Единый источник Истины - 95

                Составитель  СТЕПАН  СТУЛЬГИНСКИЙ

                ЕДИНЫЙ ИСТОЧНИК ИСТИНЫ – 95

                ПОДВИГ ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ БЛАВАТСКОЙ

    Подвиг русского монаха Сергия, после восьми с половиной веков, был повторен другим русским человеком — Е.П. Блаватской (1831-1891 гг.). Уже в детстве перед нею появлялся величественный образ Махатмы — высокого индийца в белой чалме, — всегда один и тот же. В 1851 году Блаватская едет в Англию, и там, в Лондоне, происходит ее первая встреча с Махатмой, появлявшимся ей в детстве.

   Затем, в течение последующих семи лет она три раза пытается проникнуть в Тибет, но безуспешно: в те времена чужестранцам было запрещено въезжать внутрь страны. И только в 1864 году ей удалось достичь своей цели — она проникла в недоступные недра Центральной Азии. После героических поисков она, наконец, разыскала там таинственных мудрецов — Махатм, и стала Их духовной ученицей. Она пробыла там три года в одной из Их обителей (ашрамов) в Тибете. Там она получила сокровенные Знания о тайнах Мироздания.

   Блаватская была посланницей Махатм, исполняла Их поручения. Под псевдонимом Радда-Бай ею были написаны интересные очерки о своем путешествии по Индии и Тибету и о беседах с Махатмами. Эти записки, названные «Из пещер и дебрей Индостана» (вторая серия очерков — «Забытые племена. Три месяца на «голубых горах» Мадраса»), печатались в периодике в начале 80-х годах XIX века в России. Затем они были изданы отдельной книгой. До последнего времени ее литературное имя соединялось в России только с этими очерками. Все прочее было написано и издано на английском языке.

   Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания ее сотрудников основать общество для ознакомления продвинутых сознаний с сокровенным Учением всех религий и философий, Махатма К. X. согласился руководить таким обществом, основанным в Нью-Йорке в 1875 году Блаватской и американским полковником Генри Олькоттом. Появление Теософского общества имело целью подготовить западный Мир к наступлению Новой Эпохи путем распространения Высшего Знания о тайнах и задачах Мироздания. Учение, принесенное Блаватской, сделало свое великое дело — пробудило по всему Миру многочисленные сознания.

   «Теософия», в переводе с греческого, — Божественная Мудрость. Теософия есть научно-религиозная философия, то есть синтез науки, философии и религии — их согласование. Изучая все религии Мира, Теософия находит, что сокровенная часть религий имеет одни и те же Основы. Так, Теософия заключает в себе Истины, лежащие в основе всех религий. Девиз Теософского общества: «нет религии выше Истины». Существует большая теософская литература.

   Труды Блаватской печатались в ее время в Америке и Англии. Помимо многих книг на темы восточной философии и древней мудрости, как: «Разоблаченная Изида», «Ключ к Теософии», «Голос Безмолвия», «Жемчужины Востока» и прочее, а также огромного количества статей, она написала капитальный труд в трех томах — «Тайная Доктрина», то есть «Сокровенное Знание» (1888 г.), — свод многовековой сокровенной мудрости, синтез достижений эволюции жизни прежних Культур, проблемы будущего развития жизни и человечества; два тома были переведены Е.И. Рерих и изданы в Риге в 1937 году. Своих трудов Блаватская никогда не приписывала себе, а считала их лишь несовершенной передачей откровений Махатм.

   Но появление нового отдела Шамбалы — а таким стало Теософское общество — вызвало войну против него темных сил, ибо они не желают наступления Светлой Эпохи, грозящей уничтожением их силы и влияния. Против Основательницы Общества ополчилось духовенство ортодоксальных религий (особенно иезуиты), а также английские расисты, которым не нравилось большое влияние Блаватской на индийцев. Против нее была организована систематическая кампания: постоянные выпады, инсинуации, клевета.

   Так посланницу Шамбалы, исполнявшую поручения Махатм, несшую миссию провозвестника Новой Эпохи, нападки врагов Света свели с Земного Плана.

   К большому сожалению, Блаватская была не понята, не признана и оклеветана и на своей Родине. Все началось с враждебного и лживого памфлета клеветника Всевол. Соловьева «Современная жрица Изиды», вышедшего в 1894 году в России. Пущенная им клевета в свое время обошла беспрепятственно всю Россию, и последствия ее тянутся еще и в наше время. По сей день автоматически повторяются, без какой-либо аргументации, такие эпитеты, как: «обманщица», «шарлатанка», «авантюристка».

