Было - не было
Всё уже давным-давно прошло.
Отошли обиды, и укоры,
И добро, и пакостное зло.
Ворошить давай не будем тени.
Только, знаешь, мне всё чаще боль
Память высыпает на колени,
И в глаза зачем-то сыплет соль.
Кажется, что всё ещё трепещет
Сердце, рядом с прожитым "вчера".
Ночь зажгла в окне небесном свечи,
И терзает мысли до утра.
В тесной, одиночества каморке
Слышен стон безудержной тоски.
Не могу почувствовать восторга
Ныне, без тепла твоей руки.
2007
Краткий анализ стихотворения
Тема текста
Стихотворение посвящено переживанию ушедшей любви и болезненным воспоминаниям о прошлом. Лирический герой осмысляет завершённые отношения, испытывая тоску и душевную боль.
Основная мысль (идея)
Несмотря на то что прошлое невозможно вернуть («всё уже давным;давно прошло»), воспоминания продолжают ранить и не отпускают героя. Главная идея — неизбывность эмоциональной памяти и одиночество после утраты любви.
Композиция
Четыре строфы, выстраивающие последовательную эмоциональную динамику:
1;я строфа: констатация завершённости прошлого, попытка примириться с этим;
2;я строфа: вторжение боли воспоминаний, образ «соли в глазах» как метафора неутихающей раны;
3;я строфа: ощущение живого присутствия прошлого («сердце… рядом с прожитым „вчера“»), бессонница и мучительные раздумья;
4;я строфа: кульминация одиночества и тоска по утраченному теплу («без тепла твоей руки»).
Тип речи
Лирическое рассуждение с элементами описания (внутреннего состояния, ночных образов).
Стиль речи
Художественный, поэтический. Характерны эмоциональная насыщенность, метафоричность, интимность высказывания.
Средства связи предложений
лексические повторы («прошло», «память», «ночь», «одиночества»);
местоимения и притяжательные формы («мне», «твоей»);
синтаксический параллелизм и анафорические элементы;
семантические связи через образы боли и пустоты.
Средства выразительности
метафоры: «память высыпает на колени», «сыплет соль в глаза», «ночь зажгла… свечи», «стон безудержной тоски»;
эпитеты: «пакостное зло», «тесная каморка», «безудержная тоска»;
олицетворение: «ночь зажгла», «память высыпает»;
антитеза: «добро» vs «пакостное зло»;
гипербола/экспрессия: «терзает мысли до утра», «стон безудержной тоски»;
символика: ночь, свечи, соль, пустота каморки — образы одиночества и боли;
инверсия: «Ворошить давай не будем тени», «Кажется, что всё ещё трепещет / Сердце…»;
риторические акценты: разговорная интонация («Только, знаешь…»), усиливающая исповедальный характер текста.
Общий тон: меланхолический, исповедальный. Стихотворение строится на контрасте между попыткой примирения с прошлым и неугасающей болью воспоминаний.
Свидетельство о публикации №116070903751