В Горном Алтае

Природа Горного Алтая действует исключительно оздоравливающе на душу и тело.
Недавно я там побывала .
     Поездка была насыщенной и приятной , подобралась весёлая компания .  Темп высокий. Трасса кое-где ужасная ,  каменистая. Пыль , поднятая встречными машинами,  заставляла всё время закрывать окна.   Но туристы - народ стойкий , и распевая песни , подпрыгивая на колдобинах, добрались- таки до места назначения.
      Сначала мы посетили ботанический сад,  наполненный диковинными растениями,  красивыми и оригинальными беседками. Колодец с холодной водой, небольшой бассейн, чайная, замок на склоне горы. В замке  живут владельцы этого сада. Мы в течение часа бегаем по саду, стараясь сфотографироваться в самых красивых местах, ибо их так много. А времени мало.
      Следующая остановка – Манжерок.
Меня удивили макеты домов  -  картонные стены с нарисованными окнами, которые закрывают строящиеся здания – никогда такого не видела. Аттракцион для детей « Полоса препятствий» поражает моё воображение, хочется полазить в каждом из придуманных секторов,( один из них очень сложный и на довольно большой высоте), я тихо завидую современным детям.
       В нашу туристическую программу входит прогулка над землёй по канатной дороге – медленный полет над вершинами деревьев. Почти колесо обозрения,только лучше. Я ужасно боюсь высоты, едва дышу, вцепилась в поручни, вниз стараюсь не смотреть, смотрю на вершины гор, и глубоко дышу, слушаю невинную болтавню соседок.
       По канатной дороге поднимаемся в место исполнения желаний.
  Мы на вершине горы – спрыгиваем с сидения – встречающий нас молодой человек начинает сильно раскачивать пустую подвесную скамейку – скучно ему , видимо. И вот мы в месте исполнения желаний . Любой посетитель может попросить для себя здоровья и благополучия у «Золотой бабы», загадать любое желание,  и духи  гор услышат вас и исполнят его.
      Рядом с «Золотой бабой» ещё какое-то божество, по видимому мужского пола,просматривается голова, овечья шкура,  чем-то напоминающее золотое руно, деревянный круг в районе солнечного сплетения. Здесь же продаются сувениры, обереги . Красивая, энергетически сильная девушка объясняет, как ими пользоваться, рассказывает много интересного про  руны, влияние луны,славянские обычаи, святые источники . Я загадываю желание, бросаю монетку и приобретаю оберег, к которому сама собою тянется моя рука.
      На обратном пути по канатной дороге  нам открывается потрясающий вид. Высота перестаёт меня сковывать , я фотографирую. Интересная семейка с годовалым ребёнком  попалась нам на встречу, этот ребёнок уж точно не будет бояться высоты.
        После высотной прогулки приезжаем на место дислокации – гостевые домики.Их четыре, посредине бассейн, беседка  для чаепития и объяснений в любви при луне, есть так же баня и летняя кухня. Расселяемся по номерам, отдыхаем, распаковываем вещи. В программе баня и шашлыки, а также сон в летнюю ночь. Русская баня с веничком и парной прекрасно снимает усталость, смывая дневной груз,распаривая  косточки. Ничего уже не хочется. А ещё спускаться вниз - там собралась вся честная кампания на шашлыки. Немного посидев со всеми, поднимаюсь к себе – мне нужно отдохнуть. Шумные разговоры и купание в бассейне продолжались почти всю ночь. Я же ограничилась вечерней прогулкой по окрестностям, душевной беседой с подругой.