   В Америке на обвинение Блаватской в «фиктивности» ее общения с «несуществующими» Учителями Мудрости Востока — Махатмами — в газете «Бостон Курьер» от 18 июля 1885 года появился протест, подписанный 70 учеными Индии, в котором они утверждают, что «Махатмы — не измышление Блаватской, а Высшие Существа, в существовании которых никто из просвещенных индийцев не сомневается, которых знали наши деды и прадеды, с которыми и сейчас многие индийцы находятся в постоянных сношениях». Таково было свидетельство пандитов — ученых Востока. Елена Ивановна Рерих о Блаватской в свое время написала: «Наша великая соотечественница почти сейчас же после смерти воплотилась в мужском теле в Венгрии. В 1924 году она прибыла в главную Твердыню Белого Братства и сейчас под именем Брата X. работает на спасение Мира. Осмеянная, оклеветанная, опозоренная и гонимая, она заняла свое место среди Спасителей человечества. Так творит Космическая Справедливость. В будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Елена Петровна Блаватская, истинно, — наша национальная гордость».

   Да, она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тисках церковных догм и устремившемуся в не менее мертвый тупик атеизма. Она принесла Великое Знание и Светлую весть о Махатмах и Шамбале.

   Для ищущих были необходимы книги Е.П. Блаватской — через них они прикоснулись к Древней Мудрости. Были принесены некоторые древние тексты, как: «Стансы Дзиан», «Голос Безмолвия», «Свет на Пути» и так далее.

   Человечеству были возвращены забытые Истины о Законе вечной жизни человека — о Законе его перевоплощений, а также о Законе Космической Справедливости — о Законе Кармы.

   Учение Махатм, названное Теософией и данное через Блават¬скую во второй половине XIX века, было продолжено и развито в первой половине XX столетия через Елену Ивановну Рерих. После подробного изложения была дана заключительная кульминация. Это Учение было названо Агни-Йогой, что значит Огненный Путь.

   Агни-Йога, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект Единой Вечной Истины, идет не на смену, но на Огненное очищение и утверждение всех бывших Великих Учений. Агни-Йога не отвергает ни одного Учения, до него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений. И возвращает все те ценности, которые люди утеряли, исказив прежние Заветы.

   Агни-Йога, воспринимая атеизм, как неизбежное следствие церковных искажений религии, не отбрасывает Основ религий, очищенных от злотолкований невежественных священнослужителей.

   Учение Агни-Йоги основано на почитании Великой Иерархии Света, на признании высокого авторитета Учителей — Махатм Шамбалы.
 

                ПОДВИГ РЕРИХОВ В ДВАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ

    Итак, как сказано выше, в конце XIX столетия русская женщина Е.П. Блаватская принесла Миру весть о Шамбале и Махатмах, познакомила Запад с древними философскими учениями Востока. Все это имело влияние на значительную часть русской интеллигенции, в том числе и на художника Николая Константиновича Рериха.

   Николай Константинович родился в Петербурге в 1874 году, окончил Академию художеств в 1897 году, с 1909 года — академик. С 1906 года — директор школы Общества поощрения художеств. В дальнейшем он не только всемирно известный художник, но и общественный деятель, водитель мировой Культуры, поэт и писатель, философ и ученый, путешественник.

   О жизни и деятельности Рериха, о его искусстве, картинах написали монографии и книги следующие авторы: Дмитриева, 1959 г.; Князева, 1963 г. и 1968 г.; Юферова и Лукашов, 1970 г.; Беликов и Князева, 1972 г.; Полякова, 1973 г.; Алехин, 1973 г.; Сидоров («На вершинах»), 1977 г. и 1983 г. Кроме того, сборник статей «Жизнь и творчество Рериха», 1978 г.; Рериховские чтения, 1980 г. и 1985 г. и так далее.

   Рерих заинтересовывается древнеиндийской философией, изучает ее, в ней он ищет удовлетворительные ответы на основные вопросы Бытия. Он проявляет большой интерес к движению «Миссия Рамакришны», возникшему в 1897 году по инициативе Свами Вивекананды (1863-1902 гг.), индийского мыслителя-гуманиста и общественного деятеля. Интерес к Востоку разделяет и супруга Николая Константиновича — Елена Ивановна. Она также увлекается трудами Рамакришны, Вивекананды, Рабиндраната Тагора и древнеиндийской философией.

   Рерихов привлекает, в первую очередь, жизнеспособное начало Востока, те великие образы, постановки и решения философских вопросов, которые, без сомнения, имеют великую ценность и для нашего времени. У них складывается твердое убеждение, что их личный долг перед обществом заключается в сближении духовного наследия Востока с научными открытиями и прогрессивными социальными учениями.

   Особенно Рерихов заинтересовывают и воодушевляют сведения о таинственной Шамбале — Стране, где живут Мудрецы Мира — Махатмы. Рерих думает: «Разве легенды не есть гирлянда лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычное. Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность». И потому Рерихи верят в реальность Шамбалы. И почему бы им не верить, если они слышат Зов оттуда… «Из глубин Азии доносится звенящая струна священного Зова: «Калагия!» Это значит: «Приди в Шамбалу!», — записывает Рерих. И еще в дневнике: «Делаю земной поклон Учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество. Они подали нам Зов. Спокойный, убедительный, мудрый».

