Цоб-цобе, или как я правил парой волов. Проза

    В далёком 1948 году моя мама и отчим, оба геологи,были направлены на изыскательные геологические работы по реке Дон, в Калачёвский район Сталинградской области. Обосновались в хуторе Большой Набатов.
Наша семья состояла из четырёх человек:- родители и двое детей-я, шестилетний мальчик и двухлетняя сестрёнка."Сняли" полдома у одного из местных хозяев и заселились.
    Хутор представлял собой большую деревню из 200-250  казачьих домов-куреней. Располагался он в долине речки "Голубая" при её впадении в Дон. Место было довольно-таки живописное, так как при обилии воды(две реки, озёра) выглядело, как небольшой оазис, в южной засушливой степной зоне. Здесь было множество садов, огородов, бахч, хлебных полей, во дворе почти каждого дома был колодец с водой.
(Кстати, хутор Большенабатовский, описан в рассказе писателя Бориса Петровича Екимова-"Глухомань".)
    Приехали мы в этот хутор в самом начале лета.
Здесь,вокруг хутора, в степи, многое ещё напоминало о нашествии фашистских полчищ, о минувшей войне, прокатившейся железным катком, по его полям и окрестностям. Тогда,в 1942-43 годах, на Дону шли ожесточённые бои с немецкими захватчиками, которые в 1943 году закончились здесь их окружением и полным разгромом. 
    Теперь же, в 1948 году, в степи, там и сям, ещё стояли подбитые, обгоревшие танки, в основном немецкие. В один такой танк на окраине хутора, мы-мальчишки,несмотря на некоторый страх, всё же отважно,хорохорясь друг перед другом, несколько раз залезали внутрь.
    По ночам в степи, поодаль от хутора, время от времени, громыхали взрывы и можно было видеть в небе не грозовые всполохи. Это взрывали, собранные по степи, мины и не разорвавшиеся снаряды. Местные жители говорили, что в степи можно было найти боевые гранаты, винтовки и другое оружие и кое-кто потихоньку занимался этим. Иногда такие сборщики оружия подрывались на минах и погибали.
Послевоенный хутор постепенно оживал и приходил в себя.
...Мой отчим руководил геолого-разведочной партией и часто отсутствовал дома по нескольку дней. Мама занималась обработкой, описанием найденных образцов разных геологических пород, которые рассматривала через микроскоп. Работала она, в основном, дома.
На её попечении были и мы-её дети.
...Стояла середина лета.  Я с ребятами-ровесниками целыми днями бегал, гонял по хутору. Мы иногда, потихоньку "заглядывали" в соседские сады и лакомились там, уже поспевшими, абрикосами и вишней, пробовали ещё зелёные кислые яблоки и вяжущие неспелые груши. По-правде говоря,большого урона садам от наших нашествий не причинялось и на нас никто не жаловался, и не ругался.
    Мне, до того времени, жителю города, всё было здесь в новинку и поэтому интересно.Чистый,напоенный кислородом воздух, опьянял и кружил голову. С упоением вдыхал я различные деревенские запахи и ароматы, доносившиеся с разных сторон.
Часто бегали купаться то на речку Голубая, то на реку Дон. Конечно, были "запреты" от мамы, но я их и не нарушал,т. е. купался у самого берега, где мелко.
 Дома я был только в обед и к ужину.Если кто читал книгу Василия Смирнова- "Открытие мира", то меня в то время можно было сравнить с главным героем этой книги-мальчиком Шуркой Соколовым. Я так же, как и он, открывал здесь для себя "свой мир"...
Хочу рассказать об одном, запомнившемся мне случае из той моей недолгой жизни в деревне, итак...
   Тот день начался для меня, как обычно: утро, завтрак, и я с разрешения мамы отпущен до обеда к ребятам-товарищам.
    Выйдя на улицу, я увидел стоящую около соседнего дома телегу-запряжённую двумя волами. У телеги стоял Егор-знакомый парень, лет пятнадцати. Он собирался куда-то ехать. Мне захотелось покататься на тележке с волами и я стал просить Егора, чтобы он взял меня с собой.-"А мать твоя не будет потом ругать меня за это",-спросил Егор. Я ответил, что до обеда меня никто не будет искать. "Тогда садись",-сказал Егор. Я обрадовался и быстро залез на телегу. Егор сел рядом, скомандовал волам:"Цоб-цобе", волы тронулись и мы поехали.Волы неторопливо, лениво и, как мне казалось, очень важно, шагали по дороге.Колёса старой телеги монотонно поскрипывали. Очень скоро мы выехали из хутора, дорога повернула направо и пошла по высокому правому берегу Дона.Мы ехали на бахчи, куда Егор что-то вёз. До бахч было километра два и через недолгое время мы доехали туда.
Егор что-то выгрузил из телеги и пошёл к шалашу.Из шалаша вышел мужчина с ружьём, который,вероятно, охранял бахчи. Они о чём-то поговорили недолгое время, после чего Егор вернулся к повозке, сел в неё, опять скомандовал волам:"Цоб-цобе", и волы так же важно зашагали обратно в сторону хутора. Глядя на Егора, который время от времени повторял волам команду "Цоб-цобе", я подумал, что оказывается очень просто управлять волами и я легко с этим бы справился.
Вот бы мне попробовать! Но попросить Егора дать мне поправить волами, я не решился. Между тем, теперь, высокий, обрывистый берег Дона был от нас справа, до него было метров пятьдесят, не более. Дорога шла параллельно берегу.
    Солнце поднималось всё выше и выше и сильно припекало. К тому же день был очень жаркий. Река манила к себе голубой гладью и прохладой.
    Где то на середине пути, Егор съехал с дороги поближе к берегу Дона и остановил волов в тени одиноко стоящего дерева с пышной кроной. Он сказал мне, что хочет пойти к реке, чтобы искупаться и освежиться, а меня оставил в повозке. Со словами:-"Я скоро вернусь", он быстро пошёл к реке и исчез за бровкой обрыва.
    Я остался один. И тут мне пришла в голову озорная мысль- что будет, если я скажу волам "Цоб-цобе"! Задумано-сделано.Я негромко детским голоском пропищал: "Цоб-цобе"!К моему удивлению волы тронулись и потихоньку пошли прямо вперёд.
 Я испугался, хотел остановить волов, но не знал, как это сделать.
На мои пискливые команды "Цоб-цобе", они по-прежнему шагали вперёд.
Представляю, как забавно,со-стороны, это выглядело:-пара огромных волов тянет пустую повозку вдоль обрывистого берега реки, а из-за высоких бортиков повозки выглядывает маленькая голова 6-летнего мальчика,который испуганным, писклявым голоском что-то кричит-командует волам.Но мне тогда было совсем не смешно...

