И зачем я её впустила... страсть

Что же было за наваждение...
Я сама про себя не знала,
Что не справлюсь с самогорением...
Я горела и не сгорала...

Говорю: приходила давеча...
Я узнала её.. Ну что же:
Интриганка, однако, та ещё.
И на жизнь... и на смерть похожа.

И придумала ветру игрище...
Напоила цыганской волей,
Ворвалась и в любви святилище...
Опьянев от свободы, что ли?

Природнилась до самых кончиков.
Стала трепетно тонкой кожей.
Как же сердце то неуклончиво!!!
Помоги не сломаться, Боже!

Кастаньетами ритму вторила...
И мостки до надежд мостила.
Только глянула - я не спорила...
И зачем я её впустила?

26.05.2008

Краткий анализ стихотворения
Тема. Внутренний конфликт лирической героини, переживающей сильное эмоциональное потрясение. В тексте переплетаются мотивы саморазрушения («самогорение»), роковой страсти, свободы и страха перед утратой контроля над собой.
Основная мысль. Лирическая героиня осознаёт разрушительную силу переживаемых чувств, но не в силах им противостоять; она ищет опоры («Помоги не сломаться, Боже!») перед лицом всепоглощающей страсти.
Композиция. Стихотворение состоит из 5 строф (всего 20 строк). Композиционно можно выделить:
зачин;исповедь (1;я строфа): признание внутренней неспособности справиться с переживанием;
развитие образа «интриганки» (2;я строфа): характеристика силы, вторгающейся в жизнь героини;
кульминация (3–4;я строфы): описание всепоглощающего воздействия страсти («природнилась до самых кончиков», «опьянев от свободы»);
финальный вопрос;сомнение (5;я строфа): рефлексия о последствиях принятого решения («И зачем я её впустила?»).
Тип речи. Лирическое размышление с элементами повествования (чередование исповедальных признаний и образных описаний).
Стиль речи. Художественный (поэтический), с яркой эмоциональной окраской, метафоричностью и синтаксической экспрессией.
Средства связи предложений:
лексические повторы («горела», «сгорала»; «приходила», «природнилась»);
местоимения («её», «я»);
синтаксический параллелизм («Говорю: приходила давеча…», «И придумала ветру игрище…»);
анафоры и повторы в строках («И придумала…», «И на жизнь… и на смерть…»).
Средства выразительности:
метафоры: «самогорение», «горела и не сгорала», «природнилась до самых кончиков»;
оксюморон: «на жизнь… и на смерть похожа»;
эпитеты: «цыганской волей», «трепетно тонкой кожей»;
сравнения (имплицитные): сопоставление страсти с огнём, ветром, цыганской вольницей;
восклицания и риторические вопросы: «Как же сердце то неуклончиво!!!», «И зачем я её впустила?»;
инверсия: «Интриганка, однако, та ещё», «Напоила цыганской волей»;
звукопись: аллитерации на «р», «л», «н» создают ощущение вихря, волнения («ворвалась», «опьянев», «ритму вторила»).
Общий тон — напряжённый, исповедальный, с нарастающей тревогой и финальным сомнением. Стихотворение передаёт динамику переживания: от признания бессилия — через погружение в страсть — к вопрошанию о смысле сделанного выбора.


Рецензии