   Рерихи приняли Зов. Они возымели заветную мечту — добраться до далекой загадочной Страны, где живут Мудрецы человечества. Предприняли шаги по организации научно-художественной экспедиции в страныВостока, в Центральную Азию — в Индию и Тибет. Но эти планы полностью расстроила начавшаяся в 1914 году война.

   В 1916 году Рерих по состоянию здоровья переехал с семьей в Карелию. В 1918 году он посетил Петроград в связи с реорганизацией работы школы Общества поощрения художеств, а затем оказался в Финляндии, отрезанным от Родины.

   С Финляндии начались многолетние скитания семьи Рерихов. В 1919 году устраиваются выставки картин в Швеции и Норвегии, затем в Дании и Англии, в последней происходит встреча с Тагором. С 1920 году — выставки и художественно-просветительная деятельность в США: организация Союза художников, затем Института объединенных искусств, наконец, Международного художественного центра. В 1923 году в Нью-Йорке открывается Музей произведений Рериха. Мир преклоняется перед ним.

   Все время в первоочередные планы Рерихов входит поездка на Восток, в которой они видят свой долг перед Родиной. В Америке Рерихи приступают к организации своей экспедиции. В 1923 году они уезжают в Индию. В 1925 году они отправляются на север: Николай Константинович, Елена Ивановна и старший сын — Юрий.

   Началась знаменитая Рериховская Центрально-Азиатская экспедиция. Десятки лет Рерихи готовились к ней. И не просто готовились, но приготовляли себя, словно древние жрецы к встрече с божеством. «Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безбрежного материка», — писал Рерих. Стремлением Рерихов было принести в дар своей Родине драгоценные тысячелетние накопления восточной мудрости.

   Экспедиция следует в Ладак, Тибет, Западный Китай*. Где-то на пути — место не уточняется, что вполне понятно, — Рерихи посетили заповедную Страну Махатм — легендарную Шамбалу. И здесь «все догадки получили основу, все сказки стали былью». В записях Рериха можно найти сообщения о беседах с Махатмами. Информация о беседах крайне скупа, но сам факт этих встреч Рерих не отрицает.

   Махатмы поведали Рерихам, что грядет Эпоха Шамбалы — Новая Эра могучих энергий и возможностей. «Близко время, когда новые энергии, ближе всего энергии Агни — Космического Огня — придут и создадут новые условия жизни. Эпоха Шамбалы наступит стремительно».

   Закончив экспедицию, семья Рерихов поселилась в Индии, в Западных Гималаях — в древней долине Кулу. Здесь они организовали научно-исследовательский институт «Урусвати» для научной обработки собранных материалов и для изучения Востока. Экспедиция проходила по местам, неизвестным западной науке, и должна была преодолевать неимоверные трудности и опасности. Она была настоящим научным и человеческим Подвигом.

   После войны Рерихи не видят препятствий к возвращению на Родину и хлопочут о получении въездных документов. Упаковывают картины в ящики, готовят их к отправке в Москву. Но Рерихам при Сталине так и не было разрешено вернуться — виза на въезд не была выдана. Николай Константинович Рерих уходит с Земного Плана в 1947 году, так и не дождавшись разрешения. Не было выдано разрешение вернуться на Родину и жене художника — Елене Ивановне — она ждала его вплоть до окончания своих земных дней в 1955 году.

   И только Хрущев, при его посещении Индии, разрешил, наконец, вернуться сыновьям Рериха, чем и воспользовался старший из них, Юрий Николаевич — выдающийся востоковед, замечательный знаток восточных языков. В 1957 году он возвратился из Индии на Родину с тем, чтобы остаться здесь и продолжать свою научную работу в Институте востоковедения АН СССР. Выполняя завещание отца, Юрий Николаевич передал в дар государству 418 картин художника.

   Проработав в Москве около трех лет, он ушел в 1960 году с Физического Плана.

   Младший сын, Святослав Николаевич, художник, жил в Индии. Первый раз посетив Советский Союз в 1960 г., он часто приезжал в Россию и устраивал здесь выставки своих картин. Святослав Николаевич окончил свой земной Путь в Индии в 1993 г.

   Учение Шамбалы «Агни-Йога», или «Живая Этика», было Дано Махатмами через супругу Николая Константиновича — Елену Ивановну Рерих, русскую женщину великого философского ума и чуткого материнского сердца. Ее Великий Подвиг состоял в том, что она приняла, применила на себе и записала это Учение, а также передала его фрагменты Миру в виде серии книг «Агни-Йога». Она вела широкую переписку с корреспондентами из многих стран Мира. Часть ее писем была издана в Риге в 1940 году в двух больших томах («Письма Елены Рерих», 1929-1938 гг.), в которых даны объяснения и дополнения к Учению, а также ответы на вопросы сотрудников и друзей-корреспондентов.

   Агни-Йога была воспринята путем телепатической связи — путем яснослышания и ясновидения, когда ученик ясно слышит голос Учителя и ясно видит облик Его. Между Учителем и учеником устанавливается нечто вроде радиосвязи — вернее, нечто вроде телеслышания и телевидения. Эта связь достигает большой отчетливости.

