Пир Любви
Война глядит из-под полы измены,
И обе не гнушаются на пир
Любви явиться с припасённой меной.
И гроб бездушья - заколочен злом
Неверия в простое пониманье,
Что выбор наш оплачен поделом
Заслугой, а не тяжким наказаньем.
Никто не заставляет нас дышать
Ни глубоко добром, ни мелко - злобой...
И лишь одна безвинная душа,
Рождёна коронованной особой
На право принимать войну иль мир
В священные пенаты жизни тела.
А на затеянный любовью пир
И та, и тот заходят то и дело.
2007
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Противостояние добра и зла, выбор человека между войной и миром, осмысление цены личных решений. В центре — диалектика любви и измены, веры и бездушия, свободы воли и предопределённости.
2. Основная идея (мысль)
Человек свободен в выборе между добром и злом, миром и войной; этот выбор определяет судьбу и имеет нравственную цену. Любовь и вера способны преодолеть измену и бездушие, но решение всегда остаётся за личностью.
3. Композиция
Первая часть (4 строки) ; образ небесного мира, наблюдающего за «суетой», и войны, скрывающейся за изменой; мотив «пира» как испытания.
Вторая часть (4 строки) ; метафора «гроба бездушья», закованного злом неверия; утверждение, что выбор оплачивается «поделом» (заслугой, а не наказанием).
Третья часть (4 строки) ; акцент на свободе дыхания (метафора свободы воли): никто принуждает к добру или злу.
Четвёртая часть (4 строки) ; образ «безвинной души», «коронованной особой», имеющей право выбирать между войной и миром; финальный мотив «пира любви», куда заходят «и та, и тот».
Всего: 16 строк, 4 смысловых блока с перекличкой образов (пир, выбор, душа, война/мир).
4. Тип речи
Лирическое рассуждение с элементами символического повествования.
5. Стиль
Художественный, философско;поэтический. Высокая лексика, архаизмы («поделом», «пенаты»), метафоричность.
6. Средства связи предложений
лексические повторы: «пир», «выбор», «душа», «война/мир»;
синтаксический параллелизм: «Глядит…», «Война глядит…», «И обе…»;
анафора: «И…» в начале строк;
местоимения и контекстные синонимы: «их», «он», «та», «тот».
7. Средства выразительности
метафоры: «небесный мир глядит на суету», «война глядит из;под полы измены», «гроб бездушья — заколочен злом», «дыхание добра/зла», «безвинная душа… коронованная особая», «пир любви»;
олицетворения: «глядит небесный мир», «война глядит», «гроб бездушья»;
антитезы: «добро / зло», «война / мир», «заслуга / наказанье», «глубоко / мелко»;
символы: «пир» (испытание, соблазн), «гроб» (духовная смерть), «пенаты» (дом, жизнь);
архаизмы и книжная лексика: «поделом», «заколочен», «пенаты», «затеянный»;
инверсия: «Глядит на суету небесный мир», «И обе не гнушаются на пир…».
8. Ритмика и рифма
размер: четырёхстопный ямб (с вариациями);
рифмовка: перекрёстная (АБАБ) с чередованием мужских и женских рифм;
звукопись: аллитерации на «г», «р», «з», «л» создают напряжённый, «металлический» оттенок в темах войны и выбора.
9. Эмоциональная тональность
Серьёзная, созерцательно;тревожная, с оттенком трагического величия. Тональность колеблется между обречённостью («гроб бездушья») и утверждением свободы воли («никто не заставляет»).
10. Вывод
Стихотворение выстраивает сложную символическую систему, где личные выборы человека осмысляются как космические события. Через антитезы и метафоры автор подчёркивает: свобода воли — это и право, и ответственность; любовь и вера могут преобразить «пир» жизни, но исход зависит от самого человека.
Свидетельство о публикации №116070804578