Виктор Попков. В соборе

Отчего столько щемящей просветленной грусти в наших просторах. Эта грусть живет как бы сама по себе. Не эта ли просветленная печаль отразилась в русских иконах. Не она ли, казалось бы, укрытая буднями, поднималась в душе русского мужика, не ее ли он пытался пропить в кабаке, будучи не в силах озарить светом. Возникала ли она от сопоставления человеком конечности своего земного бытия и вечности, или подступала от предчувствия крестного пути, уготованного русскому «народу-богоносцу», когда «душа скорбит смертельно», от русской Голгофы? Не этой ли грустью полны народные песни, полотна Левитана, стихи Рубцова, картины Виктора Попкова.
Виктор Попков - документалист русской души. Всё, каждая деталь свидетельствует о ней. Замираешь у его картин и смотришь, не в силах произнести слово. Он слишком проницателен. Ему удалось проникнуть до самой глубинной, всеобщей национальной печали, которая на всех одна, но каждый бережет и прячет ее по-особому, и нельзя от нее отказаться, и в ней вся правда о нас.

Если хочешь что-то сказать,
значит, еще не время,
время - смотреть и молчать,
чтоб выплакать это бремя.

Если слезы текут по щекам -
это живое слово,
души разрушенный храм,
глубинной печали основа.

Крыльями машет, скорбя,
Феникс-птица,
пытается вспомнить себя
и возродиться.

Рай на земле обещали
великие кукловоды
и на кресте распяли
душу народа.

Души разрушенный храм -
время погоста.
Свет веры во мраке хранить,
совсем не просто.

Истину облекли
красивою сказкой,
мертвой быть обрекли,
под романтичной маской.


Вещает экскурсовод
о помыслах светлых,
но не иссяк родник
слов заветных.

В соборе живой Христос
смотрит с распятья,
где отчужденные мы -
сестры и братья.


Яко воск пред лицем огня -
лозунгов ветхое слово,
Анисьи за всех нас хранят
веру в Христа живого.

Уходим и нам невдомек,
почему наши светятся лица,
лампадки горит огонек,
бьет крыльями Феникс-птица.
                12.04.2015.


Рецензии
Экскурсия в соборе видит живого Христа , глядящего с Распятья. Остро. Верю в истинность происходящего. И как же хранить свет веры... Спасибо, Валентина, за очередное дарение мысли и веры.

Третьяков Владимир 80   03.09.2016 21:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир! Типология сюжета Дева Мария и Святой Иоанн установилась в девятом веке.Иллюстрирует вверение еще живым Христом Девы Марии апостолу Иоанну. Начиная с эпохи Возрождения фигура Христа живого уступает место Христу умершему. Но Победивший смерть не может быть мертвым. Картина написана во время, когда храмы в лучшем случае были музеями, а христианство в лучшем случае - красивой мифологией.

Валентина Картишкина   30.09.2016 19:28   Заявить о нарушении