   «Она хранила озарение детства, что где-то живет Светлый Учитель. С детства своим сознанием она направлялась к подвигу сужденному. Укрепляясь внутренне, она получила видение, напутствующее на Подвиг. От первых пространственных искр через все Огни до Самадхи она оставила записи, которые лягут порогом Нового Мира. Быть Матерью Агни-Йоги было совсем не легко. Только со временем люди оценят всю самоотверженность, которая была необходима при провозвестии Огненной мощи» (Агни-Йога).

   Валентин Сидоров в журнале «Москва» (1982 г., № 8) писал:

   «О ее жизни, поражающей воображение постоянным горением духа и сверхчеловеческим напряжением физических и внутренних сил, можно написать целую книгу. Я думаю, что со временем такая книга (и не одна!) будет написана. Главный жизненный и духовно-творческий подвиг Елены Ивановны заключается в том, что, общаясь с Махатмами, она сделала достоянием нашего времени Их Огненную Йогу (Агни-Йогу).
   Ее трудолюбие было фантастическим. Ее письма составили два тома. Конечно, часть писем, да и в извлечениях. Если бы все, то получилось бы много томов.

   Но неопубликованного у Елены Ивановны гораздо больше, чем опубликованного. Святослав Николаевич мне говорил, что в его архивах хранится сто семьдесят работ Елены Ивановны. Сто семьдесят! Представляете, сколько ее трудов ждут своего урочного часа и сколько открытий — порой, быть может, самых неожиданных — они сулят людям».

   В апреле 1958 года в Москве открылась выставка картин Н.К. Рериха, которые привез из Индии его сын Юрий. Только с этого года начинают писать о Рерихе и в нашей печати. Характер первых публикаций — строго по схеме: хвалить за картины, хулить за философию, порицать за «идеализм» и «мистицизм». Заявляется, что его идеология наивна, что его философские концепции для нас неприемлемы, не объясняя, почему именно. Но затем образ Рериха-философа постепенно и осторожно расширялся…


                ОТ СТАРЫХ ЙОГ К АГНИ-ЙОГЕ.

                НАЧАЛО ОГНЕННОЙ ЭПОХИ
 
                ИНДИЙСКИЕ ЙОГИ

    Слово «йога» происходит от санскритского корня «юг», что значит соединять. Литовский корень «юнг» (соединять, ярмо) и русское слово «иго» — от того же корня. Первоначальное значение слова «йога» было очень близким значению слова ярмо. Глагольный корень «юг» означал: присоединиться к чему-нибудь, снаряжаться для какой-либо цели. Следовательно, в первом значении корень «юг» заключал в себе идею приготовления к тяжелой работе, точно так же, как обыкновенное европейское выражение «впрягаться во что-нибудь».

   Йога — это система морального самосовершенствования, являющаяся частью многих религиозно-философских концепций Индии. Первая цель тренировки, которой требует Йога, заключается в том, чтобы научить человека надлежащему подчинению Законам моральной и физической природы, так как Йога считает, что от этого подчинения зависит достижение морального и духовного совершенства.

   Если целью ставится развитие сверхнормальных психических сил, работа над собой в целях этого развития называется Йогой. То же слово употребляется для обозначения умственной тренировки, необходимой для достижения полного контроля над мыслями и чувствами, для достижения духовного совершенства.

   Существуют четыре основных Йоги: Карма-Йога, Джнана-Йога, Бхакти-Йога, Раджа-Йога. Об этих Йогах подробно рассказано в четырех книгах, написанных индийским философом С. Вивеканандой и изданных в 1914-1915 гг.; на русском языке они были изданы в России в дореволюционное время.

   Карма-Йога есть Путь активного действия. Тайна правильного труда, или правильной деятельности, которой учит Карма-Йога, заключается в том, чтобы работать ради работы, а не ради награды, результатов; делать, о плодах не заботясь, а просто ради того, чтобы достигнуть опыта и раскрыть свои силы и способности. Последователь этой Йоги совершенно не обращает внимания на успех или неуспех в своей жизни, он старается делать лучшее, что он может, старается вкладывать во все усилия столько энергии, сколько в нем есть.

   Джнана-Йога есть Путь знания, познавания — Путь мудрости. Незнание есть невежество, и оно есть источник всех других иллюзий эгоизма и привязанности к низшему «я» и к Миру форм. Но Джнана-Йога стремится освободить нас от сна невежества. Джнана-йог, непрерывно упражняя свои способности различать реальное и ложное и стремясь подняться выше всего относительного и условного, приходит к реализации абсолютной, неизменной, вечной Истины. Бхакти-Йога есть Путь любви. Слово «бхакти» значит благоговейное поклонение, преданность, любовь к Божественному Началу. Бхакти-Йога есть метод благоговейного отношения, при помощи которого достигается обращение души с Высшим, эмоциональное приобщение к Божеству.

