Эта ночь уронила тревогу,
Упоив откровенной усладой:
Время стало бесценной наградой,
Жаль, что было его так немного.
Губы, руки и тело в истоме
Потакали желаний капризам.
Блеском глаз до изнанки пронизан
Растворялся я в сладостном стоне.
Охладившись о выдох забвенья,
Промелькнули волненья щальные.
Время - сила, но память и ныне
Дрожью в слабость бросает колени.
Если б всех беспричинных обманов
Так была притягательна сила,
Сколько б жизненных драм накосила
Трезвость мыслей в посевах дурманов.
11.01.2010
Краткий анализ стихотворения
Тема: переживания лирического героя, связанные с мимолетностью страстного момента и силой воспоминаний. В центре — ночь как время откровений и сильных эмоций, а также рефлексия о влиянии прошлого на настоящее.
Основная мысль: мимолетные мгновения страсти и тревоги оставляют глубокий след в душе — память продолжает волновать человека даже спустя время, вызывая телесные и душевные отклики («дрожью в слабость бросает колени»).
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: лирическое размышление с элементами описания (чувственных переживаний).
Композиция:
1;я строфа — введение: ночь приносит тревогу и усладу, акцентируется ценность времени.
2;я строфа — кульминация: описание телесной истомы и наслаждения.
3;я строфа — переход к остыванию и воспоминанию; память сохраняет силу пережитого.
4;я строфа — рефлексия: размышление о притягательности обмана и последствиях трезвости.
Средства связи предложений:
лексические повторы («время», «память»);
местоимения («его», «я»);
синтаксический параллелизм и анафора (начинающие строки глаголы: «уронила», «упоив», «охладившись», «промелькнули»);
семантические переклички («тревога» — «волненья», «услада» — «желаний капризам»).
Средства выразительности:
метафоры: «ночь уронила тревогу», «упоив откровенной усладой», «время стало бесценной наградой», «блеском глаз до изнанки пронизан», «выдох забвенья», «посевы дурманов»;
эпитеты: «откровенная услада», «сладостный стон», «беспричинные обманы», «щальные волненья» (диалект./поэт. оттенок);
олицетворение: ночь «уронила», «упоив»; время — «сила»;
инверсия: «Губы, руки и тело в истоме потакали желаний капризам»;
ассонанс и аллитерация (звуковая игра на «о», «а», «л», «н» создаёт плавное, волнообразное звучание);
контраст: тревога — услада; жар страсти — выдох забвенья; сила времени — слабость колен.
Размер и рифма:
размер — преимущественно четырёхстопный ямб;
рифмовка — перекрёстная (АБАБ) с чередованием мужских и женских рифм;
ритм подчёркивает лирическую взволнованность и плавность размышления.
Настроение: напряжённо;лирическое, с оттенком меланхолии и послевкусия страсти; динамика от накала к остыванию и рефлексии.
Образ лирического героя: человек, глубоко переживающий мимолетность момента и силу памяти; его тело и душа продолжают отзываться на прошлое, даже когда «выдох забвенья» уже промелькнул.
Свидетельство о публикации №116070605449