Дождик

Хлопает в ладоши ветру мокрая листва.
Дождик заполошный затекает в рукава.
Он зовёт с собою, прижимаясь всё тесней.
Сердце беспокоит стуком память прошлых дней.

Школьные тетрадки позабыты где-то... Жаль.
Жизнь играет в прятки, уводя событья вдаль.
Кажется, что слишком рано юность унеслась...
Я ещё мальчишка...  Годы, поослабьте власть.

Бантики, косички, чёлка и глаза-пожар...
Рядом в  электричке мы сидели не дыша.
И прогулка в парке под таким же вот дождём.
Поцелуй под аркой дома, где теперь живём.

2008

Краткий анализ стихотворения
Тема. Воспоминания о юности и первой любви на фоне осеннего дождя; тоска по ушедшим временам.
Основная мысль. Быстротечность молодости и сила памяти: несмотря на бег времени, яркие моменты прошлого (первая любовь, школьные годы) остаются живыми в сердце лирического героя.
Тип речи. Лирическое повествование с элементами описания (природы, образов прошлого).
Стиль речи. Художественный (поэтический), с яркой эмоциональной окраской.
Композиция. Трёхчастная:
1;я строфа — пейзажная зарисовка (дождь, мокрая листва), задающая меланхолическое настроение;
2;я строфа — рефлексия о ушедшей юности, сожаление о забытых школьных тетрадках;
3;я строфа — конкретные воспоминания о первой любви (образ девушки, поездка в электричке, прогулка под дождём, поцелуй).
Средства связи предложений:
лексические повторы («дождик», «дождь»);
местоимения («он» — о дожде);
синтаксический параллелизм («Хлопает…», «Дождик…», «Он зовёт…»);
тематическое единство (мотивы дождя, памяти, юности).
Средства выразительности:
олицетворение: «хлопает в ладоши ветру мокрая листва», «дождик зовёт с собою»;
эпитеты: «заполошный дождик», «глаза;пожар»;
метафоры: «сердце беспокоит стуком память прошлых дней», «жизнь играет в прятки»;
сравнительный образ: «глаза;пожар» (скрытое сравнение с огнём);
риторическое обращение/восклицание: «Годы, поослабьте власть»;
звукопись: аллитерации на «з», «с», «ш» передают шуршание листвы и шум дождя.
Размер и рифма. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (АБАБ). Рифмы преимущественно женские, с чередованием точных и неточных.
Итог: стихотворение создаёт ностальгическое настроение через сочетание пейзажных образов и личных воспоминаний. Ключевой приём — противопоставление неумолимого течения времени и живой памяти, сохраняющей мгновения счастья.


Рецензии