   Раджа-Йога есть Путь развития духа, путь концентрации и медитации, то есть сосредоточения ума и упорных размышлений на высокие темы. Раджа-Йога обрисовывает процессы и методы, при помощи которых может быть развита сила сосредоточения, а также сила воли. Она ставит задачу научить человека владеть собой, полной дисциплине ума.

   Указанные выше четыре Йоги, тысячелетиями практикованные в Индии, уже теряют свой смысл, ибо для нашего времени они уже устарели. Принимая за основание определенное качество жизни, они оберегали человека от всей действительности. Теперь же нужна такая система, которая обняла бы сущность всей жизни.
   Необходимо упомянуть еще одну форму Йоги, наиболее популярную у нас и на Западе, но имеющую очень мало общего с настоящими Йогами. Это Хатха-Йога — система сложных физических и дыхательных упражнений. По существу Хатха-Йогу называть Йогой даже и не годится, так как, не ставя перед собой никакой высшей цели и ограничиваясь лишь физическими упражнениями, она не отвечает значению слова «Йога». Ее практикование, с целью добиться лучшего здоровья или «йогических сил», чаще всего дает противоположные результаты. Применение физических, и в особенности дыхательных упражнений, Хатха-Йоги нарушает гармоничную деятельность нервной системы и повреждает психику.

   В основе некоторых механических упражнений Хатха-Йоги лежит вызывание прилива крови к центрам мозга и раздражение их. Эти упражнения раздражают, кроме того, и другие легкораздражаемые нервные плексусы. Но эти усугубления отдельных центров, эти частичные усилия, как и все насильственные упражнения, ни к чему Высокому не приводят.

   Никакая пранаяма (дыхательные упражнения) не даст высоких следствий, ибо пранаяма, касаясь лишь внешнего человека, не может преобразить внутреннего, преображение которого есть цель всех истинных Учений. Никакими механическими упражнениями духовность не достигается.

   Более того, насильственные упражнения очень вредны. Раздражение нервных центров вызывает самые неожиданные результаты. Известны случаи, когда человек, став на голову, тут же терял зрение. От чрезмерного давления крови, вызываемого механическими упражнениями, происходят несчастья. При предрасположении к какому-либо органическому заболеванию оно может усилиться, например: при слабых легких часто развивается чахотка, при склонности к сексуальности может получиться половое извращение и тому подобное. Насильственные упражнения Хатха-Йоги вызывают, прежде всего, потерю нервного равновесия, затем приводят к идиотизму и сумасшествию.
 

                Огонь у порога.
                Агни-Йога. «Мир Огненный»

                НАСТУПЛЕНИЕ ОГНЕННОЙ ЭПОХИ

    Космический Огонь есть Источник Жизни. Все формы Жизни — от самой Высшей до самой низшей — в основе имеют Огонь. Он — основа всего сущего, основа Мироздания, основа творчества. Он находится везде и во всем, и все в себе содержит. Будучи основой всякой Жизни, Огонь есть соединитель — после его отхода начинается разложение, смерть формы.

   Физический огонь есть низшая форма Космического Огня; вы¬званный из пространства и видимый при процессе горения, по окончании горения он возвращается к своей невидимой форме. Необычно построение, когда самое основное пребывает незримо, но готово проявиться везде наипростейшим образом. Огонь приближается к жизни чаще, нежели думают.

   В древнеиндийских священных книгах Пуранах сказано: «На смене Эпох люди будут безумствовать, и если это безумие перейдет границы, то Огненное очищение будет единственным исходом».

   Агни-Йога уточняет: «Ямы темноты на Земле требуют сильной дезинфекции, поэтому к планете приблизится Космический Огонь». Он пронижет все ядовитые испарения, разложит все скопления тьмы, истребит все порождения и нагромождения. Огонь уничтожит все силы, которые противятся приходу Новой Эпохи.

   Итак, давно возвещенная Эпоха Огня наступает в наше время. Великая Огненная Эра завершает уходящую темную эпоху — Кали Югу; она насытит пространство Огнем Нового Мира — Светлой, Сатия Юги — и принесет человечеству великие перемены и великие достижения.

   Агни-Йога указывает, что Новая Эра могучих энергий и возможностей, в отличие от прежних Эпох, вместо постепенной эволюционности наступит стремительно. Близко время, когда новые энергии, ближе всего энергии Агни — Космического Огня — приблизятся к нашему Физическому Плану и создадут новые условия для жизни в Новой Эре. Говоря о приближающихся воздействиях Космических энергий, Агни-Йога предупреждает об особенностях ближайшего будущего.

   Так, приближаются необычные времена, приходит опасность Огненная. Над нашей планетой уже сгущается великий жар — особенный химизм. Приходит Срок, когда стихия Огня должна будет излиться в катаклизмы, она вызовет разрушительные землетрясения и другие пертурбации. Кроме того, новые Огненные энергии неизбежно вызовут новые тяжкие заболевания, Огненные болезни, новые эпидемии.

