Вечер вызрел
Будет чем попотчевать мечты.
Месяц с неба, как влюблённый мальчик,
Землю освещает с высоты.
Шалостью луча волнует воду
Полусном окутанной реки...
Звёзды осторожно ищут броду,
Издали совсем невелики.
Лиловеют облачные кудри
На челе царицы сладких снов.
А туман невинно-целомудрен
Бродит там, где был закат вишнёв.
Тишина ночная стала сетью
Для чуть слышных шорохов полей.
Только ветер не расстался с плетью,
Став от красоты ночной хмелей.
И земли дыханье греет паром
Расплескавшуюся темноту.
И постелены влюблённым парам
Травы, зная тайны немоту.
07.07.2016
Краткий анализ стихотворения
Тема: изображение вечерне;ночной природы, её таинственной красоты и одухотворённости.
Основная мысль: природа в сумерках предстаёт как живой, полный волшебства мир, где каждый элемент (месяц, звёзды, туман, ветер) наделён чувствами и действиями; эта красота пробуждает лирическое переживание, создаёт атмосферу романтической мечтательности.
Композиция:
5 строф, каждая — законченный смысловой фрагмент;
постепенное развёртывание картины: от вечера к ночи, от общего плана (месяц, звёзды) к деталям (туман, шорохи полей, травы);
кольцевое ощущение времени: начало («вечер вызрел») и финал («земли дыханье…», «травы… знают тайны») создают целостность ночного пейзажа.
Тип речи: описание с элементами олицетворения и метафорического повествования.
Стиль: художественный (поэтический), с ярко выраженной образностью и эмоциональной насыщенностью.
Средства связи предложений:
лексические повторы («ночь», «тишина», «свет»);
местоимения и местоименные замены;
синтаксический параллелизм и анафоры;
семантические поля света/тьмы, тишины/шёпота.
Средства выразительности:
олицетворения: «месяц… как влюблённый мальчик», «звёзды ищут броду», «туман бродит», «ветер не расстался с плетью», «земли дыханье»;
метафоры: «вечер вызрел», «шалостью луча волнует воду», «тишина стала сетью», «расплескавшуюся темноту»;
эпитеты: «невинно;целомудрен» (туман), «вишнёв» (закат), «сладких снов» (царица), «чуть слышных» (шорохи);
сравнения: «месяц с неба, как влюблённый мальчик»;
инверсия: «лиловеют облачные кудри», «тишина ночная стала сетью»;
ассонанс и аллитерация: мягкие звуки [л], [н], [ш] создают ощущение тишины, шелеста, ночного покоя;
архаизмы/книжная лексика: «попотчевать», «челе», «немоту» — придают тексту возвышенный оттенок.
Итог: стихотворение строится на одухотворении природы, где каждый образ живёт своей тайной жизнью. Через богатую палитру тропов и звуковую организацию автор передаёт атмосферу тихой ночной магии и романтического созерцания.
Свидетельство о публикации №116070803702
Только ветер не расстался с плетью,
Став от красоты ночной хмелей.
Ирина Рудзите1 08.07.2016 14:01 Заявить о нарушении