между снегом и дождём... Поэтическая миниатюра

Приносит дождик туесок раздумий, бережно, перевивая их несмелыми надеждами, на межсезонную опеку тихих радостей, что помогают человеку нежить странности своей души, не покалеченной наростами уродств, что спросом в жизни колею опростаны.
 
А между снегом и дождём, лишь ожидания. с мерцающим весенним днём, капелью раненым, как купидоновой стрелой, и с юной зеленью, и с неприрученной волной, которой велено, по сердцу пробежав накатом чувства древнего, напомнить о Любви крылатой, тайной пенною.
 
И снова дождь застонет, с низкими поклонами,стучась в закрытое окошко перезвонами. И будет день... и ночь оставит время - тайному, и то, что сами, по наитью ли, случайно ли, себе подарим под опеку сердца-знамени, и глаз сиянию в глубинах взоров пламенных.
 
И, окунувшись по привычке в осознания, там, меж дождём и снегом, поздней ночью, ранью ли, не важно в час какой, в какой погодной прихоти, мы оставляем выдохом любви на выходе из наших душ, помятых временем страдания: обиды дождь, прощенья снег и ожидания.
 
26.11.2008

Краткий анализ текста
Тема: размышления о любви, ожидании и внутренней жизни человека на фоне межсезонной природы (переход от зимы к весне).
Основная мысль: любовь и тонкие душевные переживания пронизывают человеческое существование, особенно в пограничные, «межсезонные» моменты жизни; именно они помогают сохранить целостность души и ощутить связь с вечным.
Композиция:
4 строфы, каждая — самостоятельный смысловой блок;
движение от образа дождя и раздумий к образам ожидания и весны, затем — к повторяющемуся мотиву дождя и, наконец, к итоговому осмыслению любви как выдоха души;
кольцевая организация: мотив дождя возникает в начале и возвращается в конце.
Тип речи: лирическое рассуждение с элементами описания (природы и внутреннего состояния).
Стиль речи: художественный (поэтический), с ярко выраженной эмоциональной окраской и образностью.
Средства связи предложений:
лексические повторы (дождь, любовь, ожидание);
местоимения и местоименные наречия (там, мы, то);
синтаксический параллелизм и анафоры;
семантические поля природы и чувств (перекликающиеся образы дождя, снега, весны, любви, души).
Средства выразительности:
метафоры: «туесок раздумий», «на межсезонную опеку тихих радостей», «нежить странности своей души», «выдох любви», «души, помятые временем страдания»;
олицетворения: «дождь застонет», «ночь оставит время»;
сравнения: «капелью раненым, как купидоновой стрелой»;
эпитеты: «несмелые надежды», «тихие радости», «юная зелень», «пламенные взоры», «помятые временем»;
символика: дождь и снег как образы очищения и прощания, весна — как надежда и возрождение, любовь — как высшая ценность;
архаизмы и книжная лексика: «нежить» (в значении лелеять), «наитье» (интуиция, наитие), «опростаны» (устаревшее, близкое к «опорочены»/«отвергнуты»);
инверсия: «приносит дождик туесок раздумий», «и будет день…»;
ассонанс и аллитерация: повторяющиеся звуки [д], [р], [н], [л] создают мелодичность и ощущение капелей, шепота, дыхания.
Итог: текст представляет собой лирическое размышление, где природа и внутренний мир человека взаимно отражают друг друга. Поэтическая речь насыщена метафорикой и символикой, передаёт тончайшие оттенки чувств и создаёт атмосферу задумчивой, нежной надежды.


Рецензии