   Уже много Знаков наступления Огненной Эпохи появляется. Уже начинаются необъяснимые Огненные эпидемии, иссушающие легкие, гортань и сердце. Распространяются новые виды душевных, мозговых и сонных заболеваний. Но внешнее лечение их поведет к самым пагубным следствиям, ибо нельзя к новым врагам, созданным современной жизнью, применять старые средства.

   Страшные деяния человечества несут свою тяжкую Карму и ведут его к своему року — к искуплению. Действия людей вызывают подземные огни на поверхность. Огонь ищет выхода. Просыпаются вулканы великие. Все потухшие очаги вновь просыпаются к своей огненной жизни. Весь вулканический пояс сейчас необычно напряжен. И в новых местах появляются не¬ожиданные прорывы, а самые опасные — на дне океанов, где кора очень изъедена.Неминуемы гигантские катаклизмы — ими всегда сопровождается смена Эпох, как это было при конце Лемурии и Атлантиды.

   Очень ужасны приближающиеся Огненные волны, если о них не знать. Ведь люди не знают, как принять Огненные возможности — они не знают, что суждено Огненное приобщение. Люди могут вместо наполнения силою Огня начать пробовать изощряться в противодействии. Но ни жестокость, ни разбой, ни предательство, ни ложь не помогут от Огненных волн. Не столько стыд, сколько страдание понудит к поискам спасения.
   Наступает Эра Огня — надо найти мужество и разум принять ее. Человечество подошло к такой ступени своей эволюции, когда люди должны овладеть стихией Огня. Можно иметь ее другом или врагом. Она или будет осознана и законно приложена, или опалит неразумие несознательности. Овладение стихией Огня является необходимым условием вступления в Новую Эпоху.

   Сказано в Агни-Йоге, что кто не убоится Огненной стихии, пройдет с Космическим Огнем. Но чтобы подойти безбоязненно к Огню, нужно научиться мыслить о нем и принять его в свое сознание. Своевременно осознав его, можно избежать множества потерь.

   Как же начать это осознание? «Прежде всего надо знать, что Огонь составляет сущность нашего духа. Дух, зерно Огненное, происходит от Единого Огня. Надо понять, как Огонь нашего микрокосма созвучит с Великим Огнем Макрокосма. Нужно понять Огненное зерно духа и молчаливо установить его связь с Космическим Огнем. Нужно, чтобы при приближении Огненных энергий люди не стыдились признать в себе Огонь Единый, неизменный для всей Вселенной! Нужно приложить это сокровище вселенское ко всему укладу жизни!»

   Для того чтобы ассимилировать Космический Огонь, надо стать родственным с ним — надо самому стать Огненным! В этом вся суть сознательного приема Огненных энергий! А как растить Огненность духа — об этом говорит Агни-Йога.
 

                СВОЕВРЕМЕННОСТЬ АГНИ-ЙОГИ

    Чтобы научить людей, как стать восприемником Космических Огней и как управлять волнами пламени, на помощь человечеству дается новая Йога, названная Учением Агни-Йоги. Эта Йога учит, как пережить наше опасное и грозное время. Учение Агни-Йоги указывает, как подготовиться к наступлению этого момента, чтобы противостоять той опасности, которая будет угрожать всякому при приближении Огненной стихии. Оно указывает, что именно необходимо, чтобы овладеть стихией Огня и сделать струи его для себя не губительными, а благотворными.

   В нашем столетии вспыхнут знаки различных неусвоенных энергий. Можно себе представить, какое смущение вызовут эти непонятные движения, если не подойти к ним Путями, указанными в Агни-Йоге. Сказано, что когда воздействие Огненной стихии увеличится, человечество явит панический испуг и хаотичность действий, и люди начнут метаться в ложных направлениях. Таково будет воздействие Огня непонятого и непринятого.

   Потому Агни-Йога дана ко времени — она приносит зрячим знаки истинного Пути. Пусть имеют время освоиться, помня о краткости срока. Вот почему важно именно теперь обратить внимание на изучение книг Агни-Йоги. Учение является не только очередным расширением возможностей человечества, но и должно привести к сочетанию с космическими энергиями, к Сроку достигающими нашу планету.

   «Агни» на санскрите — Огонь. Так, Агни-Йога — Огненная Йога — Огненный Путь. Так, Путь Агни-Йоги есть Свет на Пути. Путникам предоставляется Путь — Агни-Йога укрепит тех, кто осознал своевременность этого Учения. «Не нужно ждать часа, когда поток погонит толпы ищущих спасения — это будет познание бича ужаса. В час вихря лишь в Учении будет вся надежда людская. Тогда обернут головы от земли и, может быть, впервые узрят Огонь Неба и Дальние Миры. Вихрь заставит подумать об Огне пространства и о будущих существованиях».

   Каждая фаза Откровения отвечает на особую нужду человечества. Настоящее время отличается падением нравственности —значит, Агни-Йога направляет, прежде всего, к утверждению нравственных устоев. Потому Учение Агни-Йоги называется еще и Учением Живой Этики. Ведь в настоящее время, как говорит Агни-Йога, «Священная Этика превратилась в дурацкий этикет и сделалась печатной этикеткой».

