А я, всё же, глупая

А я, всё же, глупая: Так поддалась
На тень доброты, да на ласковость слова.
Попытка расслабиться рухнула в грязь.
А впрочем, я к этому тоже готова.

Ну, вот и попробуй теперь доверять
Своё наболевшее. Будто приманкой
Блеснуло тепло. А на деле опять,
Как будто пустышка... как будто обманка.

Да что уж там - детство давно позади.
Шалить удивленьем - уже не пристало.
Зачем же тогда так жестоко в груди
Застряло остуды колючее жало?

Улыбка... опять иронический блеф.
Ну, что ж, улыбнусь. Мне давно не в новинку
Что туз... что десятка... что пики... что треф... -
Игра... всё игра... Даже жизнь - в половинку.

Прости за наивности радостный всплеск.
Бывает, что даже "умом умудрённый"
Не может вниманья не кинуть на блеск,
Хоть знает, что истина в нём - уценёна.

2009

Краткий анализ стихотворения
Тема: разочарование в доверии и наивности; осознание обманчивости внешних проявлений доброты и тепла. Лирическая героиня осмысляет болезненный опыт, связанный с обманутыми ожиданиями.
Основная мысль: даже «умом умудрённый» человек порой поддаётся соблазну поверить в искренность, но сталкивается с обманом; жизнь предстаёт как игра, где искренние чувства обесценены.
Композиция:
1;й фрагмент (строки;1–4): признание собственной наивности и готовности к разочарованию.
2;й фрагмент (строки;5–8): попытка довериться вновь — и снова обман.
3;й фрагмент (строки;9–12): осознание взросления и боли, которая не уходит.
4;й фрагмент (строки;13–16): принятие игры как нормы жизни.
5;й фрагмент (строки;17–20): примирение с тем, что даже знающий истину поддаётся соблазну.
Тип речи: лирическое рассуждение с элементами повествования (рефлексия о пережитом).
Стиль речи: художественный (поэтический), с разговорными вкраплениями («Да что уж там», «Ну, что ж»).
Средства связи:
лексические повторы («глупая»;;;«наивности»; «обманка»;;;«блеф»;;;«игра»);
местоимения и местоименные наречия («это», «там», «тогда»);
синтаксический параллелизм («Как будто пустышка… как будто обманка»);
анафора («Что туз… что десятка… что пики… что треф…»).
Средства выразительности:
метафоры: «в груди застряло остуды колючее жало», «наивности радостный всплеск»;
сравнения: «как будто пустышка», «как будто обманка»;
эпитеты: «колючее жало», «иронический блеф», «уценёна» (в переносном смысле);
символика карточной игры: «туз», «десятка», «пики», «треф» — образ жизни как азартной, нечестной игры;
антитезы: «тепло»;vs;«остуда», «искренность»;vs;«обманка»;
риторические вопросы и восклицания: усиливают эмоциональность («Да что уж там…», «Зачем же тогда…»);
уменьшительно;ласкательные формы: «пустышка», «обманка» — подчёркивают хрупкость ожиданий.
Общий тон: горькое принятие реальности, сдержанная ирония, усталость от повторных разочарований. Стихотворение строится на контрасте наивной надежды и трезвого осознания обманчивости мира.


Рецензии