Загадки художника. Беломорские петроглифы

           Отрывок из очерка "Дождь в дорогу - хорошая примета"

           Такие скальные образования на поверхности земли обычно в Карелии называли бараньими лбами. Сглаженные ледником, они действительно похожи на чей-то каменный лоб или макушку. В результате получилась прекрасная природная площадка для монументального творчества. По счастью об этом здесь задумались уже давно, еще шесть – семь тысяч лет назад. В результате мы получили в наследие большое количество наскальных рисунков известных миру как Залавруга или беломорские петроглифы.
             К ним нужно свернуть с федеральной трассы на дорогу, ведущую к Беломорску. Потом еще немного прогуляться по заболоченному лесу и тогда перед глазами неожиданно открывалась большая каменная поляна. Многие неровности на ней были заполнены дождевой водой, в которых отражались плывшие в небе облака. Оттого вся эта каменная площадка показалась мне его перевернутым продолжением. Здесь будто отрезало от всего остального мира. Наверное, сюда и раньше приходили в поисках уединения. Это был храм под открытым небом.
              Увидеть сразу наскальные рисунки непросто. Они почти незаметны глазу. Лучше всего никуда не торопиться и постепенно вычитывать их на шершавой покрытой лишайниками каменной поверхности. Иногда, даже поискать на ощупь, как это делали бы незрячие люди. Поскольку все изображения являлись выбитыми углублениями, то лучше всего их видно к вечеру, когда солнечный диск скатывался к горизонту и чертил на земле длинные косые тени. А еще можно было просто полить наскальные рисунки водой, и тогда они проступали более четко.
              После одной такой процедуры неожиданно увидел протянутую ко мне шестипалую ладонь. Может так древний художник изобразил свою руку с вложенным в нее каменным инструментом, которым создавал все эти рисунки? Тогда получалось, что мы с ним поприветствовали друг друга. Что же, большая честь для современного человека…
               Постепенно глаза начали замечать очень многое. Это, как обрести новое зрение, научиться  видеть в темноте.  После этого понял, что давно гулял по каменным изображениям. Это отдельные истории, рассказанные рисунками или огромное наскальное полотно древних художников. Своих имен авторы не нам оставили. Скорее всего, даже не задумывались об этом. Спустя тысячелетия они обрели бессмертие вместе со своими творениями. Камень был лучшим материалом для этого...
               Наверное, специалистам и ученым здесь можно бесконечно черпать информацию о быте и нравах наших древних предшественников. Меня больше увлекало другое сделанное открытие. Это не обычные натурные рисунки, а переработанные сознанием автора изображения. Было в них даже что-то уже совсем непонятное, о чем оставалось только гадать. Можно даже сейчас почувствовать отношение художника к своим моделям, попытаться угадать волновавшие его мысли.
               При всей незамысловатости прежних инструментов – каменных отбойников, большинство изображений получились реалистичными и легко узнаваемыми. Художник сохранил верность своей натуре. Прежде всего, это касалось многочисленных рисунков диких животных. Люди - только малая часть этого мира, совсем не хозяева. Застыли в размашистом беге изображенные на скале олени. Вот уже несколько тысяч лет так куда-то бегут. Рядом затаились охотники: долгое у них получилось ожидание...
              Постепенно переходил от рисунка к рисунку, возникало ощущение какого-то длинного повествования. Многочисленные сцены охоты во всех подробностях рассказывали об успехах древних добытчиков. Охотники в похожих на гребни лодках, охотники на лыжах, с луками и копьями. Их образы рождались в головах древних художников. От того созданные фигуры удивительно динамичны и пластичны. Это уже настоящие действующие персонажи, со своим характером, силой и мужеством, а где-то и хитростью. Количество добытых ими белух, лосей, птицы и рыбы на рисунках зашкаливало. Это состоявшаяся удачная охота или только мечта, фантазия о ней. Похоже, чувство голода редко покидало создателей рисунков.
              Здесь изображались враждебные противостояния, массовые батальные сцены. Мир уже тогда не был добрым и пушистым. При всей своей малой заселенности он казался человеку тесным, по крайней мере, его самая удобная часть. Кому-то доставался больший кусок пирога и самые красивые женщины.
                Вы еще не прочитали переписку Энгельса с этим… “как его дьявола” – Каутским? Это не так важно. Древний человек тоже ее не читал, но он уже знал: “чтобы все взять и поделить”, нужно сначала с кем-то повоевать и отобрать чужое.
                Наверное, в каждом человеке где-то затаилось зло. Оно только называлось по-разному: жадность, зависть или жестокость. Может быть, художник уже тогда предупреждал нас о грозящей опасности. Порокам только дай волю... Возникновение морали не было проявлением человеческой слабости, оно стало высшей ступенью в его развитии...   
                Наскальных изображений женщин здесь было немного. Все они откровенны и натуралистичны, а крупные формы не оставляли сомнений в способностях их обладательниц. Они занимались любовью, вынашивали и рожали детей, исполняли ритуальные танцы или скандалили между собой из-за дележки каких-то вещей. Кажется, что самыми привлекательными для создателей наскальных рисунков были сильные и здоровые женщины, способные продолжать род. Может носик у них был не тот, зато все остальное на месте...
                Художники всегда искали свою красоту. Наверное, эти рисунки создавались ими в хорошем настроении, такие образы грели их душу. Можно рассуждать о сущности любви того времени. Что это было, инстинкт или нечто большее? Признаемся себе: избыток философии всегда мешал настоящей любви.
               Часть изображенных мужских фигур без лишней застенчивости обозначались половыми признаками несколько больших размеров. Кажется, древние мастера хотели подчеркнуть их особую силу. Кто-то скажет, что все это выглядело наивным. Действительно, изобразительное искусство того времени только начинало свой путь восхождения к величественным фрескам Рафаэля. Едва ли могли ли они появиться на стенах Ватикана без этих первых смелых попыток вдохнуть жизнь в каменные образы. Наскальные изображения и сейчас поражали своей выразительностью. Похоже, что здесь потрудились мастера самого разного таланта и одаренности. Среди изображений немало схожих фигур, возможно сделанных рукой одного художника или его учениками...
                С тех пор прошли многие тысячелетия. Что мы приобрели за это время, кроме комфорта и устройства окружающей жизни? Все это теперь возведено в главный смысл нашей жизни. Мы прагматичны и разборчивы, но не стали добрее и лучше.
                У многих нынешних художников хорошие кисти, холсты и самые совершенные краски, но это не избавило изобразительное искусство от погружения в глубины беспредметного мира. Мы уже многое потеряли из-за бесконечных поисков новых реальностей и окончательно заблудились, отрицая свое великое прошлое.
                Вот и рука древнего мастера, так славно проступавшая на камне, теперь исчезла, словно ее сунули в глубокий карман. Закончилась короткая сказка…
                Тишину леса нарушил голос кукушки.
                - Кукушка, скажи, сколько лет мне еще осталось… Раз, два, три… Что же так мало отмерила, кукушечка…
                Все в этом мире тленно, все проходит. Вечной остается только созданная мастером красота…
               
               


             


Рецензии
Сережа, как глубоко, проникновенно и талантливо Вы пишете. Рада прикоснуться душой к Вашему творчеству. И спасибо от нашей Карелии... С уважением и теплом.

Онега Ершова   12.07.2016 14:05     Заявить о нарушении
Спасибо за теплый отзыв, Елена. О Карелии уже много написано. Но каждая новая встреча опять трогает душу, как в первый раз... С уважением и признательностью, Сергей.

Сергей Псарев   12.07.2016 14:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.