   Потому Агни-Йога обращает особое внимание на работу над собой, на моральное самосовершенствование каждого человека Новой Эпохи. В книгах этого Учения разбираются исчерпывающе, со всех сторон, со всех углов зрения те качества, которые необходимо приобрести для преображения внутреннего человека, сфера которого в Мире Мысли. В Агни-Йоге говорится о формировании Огненного человека Новой Эпохи — о развитии Огненной энергии в нем. Также говорится об ученичестве: имеется в виду достижение возможности стать учеником Махатм.

   Живая Этика ведет к ощущению своего единства с окружающим миром и — в силу этого — своей ответственности за него. Уже в середине 20-х годов в третьей книге Учения Агни-Йоги, в книге «Община», поднимался вопрос об охране биосферы — вопрос, вся важность которого стала ясна спустя десятки лет.

   «Мы учим улучшать бытие, исходя из возможностей самой жизни». «Учение дается не на сон грядущий, но для насыщения всей жизни». Поэтому Агни-Йога называется также «Учением Жизни». Как Огонь является всесвязующим началом, так Агни-Йога проникает всю жизнь. Это Учение усматривает все понятия, которые являются основами жизни. Оно дает широкое и ясное понимание самых сложных вопросов бытия, оно дает самые жизненные и практические Советы, оно дает самые определенные и прямые Указания, как поступать и что делать.

   По своей широте мысли, Учение Жизни дает ответы на все за¬просы. Агни-Йога принимает во внимание все сложные проблемы современности. Агни-Йога выдвигает идею единства человечества и возвышает ее от Общины до всеобщего Братства и Космического Сотрудничества, к которому ведет Путь эволюции. Агни-Йога соединяет земное знание с Космическим пульсом. Изучение Агни-Йоги приближает человека к Дальним Мирам, вернее, учит, как обрести Космическое сознание и сотрудничать с Космосом.

    В чем разница и сходство Агни-Йоги с древними индийскими Йогами? Карма-Йога имеет много сходства, когда она имеет действие с земными элементами. Но когда Агни-Йога овладевает Путями к осознанию Дальних Миров, то различие становится очевидным.

   Джнана-Йога, Бхакти-Йога, Раджа-Йога — все они оберегают от действительности и тем не могут проходить в эволюцию будущего. И тогда как эти три Йоги слишком отрывали человека от жизни —Агни-Йога отличается тем, что Подвиг ее должен явиться в жизни. Накопление явлений в жизни показывает насколько Йога Жизни выше искусственного возвышения вне действительности.

   Агни-Йога обобщает весь опыт прежних Йог, беря из них лучшее и пригодное для будущего, ибо возвышает и объединяет их суть —труд, мудрость, любовь, волю — в одно целое. Агни-Йога является синтезом всех Йог, ибо ко времени приближения Огненной Эпохи именно Агни-Огонь, в равной степени лежащий в основе всех Йог, настолько будет проникать в окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды Йоги сольются в Огненном синтезе.

   Агни-Йога, как и все Йоги, данные из высших Источников, древнее, но тайное Учение. Новым и значительным является его обнародование для всех, которое стало возможно в связи с наступлением Новой Эпохи. Учение Агни-Йоги дается для будущего, оно — предтеча Великой Эпохи. Не новое оповещается, но к часу нужное. Полезное Учение дается не для новизны, но для сложения новой достойной жизни.
   В книге Рериха «Сердце Азии» об этом Учении сказано:

   «Агни-Йога в полном согласии с новыми проблемами науки намечает знаки изучения тончайших энергий. То, что недавно называлось учением воли и сосредоточения, Агни-Йога вправляет в целую систему овладения окружающими нас энергиями. Через расширение сознания и упражнение организма среди условий современной жизни эта синтетическая Йога строит счастливое будущее человечества. Она говорит: не уходите от жизни, развивайте способности вашего аппарата и поймите великое значение духовной энергии мысли и сознания как величайших творящих факторов.
   Учение Шамбалы — это целое Учение о жизни. Самые практические Советы даются в этом Учении с Гималаев. Оно очень близко каждому сильному и ищущему духу. Слишком долго люди оставались в низшем состоянии. Они должны торопиться овладеть сужденными блестящими возможностями».


                КНИГИ УЧЕНИЯ

    Третья книга Учения Агни-Йоги — «Община», начинается следующими словами: «Трудящийся, горят ли в твоем сознании основы Сотрудничества и Общины? Если это пламя уже просветило мозг твой, усвой признаки Учения наших Гор. Если мышление твое еще не очищено истинным молотом и серпом — найди книгу
«Озарение» и книгу «Зов».

   Эти две книги предшествовали «Общине» — они были изданы в Америке, еще до посещения Рерихами Москвы, и тоже, как и «Община», предназначены для России.

