие синтагм//полиедов//опор взаимосвязь коих определяется циклическими мостами)
.
Я редко раскрываю стихотворные крипты (построенные на полиедах): например здесь: http://www.stihi.ru/2015/07/12/7911 как мне кажется достаточно наглядно.
.
И возможно будет полезно для продолжение разговора, две страницы Карена
http://www.stihi.ru/avtor/verslibre
http://www.stihi.ru/avtor/treum
или мини-верлибр от него можно двинуться в любую степь

Аддис Абеба   21.11.2016 16:51   Заявить о нарушении
Обязательно посмотрю ссылки
рад видеть вас на Рифме
быстрее публикуйте верлибры
мне интересны и сами тексты, и реакция "рифмлян"
люди там серьезные, и их взгляд на саму формацию
крайне мне и, думаю, Вам любопытен
Трифонова пишет классические верлибры
чистой воды структурные, без явной опоры на звукоритм
а вот Михаил Рубин своеобразные зонги с внутренней рифмовкой
тоже было бы интересно услышать Ваше мнение
удачи!

Белавин Игорь Песни   21.11.2016 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.