Перунов день!

В славянский праздник, о Перун!
Сложу слова в стихи из рун!
Я князь, а где ж моя княжна?
В любви победа мне нужна!
Девицу окачу водою,
Пусть станет мне она женою!
На тризне выиграл я свой бой.
Хочу я жизнь связать с тобой!
Ведь для меня ты не забава.
Пускай тобой свершится страва,
Погибну если невзначай,
Меня как война поминай!
А за труды мои в награду,
Тело моё отправь на краду!
И пусть продолжит мой зачин
Победной песнею наш сын!

Историческая справка из интернетисточников:

ЗАЧИН - традиционное начало сказки, былины, песни.
Во время зачина воины совершают торжественное шествие с песней. После славлений Перуну, воины приступают к освящению оружия: на щиты, положенные перед капищем, кладут мечи, топоры, копья, ножи, булавы и другое холодное оружие. В жертву приносится бык. На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец мажет кровью чело каждого воина, после чего те надевают на голову красные повязки. Над жертвенным огнем освящаются воинские обереги. После зачина начинается обрядовый бой (Перун побеждает Велеса и возвращает стадо небесных коров). По окончании боя воины несут ладью с дарами и ставят на краду (погребальный костёр), которую поджигает старейшина.
ТРИЗНА - заключительная часть погребального обряда у древних славян, сопровождавшаяся военными играми, состязаниями, а также поминальным пиршеством.
После того, как костер прогорит, воины насыпают над пеплом могилу и начинают тризну (обрядовые бои на могиле).
СТРАВА (ж. польск., зап. пск., южн. орл., новорос.) - пища, еда, кушанье, яство, блюдо, особ. жидкое, похлебка, варево.
Затем совершается страва, на которой поминают всех павших славянских воинов. Обрядовая еда: говядина, дичь, курятина, каши. Из напитков: мед, красное вино, пиво, квас.
В этот день отдают предпочтение воинским утехам, но не забывают о делах любовных. Волхвы советуют провести ночь после праздника с женщиной. Плох тот воин, который одерживает победы только над врагом. С Перуном был также связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы — обливании водой специально выбранной женщины.
С появлением христианства функции Перуна были перенесены на христианского святого Илью Пророка, в образе которого явно появились черты Перуна — бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице, и который, по сути, просто сменил имя, оставшись тем же почитаемым божеством.
ПЕРУН (др.-рус. Перунъ, укр. Перун, белор. Пярун, польск. Piorun)— бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Славянская этимология имени Перун достаточно очевидна, происходит от глагола perti, pьrq  - «ударять, бить» (ср. рус. переть, болг. пера, перем «бью, колочу») и суффикса деятеля -unъ. Многие исследователи сопоставляют имя Перуна с именами Громовержца (и прочих богов) у других индоевропопейских народов — с лит. Perkunas, латыш.Perkons, др.-инд. Parjanya. Данные слова восходят к одному и тому же корню per, однако имя Громовержца балтов и индоариев имеет ещё и суффикс -k-, которого нет в славянском Perunъ. Праиндоевропейское название дуба — perk u-, ведь дуб является священным деревом Громовержца. Помимо дуба, имя Громовержца в индоевропейской перспективе сравнивают ещё и с названием возвышенности – готск. fairguni «гора», хетт. perunas «скала», др-инд. parvata- «гора».
Первые сведения о Перуне с упоминанием его имени появляются в «Повести временных лет»» (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись» — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала века,составленный в Киеве). Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом. Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с лета 6360 (852 год). В частности, клятвы Перуном содержатся в договорах Руси с византийцами, заключённых после походов в 907, 945 и 971 годах. Фрагмент договора 945 года:
«И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… то некрещёные да не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в загробной.»
Перун упоминается в летописном рассказе о так называемой «языческой реформе» князя Владимира Святославовича, когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств:
«И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла, и Мокошь.»
В связи с решением князя крестить Русь, и в Киеве, и в Новгороде идолы Перуна были свержены и «изгнаны». В Новгороде это произошло так:
«В год 6497 (989). Крестился Владимир и вся земля Русская. И поставили в Киеве митрополита, а в Новгороде— архиепископа… И пришёл в Новгород архиепископ Аким Корсунянин, и разрушил капища, идол Перуна посёк и велел его волочить к Волхову. Обвязали его верёвками, и поволокли по грязи, избивая палками. И заповедал никому нигде его не принимать.»
Таким образом, Перун в произведениях древнерусских книжников превращается в демона, поверженного в момент крещения Руси. Это совершенно неудивительно, поскольку весь пафос церковных поучений был направлен против языческих пережитков (народных традиций). Однако в народной религии образ Громовержца не исчез, а сохранялся вплоть до последнего времени.
Руны - гипотетическая азбука древних славян.

Перунов день по славянским источникам «Громовое свято» это период из нескольких дней (perunica.ru: дождливыми и громовыми слыли и 19 июля - Мокриды, и 22 июля -Мария Магдалина, и 24 июля -Борис и Глеб, Паликопна, и 27 июля - Палий, поэтому, лучшее время проведения праздника – четверг в последней декаде июля), или 2 августа  по  современному календарю на Ильин день, считавшийся одним из важнейших праздников года на Руси. В этот день чествовали пророка Илию (жившего в Израильском царстве в 9 веке до нашей эры и будучи ревностным поборником иудаизма обличал идолопоклонство), который по приданию был взят на Небо живым («вдруг явились колесница огненная и кони огненные» и увезли пророка) и так святой получил в народе прозвище Илья Громовержец: говорили, что именно он, проносясь по небу в огненной колеснице и стараясь поразить нечистого змия, пускает громы и молнии. Ежегодно 2 августа отмечается славная дата - День рождения «крылатой пехоты», «голубых беретов» Воздушно-десантных войск (День ВДВ), живущих по принципу: «Никто, кроме нас!».© Calend.ru

Картина К.Васильева? из интернета


Рецензии
Спасибо, Андрей, за интересный, познавательный экскурс в нашу славянскую историю. Мне всегда интересно читать все, связанное с историей.
Поклон.

Нина Боженина   02.08.2021 15:17     Заявить о нарушении
БлагоДарю!

Андрей Пущинский   03.08.2021 09:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.