Можно ли бросить музыку?

Записки педагога.

 За 36 лет преподавания фортепиано в музыкальной школе приходилось сталкиваться с  разными ситуациями, в которых, как правило, участвовали ученик, его родители, учитель и сама Жизнь. Вот одна из таких историй.

Андрюша учился у меня в классе игре на фортепиано. С семи до одиннадцати лет дела шли хорошо. Надо отметить, что в музыкальных школах на фортепиано редко учатся мальчики. Чаще они выбирают духовые инструменты, труба, кларнет, саксофон привлекают их больше.
До 4-го класса Андрей с интересом учился и хорошо сдавал экзамены. А закончив 4-й класс, он неожиданно заявил маме, что не хочет больше заниматься на фортепиано, хотя любит музыку и мои уроки.

Его встревоженная мама пришла ко мне со слезами на глазах и рассказала  чем её расстроил сын. «Как же так? И вы, и мы, родители, столько труда в него вложили!». Она вспоминала о том, как присутствовала на моих уроках в первом классе, стараясь запомнить всё, что  говорилось Андрею во время уроков, чтобы потом помогать ему в выполнении домашних заданий. Вспомнила мама и о том, как сын сдавал первый экзамен по фортепиано и получил первую пятёрку. Как он был счастлив тогда!
С каким восторгом он говорил после урока фортепиано, что учительница сыграла ему красивую пьесу, и что он будет её играть на следующем экзамене. После каждого урока он приходил и рассказывал, что нового он узнал о музыкальных тайнах: как правильно извлекать на фортепиано певучие звуки, как сыграть аккорд так, чтобы он звучал глубоко, а не шлёпался, как блин на клавиатуру и многое другое. Сколько светлых дней прожила вся семья Андрея, пока он учился в музыкальной школе, как радовалась его бабушка, что внук хорошо учится и получает отличные оценки. И теперь он заявил, что хочет бросить музыку…
Выслушав расстроенную маму, я сказала ей, что бывают такие случаи, когда дети чувствуют, что программа обучения усложняется и придётся больше заниматься на инструменте. Не все к этому готовы. В добавок, друзья мальчишки постоянно зудят: «Да брось ты эту музыку, лучше пошли в футбол погоняем!». Тогда же я добавила, что музыку нельзя бросить, она вечна, а вот остаться без музыки можно очень быстро, несмотря на затраченные усилия, время и средства.  Я предупредила Нину Александровну, что выросший Андрей может упрекнуть родителей за то, что они не настояли на продолжении его учёбы. Ещё об одном моменте, пришлось напомнить маме своего ученика - что человек, который не доводит дело до конца, может стать таким в течении всей своей жизни. Родители должны помнить об этом. На сбор класса 1 сентября Андрей не пришёл.
Прошло несколько лет, и однажды мы встретились с мамой Андрея на улице, и взаимно обрадовались встрече. Я спросила как дела у Андрея, и узнала, что после девятого класса он поступил в кинотехникум, слушает много разной музыки, и очень жалеет, что не закончил музыкальную школу. Однажды она услышала от него упрёк в том, что он был глупый, а она позволили ему бросить занятия в музыкальной школе. Маме  было очень горько услышать это от сына и . Они поняла, что не сдала один из своих родительских экзаменов жизни.
Эта ситуация подтвердила мои наблюдения: ребёнок должен уметь преодолевать сначала не большие, а затем нарастающие трудности. Так выковывается характер маленького человека, крепнет воля к победе над ленью. Не важно, чем занимается ребёнок – хореографией, народными танцами, изучением языка, музыкой или спортом, но ему нужно учиться делать это хорошо и доводить начатое до завершения.

© Зоя Николаевна Боровик, Ростов-на-Дону, преподаватель музыкальной школы по классу фортепиано.

С сайта "Детки-Лучики", раздел "Ваш опыт"

 

 


Рецензии