Утро, часов пять. Солнечные лучики будят меня. Хочется умыться. Ни в номере, ни внизу ни одного умывальника. В бассейне вода с добавками.
  « А не спуститься ли мне к Катуни? Она очень близко», - я выхожу очень тихо за оградку. Сторожевой пес, лениво потянувшись, меня слегка облаял.Молодой алтаец(видимо здешний работник) посмотрел мне вслед, ничему не удивляясь. Я спускаюсь вниз , перехожу дорогу, ещё вниз по высокой траве. Утренняя роса намочила мне брюки, но я не сдаюсь.
       Вдруг – вода. Обхожу её, попадаю на небольшую полянку из трёх сосен, рву папоротник. Пути дальше нет, пока не поздно, надо поворачивать назад.  Небольшой ручеёк преграждает мне путь, тут меня осенило, я вспомнила об источниках. О них говорила та девушка, продающая обереги.
  Я собственно и хотела умыться. Плескалась  с удовольствием, никогда не чувствовала такую прохладу и чистоту , собрала красивые камушки и стала возвращаться назад . Пёс молча пропустил меня, ещё все спят. Чрезвычайно довольная утренней прогулкой,  и своими замечательными трофеями(!),  развешиваю одежду сушиться и ложусь спать до общей побудки.
      Подъём. Завтрак. Я уплетаю немного вчерашнего шашлыка и другое весьма избирательно , пища воспринимается как-то по особенному, приходит в голову слово   « прана».  Предварительный сбор-упаковывание  сумок. После предполагается отъезд.
      Объявляется экскурсия на водопад пешими и конными, в смысле на катерах вверх по реке. Можно также пройти по мосту и подниматься пешком часа полтора. Отряд во главе с шофёром и Марией Сергевной(организатором всей поездки)выдвигается часиков в десять утра на пристань, откуда кампания молодых людей за сумму малую перевозит туристов  на водопад.
       «Речной вокзал». Мария Сергеевна не находит общего языка с главным перевозчиком. Молодые люди решили пошутить: «За триста в один конец». Марь Сергевна восприняла как попытку удвоить цену, торгуется, разворачивает команду на мост: « Мы с вами не поедем.» Вся группа решительно разворачиваеся и уходит. На полпути девушка-перевозчик догоняет нас – они согласны. Теперь не согласны мы . Шофёр Юрий Дмитрич, жалея наши ноги, разворачивается и уводит половину более сговорчивого народа. Возникает дискуссия ,  возвращаться или нет. Желающих идти через мост остаётся двое – супружеская пара. Испросив разрешения и узнав о времени (полтора-два часа) у Юрия Дмитрича, они исчезают.
Мария Сергеевна продолжает ругаться с перевозчиками, отказывается платить, пока её не привезут обратно. Обаятельному молодому человеку едва удаётся её убедить, что они дорожат своей репутацией и  так не поступят. Мы надеваем спасательные жилеты и усаживаемся в два катера. Брызги и ветер в лицо. Десять минут,  и мы на том берегу.
       Поднимаемся к водопаду . Нашему вниманию предстает поляна,залитая солнечным светом, на ней чайная , весёлый хозяин чайной разговаривает с нашим шофёром. Фотоателье, один раз в году «Фото с медведем»! для туристов.
       Меня не оставляет ощущение, что  я попала туда , куда хотела всю жизнь: густой сосновый воздух, солнечное тепло. Жить бы здесь вечно, не нужно ни еды ни воды. Какие-то люди стучат молоточками, что- то строят. «Можно я вас сфотографирую?»  - пытаюсь поговорить с местным населением.«А Вы не шпионка?»- шутят они.  Всё , я отказываюсь возвращаться. Остаюсь, здесь жить,  решено.
Соседки зовут к водопаду,уступаю настойчивым просьбам: действительно, водопад-то надо бы посмотреть. Начинается фотосессия среди брызг и камней. Пируэт на камушке. Стена с надписями.Вид водопада издалека, вид близко. Ура!
       Но время как всегда поджимает, с огромной неохотой возвращаюсь к катерам, оцениваю шутку перевозчиков про  триста в один конец. Я согласна в один конец. Эдем да и только.Воздух насыщен праной. Можно спать под открытым небом и никуда не торопиться. Чудненько.
       Но туристическая солидарность и гражданский долг не позволяет мне подвести людей. Ведь на них за меня ответственность. Да и из дома звонили, это возвращает меня с небес к реальной действительности, но не сразу . Я ещё долго буду сидеть на пристани, не в силах двинуться, обдумывая свои ощущения, пока другие выбирают сувениры и фотографируются.
Идем к гостевому домику. Моя подруга Лена отстала, всё ещё выбирает покупку, я бегу, зову её.Она догоняет честную кампанию, теперь отстала я. Всерьёз обдумываю возможность остаться, захожу в небольшой магазинчик, покупаю шоколадку, оказывается пластиковые карты и здесь обслуживаются. Это хорошо.
Выныриваю, везде надписи: «Сдаю дом», «Продаю участок», голова сама собою поворачивается налево и направо, но мне уже машут и грозят кулаком, Лена  теперь бежит за мной, догоняю всех, получаю втык от Марии Сергевны.
     Собираем наши сумки окончательно. Надеваем юбки и платки, следующий пункт назначения – «Патнос» - небольшая часовня на скале. Спускаемся к маршрутке- все в сборе ? Нет, пропала супружеская пара. Ушли и не вернулись. Я шучу, видно, решили остаться и домик выбирают себе.