    Вдруг впереди, прямо по ходу волов, я заметил глубокую расселину-овражек,так называемый "врез",который действительно, глубоко врезался в берег.Ширина этого овражка на пути волов, была метра три-четыре. Я понял, что если волы не свернут влево, в сторону от реки, то мы все, вместе с телегой кувыркнёмся в этот "врез". Я очень испугался, схватил в повозке длинную хворостину и, с криком "Цоб-цобе", начал нахлёстывать правого вола по правому боку, чтобы он повернул влево, подальше от берега... Но волы продолжали идти прямо и только прямо.
А в результате моих криков и нахлёстываний, они пошли только чуточку быстрее, по-прежнему не теряя своей "важности".Тут я бросил хворостину, перестал кричать и хотел уже выпрыгивать из телеги.
    Но волы, не дойдя метра два до овражка-"вреза", неожиданно вдруг сами остановились.Я хотел слезть с телеги, но сразу не смог, так как мои ноги меня, с испугу, не слушались. Наконец мне это удалось сделать. Тут я заметил подбегающего уже Егора. Он, по-видимому, видел все мои "художества", но не успел вовремя догнать телегу и тоже был напуган.
    Ругнувшись сначала, в сердцах, на меня матом,он затем спросил меня, как всё произошло, почему волы пошли. Пришлось ему всё рассказать.
Егор выслушал меня, а потом сказал, что я неправильно давал команды волам.
Оказывается команда "Цоб-цобе"- это команда сразу обоим волам,чтобы они шли прямо вперёд, что они и делали по моей такой вот команде.
 А чтобы волы поворачивали,команда даётся только одному из них. И каждый вол знает только свою команду и выполняет  только её.
 Всего три команды на движение.
 Первая: Цоб- цобе", это команда сразу обоим волам-правому и левому. Поэтому оба они начинают одновременно двигаться и идут прямо вперёд.
 Вторая: "Цоб", это команда только правому волу, он начинает двигаться и давить на левого вола, в результате чего повозка поворачивает влево.
 Третья: "Цобе", это команда только левому волу, он начинает двигаться и давить боком на правого вола, в результате чего повозка поворачивает вправо.
 "Цоб"-налево; Цобе"-направо; Цоб-цобе"-прямо. Всё очень просто. Надо просто не перепутать волов при их установке в упряжку под ярмо...
...Дома об этом происшествии, я маме тогда, конечно, ничего не рассказал, чтобы не волновать её и избежать какого нибудь наказания, или запрета на мою свободу...
Егор больше никогда меня с собой в поездки на волах не брал, хотя мог бы, ведь я больше бы так не оплошал,так как усвоил команды по управлению волами твёрдо и на всю жизнь! Хотя это мне больше никогда и нигде в жизни не потребовалось и не пригодилось...
                *       *       *       *       *

* Фото из Интернета-это окраина сегодняшнего хутора Большенабатовский и река Дон. Сегодня хутор почти совсем опустел.(Как и все соседние хутора на Дону)
Сейчас здесь осталось всего несколько десятков старожилов хутора, стариков, доживающих свой век...   


               
 
   


Рецензии
Какой интересный рассказ! Спасибо! Читала его с большим удовольствием, т.к. я с Дона! Спасибо!!! Л.

Людмила Помникова   04.06.2019 02:54     Заявить о нарушении
Очень приятно, что мой рассказ был для Вас интересен и понравился.
Благодарю за положительный отзыв!

С теплом и добрыми пожеланиями! А.К.

Александр Котиков   04.06.2019 09:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.