И снова - осеннее время раздумий

И снова - осеннее время раздумий
Ступает неслышно на жизни порог,
Уняв нетерпение жарких безумий,
С готовностью спросы чинить, между строк...

Тафтою глядятся ажурные листья,
Окутав дерев постройневших стволы.
Парчовы наряды кустов золотистых.
Поля обнажённостью вольной смелы.

Гуляет хозяйски осенняя сказка,
Дарует - щадя, а, карая - блажит...
И след её, ветром приблудным заласкан,
В размытых дворах бездорожьем лежит.

Бродя по владеньям, снимая улыбки
С берёз, доводя белоствольных до слёз,
Открыла в черте горизонтности зыбкой
Печальные виды на дальний покос.

И музыкой памяти сопровождая
Натруженность мыслей в тенистости грёз,
Ласкается грустью, по лицам блуждая
Задумчиво между улыбок и слёз...

2009

Краткий анализ стихотворения
Тема
Осень как время созерцания, раздумий и тихой грусти; преображение природы и его отражение в человеческом внутреннем мире.
Основная мысль
Осень — не просто смена сезона, а философский момент осмысления жизни: она одновременно дарует и карает, пробуждает память и грусть, соединяет радость и печаль («между улыбок и слёз»).
Композиция
5 строф (4;;;4 строки + 1;;;6 строк).
Линейное развитие: от общего образа осени («ступает неслышно») к конкретике пейзажа («ажурные листья», «парчовы наряды»), затем к внутреннему переживанию («музыка памяти», «натруженность мыслей»).
Финал обобщает двойственность осени: она ласкается грустью, соединяя противоположности.
Тип речи
Описание с элементами рассуждения: пейзажные детали переплетаются с философскими обобщениями.
Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной поэтической лексикой и образностью.
Средства связи
Лексические повторы: «осень», «грусть», «улыбки/слёзы».
Местоимения: «её» (осень), «они» (листья/деревья).
Синтаксический параллелизм: «Дарует — щадя, а, карая — блажит…», «Открыла… Печальные виды…».
Анафора: «И снова…», «И музыкой…».
Средства выразительности
Метафоры: «тафтой глядятся ажурные листья», «музыка памяти», «след её, ветром приблудным заласкан».
Эпитеты: «жарких безумий», «ажурные листья», «парчовы наряды», «зыбкой горизонтности».
Олицетворение: осень «ступает», «гуляет хозяйски», «открыла», «ласкается».
Антитезы: «дарует — карая», «улыбки — слёзы», «щадя — блажит».
Архаизмы/книжная лексика: «уняв», «спросы чинить», «блажит», «владеньям» — придают тексту торжественность.
Ассонанс и аллитерация: повторяющиеся звуки «с», «л», «р» создают ощущение шелеста листьев и тихого движения.
Настроение
Задумчивая меланхолия с оттенком светлой грусти; гармония противоположностей (радость/печаль, щедрость/суровость осени).
Размер и рифма
Размер: преимущественно четырёхстопный ямб.
Рифмовка: перекрёстная (АБАБ) с чередованием мужских и женских рифм.
В последней строфе — шестистишие с комбинированной рифмовкой.
Итог: стихотворение создаёт многогранный образ осени как времени перехода, где природа и человеческая душа вступают в диалог через символы и контрасты.


Рецензии