      Марь Сергевна  начинает ругаться, у неё не записан номер их сотового телефона. Время ехать, а их нет,  и с ними нет связи. Шутки здешнего края. Шофер звонит кому-то  из  знакомых. Сообщает о пропаже, чтоб помогли добраться, если вдруг они объявятся.
      В это время  появляются супруги счастливые и довольные, рассказывают, как они поднимались к святому источнику. Все отрицательные разговоры прекращаются.
Итак - в  "Патмос".
Итак – «Патмос». Немного истории:
 "Патмос", скала на Катуни, получила своё название в честь одноименного греческого острова, где когда-то молился святой апостол Иоанн Богослов - тот самый, который написал последнюю книгу Нового Завета - "Апокалипсис". Как гласят местные легенды, с середины XIX века на катунском острове искали уединения монахи, соорудившие там небольшую келью. В том числе и Иоанн, мирское имя которого забыто.
  С островом связано предание, что евангелисту Иоанну Богослову в ниспосланном видении пригрезились два храма, словно парящие над водой, один - в Средиземном море, другой - далеко от него, в алтайской глубинке. Любопытно, что название острова - Патмос - в Средиземноморье и на Алтае совпадает.
Остров Патмос на Катуни - небольшой каменный остров, до которого добраться ранее можно было только на лодке по бурным водам.
Первый Чемальский храм был построен трудами иеромонаха Иоанна в 1849 году во имя святого апостола - евангелиста Иоанна Богослова . С постройкой храма здесь основывается Чемальский стан Алтайской духовной миссии.
Около  храма на отвесной  скале,  скульптором Фелофеей  высечен лик Божьей Матери с младенцем. Он просматривается издалека.  Оригинальное произведение искусства привлекает туристов, ведь не часто можно такое увидеть.
  Слева от тропы мы наблюдали икону с библейским сюжетом поклонения волхвов младенцу — Исусу Христу в Вифлеемской пещере, которая изготовлена в нише одной из окрестных скал.
  В 1920-е годы храм и мост на остров были полностью уничтожены.
Существует легенда, по которой виновен в пожаре художник, восхитившийся чрезвычайно своим творением. Он захотел, чтобы существовала только его прекрасная картина, а прототип был уничтожен, и поджег храм.
  И только через 80 лет православные святыни были восстановлены приехавшими из Москвы в село Чемал миссионерами Павловым Виктором Николаевичем с супругой. Сначала был построен подвесной мост на остров Патмос через реку Катунь, а к весне 2000 года возрожден Храм Иоанна Богослова (точная копия первого старого деревянного храма). 10 января 2001 года храм освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием во имя апостола Иоанна Богослова и передан Барнаульскому Знаменскому женскому монастырю...
В настоящий момент храм Иоанна Богослова на острове Патмос является действующим женским скитом, там проводятся службы.
   Храм доступен для посещения всеми желающими. Пройти на остров можно по подвесному мосту над Катунью, чтобы не перегружать мост, проходят не более шести человек. Перед спуском на мост на щите надпись: посещать храм в приличной одежде, женщинам в юбке и с покрытой головой. Но большинство туристов эту надпись игнорируют и идут кто в чем,  в майках, шортах, бриджах.
Наша группа отнеслась к требованиям церкви с уважением, почти все надели юбки, некоторые повязали палантины на пояс.
Заняли очередь. Очередь необыкновенно культурная, никто не толкается, нет ругани и желающих опередить другого, отношение друг к другу братское, любого можно попросить сфотографировать, тебя поймут и помогут.
Мост шатается, я смотрю прямо перед собой. Сердце замирает, иду.
Небольшое помещение, иконы, как в любом другом храме, одна редкая, я такую не видела никогда(Иисус изображен со следами от гвоздей, заклеенными пластырем). О здешней  иконе Божьей Матери рассказывают легенды : монахини наблюдали , как она плакала. Её вытирают, а капельки влаги появляются снова и снова, это называется мироточит.
Говорят также, что именно в этом месте Бог лучше слышит ваши молитвы.
Я поставила свечи. Помолилась за родных и близких, об их здоровье и благополучии.
Выйдя из храма, попросила случайно оказавшихся рядом мужчину и женщину сфотографировать меня.
Назад по мосту и верх к машине. Олень с фотографом зарабатывают по-своему. Самостоятельный молодой человек лет двенадцати с рюкзачком за спиной без родителей продвигается вниз, к Патмосу. Если и есть рай на земле, то это здесь.
Ждём возле маршрутки всех, и к последнем пункту назначения – озеро Ая.

Рада, что Вы забрели ко мне,
а я в ответ полюбопытствовала.
Теперь почти счастлива после прочтения
ваших путевых заметок по горному Алтаю.
В молодые годы меня забросила судьба в Барнаул
/по распределению после окончания ин-та/.
Но попутешествовать по славным горам не пришлось.
Спасибо за рассказ. Рада знакомству.

Майя Барахова   07.11.2016 09:59     Заявить о нарушении
Взаимно рада знакомству. Благодарю за отклик.

Яна Никишина   09.11.2016 10:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.