   Первая книга Учения вышла в 1924 г. — «Листы Сада Мории». Она также называется «Зов» — имеется в виду Зов к новой жизни. Эта книга начинается словами: «В Новую Россию Моя первая Весть!» Первая книга звала к подвигу красоты, простоты и бесстрашия. В ней короткими отдельными фразами, в красивой поэтической форме рассыпаны жемчужины многовековой мудрости, дан первый аккорд той симфонии, которая содержится в Учении, набросаны эскизы картин будущей жизни. Каждая фраза, каждое слово полны глубокого значения и заставляют много думать, чтобы понять явный и скрытый их смысл.

   Следующая книга — «Листы Сада М.» («Озарение»), вышла в 1925 г. Вторая книга дает качества и признаки работы, утверждающей расширение сознания. Как сказано, первым признаком расширения сознания является идея Общины и Общего Блага.В книге даны первые указания необходимой работы и того направления, чтобы приобрести Право на вступление в Новую Эру и Новый Мир.

   Третья книга — «Община» (1926-1927 гг.), содержит Учение об общинной жизни. По существу это было развернутое обращение Махатм к советскому народу, как продолжение Их Послания, привезенного Рерихами в Москву в 1926 г. и не дошедшего до народа.

   Первые три книги служат как бы введением ко всей последующей серии книг Агни-Йоги. В них уже затронуто большинство вопросов жизни, получивших разработку и освещение с других углов зрения в следующих книгах.

   Четвертая книга Учения называется «Агни-Йога». Она вы¬шла в 1929 г. О том, что такое Агни-Йога и какое значение для будущего имеет стихия Огня, будет подробно рассказано ниже.

   Пятая книга — «Беспредельность» (1930 г.), есть Высшая Космогония. В ней говорится о Законах Мироздания и об эволюции Жизни, о действии и взаимодействии бесчисленных космических энергий, о влиянии небесных Светил и их лучей на эволюцию человечества и развитие Жизни, о Дальних Мирах и о многом другом.

   Дальнейшими томами являются «Иерархия» (1931 г.) и «Сердце» (1932 г.). Как об Иерархии, так и о значении сердца в наступающую Эпоху будет подробно рассказано в следующих главах сей работы.

   «Почему сначала дана «Беспредельность», потом «Иерархия», затем «Сердце»? Сначала указано направление, в котором человек должен следовать, затем ему указаны Проводники в Беспредельность — это наши Руководители, Старшие Братья человечества, Махатмы Шамбалы; но средством для приближения к Иерархии и Беспредельности может служить лишь собственное сердце человека».

   И лишь усилиями своего сердца можно достигнуть того Высшего Огненного Мира, о котором говорят книги Учения.

   Первая часть книги «Мир Огненный» вышла в 1933 году, вторая — в 1934 году, третья — в 1935 году.

   Последними вышедшими в Свет книгами Учения Агни-Йоги являются «Аум» (1936 г.) и «Братство» (1937 г.). Дальнейшие книги Учения («Надземное» и другие) готовились к печати, но по условиям военного времени не могли быть напечатаны.

   Книги Учения Махатм были изданы на русском и английском языках на Западе: в Америке, в Париже, в Риге. Как видим, эти книги начали выходить с 1924 года. И хотя они свободно продавались в книжных магазинах всего Мира, доступ в СССР был для них закрыт: здесь уже началась «сталинская эпоха». Также эти книги были уничтожены в Германии, когда там воцарилась «гитлеров¬ская эпоха».

   В Прибалтике до 1940 года книги Учения могли быть свободно приобретаемы; в Риге было издательство этих книг. А когда прибалтийские республики стали советскими, книги Учения сразу были изъяты из всех книжных магазинов и общественных библиотек.

   Истинно, настает время и уже настало, когда должны быть осмыслены Основы Жизни. Пришло время исследовать и познать Законы Бытия, чтобы начать жить полной и сознательной жизнью. Только знание устоев Жизни может преобразить нашу жизнь, может направить к тому Будущему, о котором мечтает каждый разумный человек, стремящийся к Прогрессу и к Общему Благу.

   «Можно узнавать сроки народов по волнам понимания религии. Там, где видимое неверие, там уже близка жатва Господня. Но где лицемерное благолепие — там Меч готов! Пример Савла будет назиданием».

   «Видно, где может быть осознано начало синтеза. Будет оно не там, где маятник жизни мертв, но там, где он раскачивается крайне. Маятник, сильно пущенный в одну сторону, с таким же размахом качается и в другую».

   «Квасная религия уходит, и на смену этому отжившему пугалу Иван Стотысячный требует нового Света, новой духовной пищи и новых догматов, оправданных разумом и логикой».
   «В будущих школах России пути роста духа будут преподаны познавшими весь Путь. Мои избранные понесут Слово Мое простое о том, что принадлежит Великому Народу».
   «Не далек тот день, когда будут искать всех могущих принести крупицу истинного Знания».
 

_________________

* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 4 июля 2016 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4


Рецензии