Мессия
Вряд ли землёю приемлем.
Коли в глаза смотрит волк,
Ярость вгрызается в землю
Сколько Мессий не дошло
До искупления земного?
Крест налагать на чело -
В этом благого не много...
Лбы от ударов трещат...
Пол - словно лобное место.
Баре - разводят барчат,
Учат их фразам и жестам.
Всё неизменно грешнО...
Мир опостылел крещенью.
Нет от Мессии давно
Вести о новом прощенье.
08.07.2016
Краткий анализ стихотворения
Тема:
Духовный кризис, разочарование в религиозных и социальных институтах.
Противостояние между высшими идеалами («высшее знание», «Мессия») и земной реальностью.
Критика социальной иерархии и лицемерия («Баре;—;разводят барчат…»).
Основная мысль:
Земной мир не способен принять высшие истины; попытки их навязать (через «крест на чело») не приносят блага.
Общество застыло в грехе и формализме, а надежды на искупление («новое прощенье») утрачены.
Композиция:
4 строфы, каждая — отдельный смысловой блок:
1;я: конфликт высшего знания и земной реальности;
2;я: вопрос о несостоявшихся мессиях и тщетности ритуалов;
3;я: образ социального лицемерия (воспитание барчат);
4;я: итог — мир «опостылел крещенью», нет вестей от Мессии.
Кольцевой мотив безысходности: от «высшего знания» к «нет… нового прощенья».
Тип речи:
Философское лирическое рассуждение с элементами обличения.
Стиль речи:
Художественный, с чертами публицистической экспрессии.
Смешение высокой (церковно;славянской: «чело», «крещенье») и разговорной лексики («барчат», «трещат»).
Средства связи:
Анафоры и параллелизмы («Коли…», «Всё…»);
Риторические вопросы («Сколько Мессий не дошло…»);
Лексические повторы («Мессия», «крест», «грешнО»);
Контрасты («высшее знание»;—;«земля», «благое»;—;«не много»).
Средства выразительности:
Метафоры: «ярость вгрызается в землю», «пол;—;словно лобное место»;
Олицетворение: «мир опостылел крещенью»;
Эпитет: «неизменно грешнО»;
Символика: крест, лобное место, Мессия — как знаки религиозной и социальной системы;
Инверсия: «Лбы от ударов трещат…», усиливающая драматизм;
Аллитерация: звуки [р], [г], [щ] в строке «Ярость вгрызается в землю» передают агрессию.
Общий тон: пессимистичный, обличительный. Автор подчёркивает разрыв между духовными идеалами и реальностью, где ритуалы и сословные нормы лишь маскируют глубинную греховность мира.
Свидетельство о публикации №116070903905