Соловьи
Подлунное волненье охраняя,
Влюблённые до самого утра
Под cоловьиный звук мечты роняют
Ах! Соловьи... Под стонами Любви
Парящей на крыле над миром сонным,
Быть лучшими - не трудно.. соловьи -
Вы помогаете мечтать влюблённым.
Колоколами вторит за рекой
Волненью звук церковного напева...
И ты - Адам, а рядышком с тобой -
Прекрасная , божественная Ева...
2007
Краткий анализ стихотворения
Тема:
Волшебство ночной поры, когда природа и человеческие чувства сливаются в едином лирическом пространстве.
Любовь и романтическая мечтательность под звуки ночи (соловьи, церковные колокола).
Архетипический образ Адама и Евы как символ первозданной, идеальной любви.
Основная мысль:
Ночь — время, когда пробуждаются самые тонкие чувства, а природные звуки (пение соловья, звон колоколов) становятся аккомпанементом любовной мечты. Образы Адама и Евы подчёркивают вечность и божественную природу любви.
Композиция:
Стихотворение состоит из трёх строф, каждая — 4 строки.
1;я строфа: картина ночного дозора, влюблённые и соловьи как проводники мечты.
2;я строфа: усиление лирического накала через образ «стона Любви» и парящей птицы.
3;я строфа: выход к архетипическому образу Адама и Евы, соединение земного и сакрального.
Финал придаёт тексту вневременной, почти библейский оттенок.
Тип речи:
Лирическое описание с элементами повествования (динамика от ночной сцены к символическому обобщению).
Стиль:
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью. Черты:
романтизация природы и чувств,
использование высокой лексики («гонцы», «парящей»),
символические образы (соловьи, колокола, Адам и Ева).
Средства связи предложений:
Лексические повторы: «соловьи», «волнение».
Местоимения и контекстные замены: «вы» (о соловьях), «ты» и «рядышком с тобой».
Синтаксический параллелизм: «Когда стоят…», «И ты — Адам…».
Звуковые повторы (ассонансы и аллитерации) создают музыкальность.
Средства выразительности:
Метафоры: «подлунное волненье», «стонами Любви», «гонцы наступившей весны» (переносное значение).
Эпитеты: «сонный мир», «божественная Ева».
Сравнения: отсутствуют, но есть скрытое сопоставление влюблённых с Адамом и Евой.
Олицетворения: «соловьи… мечты роняют», «колокола… вторят».
Символы: соловьи (любовь, ночь), колокола (сакральное, вечность), Адам и Ева (первозданная любовь).
Восклицания и обращения: «Ах! Соловьи…», «И ты — Адам…» — усиливают эмоциональность.
Инверсия: «Когда стоят в дозоре вечера» — придаёт речи поэтическую необычность.
Звукопись: повторяющиеся гласные и сонорные («о», «л», «н») создают ощущение ночного шепота и пения.
Размер и рифма:
Стихотворный размер — преимущественно четырёхстопный ямб (с вариациями).
Рифмовка перекрёстная (АБАБ), рифмы в основном женские (с ударением на предпоследнем слоге).
Ритм плавный, напевный, соответствует ночной медитативной атмосфере.
Настроение:
Тихое восхищение, трепет, романтическая мечтательность.
Лёгкая ностальгия и ощущение вечности любви.
Итог:
Стихотворение создаёт целостный образ ночи как времени сокровенных чувств, где природа и человеческая душа звучат в унисон. Символика и музыкальность текста поднимают частную любовную сцену до уровня вневременного мифа.
Свидетельство о публикации №116070804140