Без тебя...

Небеса... я знаю наизусть
Эти сини, в облачных сорочках...
Ветерок раскачивает грусть.
Над землёй на памятных цепочках

Много много лет тому назад
Я впервые взглядом окунулась
В небо... Мне оставила тот взгляд
Убежавшая плутовка юность.

Многое потеряно... увы.
Только я по-прежнему богата
Чувствами... А, что до головы,
Так она раздумьями распята.

Хорошо бы, улететь с тобой
В этот край синеющих просторов,
Чтобы растворить утраты боль
В долгожданной встрече наших взоров.

Край... земля ссудила людям срок.
Каждому не больше и не меньше,
Чем для дела: выучить урок,
Чтоб не приступать к нему в дальнейшем.

Где ты? Я тоскую по тебе.
Глядя в небо, чувствую: ты, зная,
О моей потерянной судьбе,
Ждёшь меня теперь у неба края

01.12.2009

Тема: ностальгия по ушедшей юности и утраченной любви; размышления о быстротечности жизни и надежде на встречу.
Основная мысль: несмотря на утраты и прожитые годы, в душе сохраняется богатство чувств и тоска по любимому человеку; небо и небесные просторы становятся символом недостижимой мечты и возможной встречи.
Композиция:
вступление (1–2 строфы) — лирический герой созерцает небо, вспоминает юность;
развитие (3–5 строфы) — размышления о потерях, чувствах и судьбе, желание улететь в «край синеющих просторов»;
кульминация (6 строфа) — философское осмысление отмеренного человеку срока;
заключение (7 строфа) — тоска по любимому человеку и ощущение его незримого присутствия «у неба края».
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: лирическое размышление с элементами описания (пейзажные зарисовки неба, облаков, ветра) и повествования (воспоминания о прошлом).
Средства связи:
лексические повторы («небо», «край»);
местоимения («я», «ты», «он»);
синонимические замены («юность»;;;«утраты», «взгляд»;;;«взоры»);
синтаксический параллелизм («Много много лет…», «Многое потеряно…»);
анафора («Где ты?…», «Глядя в небо…»).
Средства выразительности:
метафоры: «в облачных сорочках», «ветерок раскачивает грусть», «памятные цепочки», «юность;плутовка», «голова раздумьями распята», «растворить утраты боль»;
эпитеты: «белоствольные берёзы» (подразумевается), «синеющие просторы»;
олицетворения: «ветерок раскачивает грусть», «юность убежала», «земля ссудила срок»;
инверсии: «эти сини», «мне оставила тот взгляд», «каждому не больше и не меньше»;
риторические обращения и вопросы: «Где ты?», «Глядя в небо, чувствую: ты, зная…»;
символы: небо;;;мечта, юность;;;утраченная радость, край неба;;;граница между земным и потусторонним;
звукопись (ассонанс и аллитерация) для создания ощущения воздушности и печали: повторяющиеся звуки «с», «н», «л», «р» в строках о небе и ветре.
Общий тон: меланхолический, созерцательный, с проблесками надежды. Стихотворение построено на контрастах: прошлое и настоящее, земное и небесное, утрата и сохранение чувств.


Рецензии